X

Новости

Сегодня
Вчера
13 июля 2019
12 июля 2019
11 июля 2019
Фото: Анастасия Трофимова
152статьи

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Сказочный цирк умеет делать чудеса. Как театр-лаборатория ПТАХ превратил «Золушку» в балаган, и почему это здорово

История о Золушке — один из самых известных сюжетов в мире. Вариаций у него бесчисленное множество: от оригинальной сказки с волшебным деревом и членовредительством, до «Красотки» с проституцией, Джулией Робертс и Ричардом Гиром. В театре-лаборатории ПТАХ взяли вариант «Золушки», написанный Евгением Шварцем для одноимённого фильма, и на его основе сделали почти невозможное — свежую и очень весёлую версию истории, знакомой всем с детства.

«ПТАХ» — птица гордая и независимая. Поэтому может себе очень многое позволить: ставить, что хочется (О. Генри, Светлану Алексиевич, Василия Сигарева, «Муху-Цокотуху»), читать стихи в темноте с пермяками, делиться историями счастья, проводить уличные перформансы, снимать трэш-кино и даже подолгу не выпускать премьер. Но недавно в Доме актёра «птаховцы» показали свой новый спектакль «Золушка» (6+). Поставлен он по киноповести Евгения Шварца, по которой был снят легендарный советский фильм, тот самый с «я не волшебник, я только учусь».

Но текст Шварца стал для независимого театра фундаментом, на котором они выстроили своё необычное здание — балаган. Ведь всё действие режиссёр Евгения Пашиева перенесла из сказочной страны в цирк. Поэтому Золушка (Анастасия Морева) здесь стала мечтать о том, чтобы попасть не на бал, а на представление. Заодно она довольно суровой семейной драмой обзавелась — мама-канатоходка сорвалась с каната, а папу-дрессировщика тигрица съела. Остальные герои под стать. Так мачеха (Елена Болотова) стала самовлюблённой дрессировщицей собачек, а её дочки соответственно тоже стали маленькими собачками, которых она везде таскает с собой. Фея (снова Елена Болотова) тут стала фокусницей, её Паж (Даниил Гетьман) обрёл черты Гарри Поттера, а Король (Алексей Гилёв) и Принц (Алексей Дерюгин) оказались классическим клоунским дуэтом. Король — рыжий клоун, весельчак и хозяин положения, а Принц — клоун белый, грустный и погруженный в себя. Почти что Пьеро.

Фото: Анастасия Трофимова
Фото: Анастасия Трофимова

И весь тот час, что идёт спектакль, на сцене творится весёлый и чертовски обаятельный балаган с отличными шутками, клоунскими репризами, музыкой, песнями, рэпом, незатейливыми фокусами. Но самое главное, что происходит — это отличнейший интерактив с юными зрителями в зале. Ведь «Золушка» — спектакль, рассчитанный на детей и сделанный для них с удивительной тщательностью. Детям в зале выделены специальные удобные места на подушках, для них заготовлено множество приятных сюрпризов, а герои часто разговаривают со зрителями (Золушка делает это с самых первых секунд спектакля) и периодически играют с ними в небольшие игры, тем самым органично вовлекая в действие и не позволяя заскучать.

Поэтому «Золушка» получается очень живым, ярким и по-хорошему бесшабашным спектаклем. Ведь актёры откровенно валяют дурака, веселятся сами и веселят юных зрителей, и делают это от души, всячески подчёркивая некую несерьёзную нереальность всей сказки. В общем, цирк, да и только. И дети на эту честную в своей непосредственности игру охотно отзываются и активно в неё включаются. Правда, этот самый сказочный цирк действительно умеет делать чудеса, вернее, рассказывать красивую и добрую историю, написанную Евгением Шварцем, которая неизбежно проступает через все шутки и фокусы.

Фото: Анастасия Трофимова

А если внимательнее приглядеться, то опять же за всем весельем можно увидеть неплохо поданную мораль, удивительно плавную режиссёрскую работу Евгении Пашиевой и, конечно же, то, как замечательно выкладываются артисты «ПТАХа». Какая лучезарная Золушка получилась у Анастасии Моревой, как Елене Болотовой удаётся сыграть две очень разных роли мачехи и феи, какой милейший вышел Паж-Поттер из Даниила Гетьмана, и тот отличный клоунский дуэт, который сложился у Алексея Дерюгина и Алексея Гилёва. Правда, со сценической речью надо что-то делать, да и финал ударяется в не совсем подходящую лёгкому действию патетику.

Фото: Анастасия Трофимова

Благодаря всему этому, независимый театральный коллектив, в котором нет профессиональных актёров, смог создать пример очень удачного и качественного спектакля для детей. Причём эта «Золушка» попадает в важную нишу между бэби-театром для самых маленьких, порой целиком построенном на интерактиве и веселье, и более возрастным и серьёзным театром для подростков. Спектакль «ПТАХа» почти органично сочетает эти моменты, поскольку состоит из очень умелого применения хорошо известных приёмов, из которого выходит нечто новое и оригинальное. И получается это настолько удачно, что профессиональные коллеги могут даже кое-чему поучиться у «птаховцев». Ну чем не волшебство?

***

Читайте также: интервью с артистами и худруком творческой лаборатории «ПТАХа» Евгенией Пашиевой.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+