X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 сентября 2019
Фото: Эдвард Тихонов

Культурные противостояния: наступает буриданово лето. Часть I

Казалось бы, при нынешней культурной политике с её бесконечным секвестром бюджета и приоритетным финансированием проектов, связанных с патриотическим воспитанием и допризывной подготовкой, в Пермском крае фестивали должны увядать, как цветы без подкормки. Ан нет! Министр Гладнев лишил финансирования знаменитую Академию молодых композиторов в Чайковском и её продолжение — фестиваль современной академической музыки Sound 59, а они всё равно состоятся: на средства федерального минкульта и благодаря добрым людям вроде Александра Флегинского, который предоставляет фестивалю прекрасный концертный зал в бывшем кинотеатре «Триумф». С прочими фестивалями то же самое: закрыли «Пилораму» — появился фестиваль «Мосты» («После „Пилорамы“»), закрыли «Белые ночи» — и тут же появляются «Ночи-Ночи в Театре-Театре»...

Фестивалей по-прежнему много. Их так много, что они идут порой одновременно, и зритель постоянно оказывается в позе Буриданова осла (или барана, зависит от версии). На протяжении всего лета пермякам придётся выбирать. И не только из-за того, что некоторые события совпадают, но и потому что они выстраиваются в смысловые оппозиции, настоящие дуэли!

Мы попробовали выделить самые острые культурные противостояния стремительно приближающегося лета.

Дуэль первая. Спиваков vs Курентзис

Два фестиваля серьёзной музыки по времени не совпадают, но публику, как всегда, расколют на два лагеря. Если попытаться подобрать самые общие определения, то выйдет, что на фестиваль Национального филармонического оркестра России «Владимир Спиваков приглашает...» пойдут те, кто любит всё привычное, тащится от знакомого и лелеет воспоминания 30-летней давности, когда, будучи молодым, впервые посетил концерты «Виртуозов Москвы» с таким же молодым Спиваковым; на Дягилевский же фестиваль под руководством Теодора Курентзиса пойдут те, кто любит новую информацию, тащится от неожиданностей и готов принять непривычное.

Но это — в самом общем виде, а при внимательном изучении программ обе категории зрителей найдут нечто привлекательное для себя в обоих фестивалях. Судите сами...

Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» — это шесть концертов за пять дней (5-9 июня), причём в каждом из них участвуют звёзды классической музыки. На открытии фестиваля сам Спиваков будет солировать на скрипке, доверив дирижирование совсем молодому и очень перспективному эстонцу Михаилу Гертсу. В концертах фестиваля выступят органистка Евгения Кривицкая, известная также как главный редактор «Музыкальной жизни», скрипачи Александра Конунова и Сергей Догадин, пианист Александр Малофеев, виолончелист Александр Бузлов. Все — совсем молодые, но уже знаменитые.

Прозвучат произведения Бетховена, Моцарта, семьи Штраусов, Венявского, Шоссона, Равеля, Гайдна... На закрытии, само собой — бенефис юбиляра, Сергея Сергеевича Прокофьева. Будет также музыкально-литературный вечер, посвящённый произведениям Шекспира и музыке, с ними связанной, где меломаны насладятся творениями Генри Пёрселла, Георга Фридриха Генделя, Нино Рота и Бенджамина Бриттена.

Одним словом, меломаны независимо от личных вкусовых пристрастий хором говорят: «Надо идти».

Дягилевский фестиваль, который пройдёт с 17 по 30 июня, соберёт всё самое острое, актуальное, броское в академической музыке — имена, произведения, форматы. Главные звёзды — режиссёр-постановщик «Травиаты» Роберт Уилсон, сенсация последнего Международного конкурса им. Чайковского — французский пианист Люка Дебарг и наимоднейший хореограф из Бельгии Сиди Ларби Шеркауи. А кроме того: певица Пола Муррихай, пианисты Антон Батагов, Симон Леппер и Полина Осетинская, скрипачи Томас Цетмайер и Каролин Видман, ансамбли старинной музыки Poeme Harmonique (Франция) и Graindelavoix (Бельгия) и, конечно, MusicAeterna во всех видах — оркестр, хор, инструментальные ансамбли солистов, а на десерт — большой фестивальный оркестр сыграет Малера под управлением Курентзиса. Будет выставка в Пермской галерее, творческие встречи, мастер-классы, большая образовательная программа и знаменитые события необычных форматов, такие как ночные гала-концерты, которые проходят в полной темноте, без конферанса, с неизвестной заранее программой.

Закрытие Дягилевского фестиваля 2015.  Фото: Эдвард Тихонов

Одним словом, далеко не только околомузыкальные тусовщики и фанаты Курентзиса, но и все уважающие себя любители музыки должны активно реагировать на программу этого фестиваля, который может смело претендовать на звание главного культурного события не только лета, но и всего года.

Продолжение следует...

***

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь