X

Новости

2 дня назад
18 января 2018
17 января 2018
16 января 2018

С «Верой в Брежнева». Лаборатория музыки закрыла второй сезон

Фото: Сергей Королёв

Партер уж полон, ложи блещут, а композитор Сергей Иванов променял цветные джинсы на смокинг. Он закрывает «Лабораторию музыки» — проект по развитию музыкальной среды в Пермском крае. В этом году в лаборатории приняли участие около 100 человек, 40 из них образовали 16 музыкальных проектов. На этом математика заканчивается, и начинается полуторачасовая магия. На сцене ресторана «Нева» с космическими экранами коллаборации представили экспериментальный живой авторский материал.

«Мы считаем, что люди, которые поют под фонограмму, должны получать ксерокопии денег», — так Сергей Иванов обратил внимание на то, что все выступления лаборатории — живые.

Если вы пришли чуть раньше и попали на саунд-чек первого коллектива под названием «Этно-фьюжн», вы вряд ли могли сойти с места. Мультиинструменталисты Павел Никитин и Александр Лапчев «очистились» до гитары и старого банджо, Софья Рыжкова поставила в центр роскошную белую арфу, к этому добавились воздушные потоки ханга — мантрическую композицию смело можно было исполнять минут двадцать.

Этно-фьюжн Фото: Сергей Королёв

Название коллаборации HPMBP отсылает к противостоянию двух идеологий — компьютера 2000-х годов и макбука. Однако даже такое странное название не смогло затмить того, что произошло после их объявления. Возможно, стоит только исключить из этого электронного союза одного человека, и всё рассыплется, но вместе они звучали океанически. В нескольких проектах участвует мультиинструменталист Дмитрий Кобяков — специально для HPMBP он стал клавишником и магом электронного саунда. Это кажется магическим, потому что, нажми он другую клавишу, счастье бы не пришло. То же можно сказать про игру Александра Насибуллина.

Вокалист Иван Пылин проявил себя в нескольких выступлениях. Плавный и пластичный в HPMBP, он стал резким и ярким в дуэте с Ксенией Павловой «ХЛЕБ & SOUL». Кстати, в этой девушке прекрасно всё — экономическое образование, россыпь кудрей, артистизм и сочный голос. Это украсит ещё несколько номеров, в том числе «Кассандру», в которой Ксения научилась летать, а Андрей Трухачёв вызывал горных духов, играя на армянском дудуке.

Иван Пылин и Ксения Павлова. Фото: Сергей Королёв

Один из стильных трендов этого концерта — баянист в шляпе. Конечно же, это Михаил Белокрылов. Сначала он звучал как шумная летняя улица под солнечную рефлексию Кристины Владыкиной, потом внёс настойчивое джазовое звучание в хип-хоп Сергея Павлецова «Вера в Брежнева». В этом треке было что-то романтически позднесоветское и в то же время разрушительно молодое. Сергей, он же Sega Tyler, участвует в «Лаборатории» второй раз, уже 10 лет он выступает в пермских клубах.

Sega Tyler. Фото: Сергей Королёв

«Лаборатория музыки» в том числе показывает, что время жёсткого противостояния музыкальных направлений уже прошло. Хорошая музыка — это не только тяжёлый рок или только дип-хаус, она встречается в каждом направлении, которых сейчас бесчисленное множество. Основной принцип непрофессионального понимания музыки — это не идентификация по стилям, а присказка из КВН: «Вот отсюда — вот сюда, чтобы вот здесь хорошо было».

Многие из участников — чистые искатели и экспериментаторы: Александр Назарчук играет уже много лет и не может остановиться, изучая новые стили и инструменты. Вероника Ступникова ещё учится в школе, она даже приносила в лабораторию домашнее задание по логарифмам, которое ей помогали делать музыканты. Судя по нежности, с которой о ней говорят участники, Вероника принесла ещё и напоминание о том, что люди должны поддерживать друг-друга.

Фото: Сергей Королёв

Впервые выступала на сцене Юлия Манькова, по словам Сергея Иванова, она «просто проходила мимо, потом зашла и написала песню». Искристая Лина Иванова — ещё совсем юная, но уверенная и смелая. Как шутит Ана Айрапетян, фантастический Роман Аверин играет в половине групп Перми. Сегодня он просто развлекается за ударной установкой, но этот стук и есть стук сердца любой музыкальной коллаборации.

Сергей и Лина Ивановы Фото: Сергей Королёв

Сказать, что исполнение всех номеров было где-то на высоте, всё же нельзя. Как не получится и требовать высококлассного звучания от тех, кто впервые встал за пульт, клавиши, или, не дай бог, запел. Однако участникам чаще всего удавалось создать баланс — небольшие недостатки они скрашивали костюмами и цветомузыкой. Их не так много, и всё дело в тренировке и развитии. Казалось, что если выключить звук, можно будет просто наслаждаться картинкой.

Перед концертом нам удалось поговорить с директором проекта «Лаборатория музыки» и вокалисткой группы AIRA Анной Айрапетян.

В 2016 году кураторы студии Сергея Иванова провели мастер-класс на тему демо-записи. Когда они не смогли уместить всех желающих на своих стульях, решили, что нужно создать школу. В 2016 году в лаборатории участвовали сто человек и девять коллабораций. В этот раз результаты вдвое больше — и по количеству слушателей, и занятых музыкантов и инструментов.

«Проекты создаются так: ты только подумал — сразу стучат в дверь. Так было и с незрячими детьми. Однажды мы играли в клубе концерт, Иванов говорит — я в темноте почти отыграл, тут и слепой справится. Через несколько дней нам звонят и просят проект. Лаборатория появилась точно также: к нам в студию каждый день кто-нибудь приходит из друзей знакомиться, записываться, а им не откажешь: нельзя отказывать, когда вы — самая большая музыкальная студия в Перми».

Ана рассказала, что в каждом городе свои зрители, так как их формирует музыкальная среда. Зритель бывает «мягкий», запросто впитывающий всё новое и незнакомое. А пермский зритель будто «оказывается в шоке и замерзает», когда встречается с новой музыкой. Достучаться до пермского зрителя сложнее, чем до свердловского — там легендарные рокеры развивают среду. В итоге музыкант уезжает от «замёрзшего» зрителя в Москву, где растворяется и становится менеджером по продаже труб и трубочек.

Анна Айрапетян, Сергей Иванов Фото: Сергей Королёв

«Странно слышать, когда кто-то говорит, что мы в Перми как в дыре. Мы любим свой город — здесь можно развиваться. Сидя здесь, на Дзержинского, мы создаём музыку экспортного качества, в то время как многие говорят, что это невозможно».

Музыкальная среда формируется в том числе из понимания, что за музыку нужно платить и что её можно продавать.

Продюсер сетует на то, что исчез институт вокально-инструментальных ансамблей, который в советские времена охватывал всех «трудящихся» — развивал и отвлекал от бытовой неустроенности.

Лаборатория даёт две важных вещи — информацию и связи. Как снежный ком растёт количество мастер-классов, идей и потребностей. В этом году, помимо саунддизайнеров, фотографов, продюсеров, кураторы проекта пригласили преподавателя по авторскому праву Бориса Гилёва. Ближе к концу обнаружили, что «коллаборанты» увлеклись искусством и забыли про внешний образ групп — пригласили стилиста Ирину Курцебу.

Фото: Сергей Королёв

Анна рассказала, что множество друзей помогали лаборатории безвозмездно — руководитель студии 3D анимации Игорь Стрельников сделал видеозаставку проекта, 16 визиток снял оператор Гоша Печёнкин. На городском конкурсе социальных проектов продюсеров поддержало министерство образования. Вице-премьер правительства Пермского края Ирина Ивенских тоже считает этот проект важным.

«Сколько дашь — столько получишь, — говорит Ана. — Это мудрость моих предков, и это написано в любой попсовой книге. Я могу поделиться по-братски половиной того, что у меня есть, и если я увижу результат, в другой раз я смогу отдать всё».

В следующем году Сергей Иванов и Анна Айрапетян планируют новый телевизионный проект, связанный с кругом этнических инструментов.

***