X

Citizen

Вчера
2 дня назад
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017
08 сентября 2017
07 сентября 2017
06 сентября 2017
05 сентября 2017
03 сентября 2017

«Фантом Марины Кудряшовой»: Под колёсами любви и одиночества

105статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Фото: Пермский ТЮЗ

Наступил сентябрь, а вместе с ним новый учебный год и театральный сезон. Логично, что именно сейчас пермский ТЮЗ выпускает спектакль «Фантом Марины Кудряшовой», который рассказывает о множестве актуальных проблем школьников и их учителей, а действие не покидает стен учебного заведения.

«Фантом Марины Кудряшовой» можно называть эксклюзивом ТЮЗа. С ноября прошлого года по март 2016 года в театре проходила драматургическая лаборатория «Разговор на равных», в рамках которой три драматурга и три режиссёра общались с пермскими школьниками, чтобы создать новые пьесы о современных подростках. В марте прошёл показ эскизов, созданных режиссёрами на основе этих пьес. Зрительским голосованием для постановки и был выбран «Фантом Марины Кудряшовой», написанный драматургом Анной Батуриной, и поставленный режиссёром Артёмом Терёхиным. И это неудивительно — зрители выбрали самое злободневное, пропитанное «духом времени» произведение. Правда, этих самых актуальных проблем в нём оказалось даже слишком много.

Сама премьера спектакля должна состояться 22 сентября, но общественную сдачу перед зрителями провели гораздо раньше — 31 августа.

Начинается «Фантом Марины Кудряшовой» с эмоционально выхолощенной, нарочито бесчувственной сцены похорон бросившейся под поезд школьницы — той самой Марины Кудряшовой. Собственно похорон как таковых и не показано — выстроившиеся в ряд артисты с портретами Кудряшовой в руках просто по очереди читают в зал текст с описанием погребения и сдержанной реакции родных и близких самоубийцы. Делают они это сухо и холодно, отчего эта сцена выглядит довольно пугающей.

Не стоит лишний раз говорить про актуальность проблемы подросткового суицида, достаточно просто вспомнить историю самоубийства Рины Паленковой, которая закрепилась в интернете мемом «Ня. Пока» (в «Фантоме Марины Кудряшовой» можно уловить что-то общее с этой историей) или нашумевшую статью «Новой газеты» о группах смерти. Современное драматическое искусство тоже эту проблему не обходит стороной, рассматривая её по своему — самоубийство становится либо трагичным финалом истории, либо отправной точкой сюжета. Например, похоронами школьницы-самоубийцы заканчивался скандальный сериал «Школа» Гай Германики, а в начале прогремевшего не так давно фильма Ивана Твердовского «Класс коррекции» под колёсами поезда погиб подросток.

В «Фантоме Марины Кудряшовой» самоубийство школьницы становится поводом для размышлений о собственной жизни для её одноклассников Жени Акимова (Евгений Замахаев) и Алёны Маньшиной (Надежда Кайсина) и их учителей — строгого завуча со странностями Зои Марковны (Елена Бычкова) и противопоставленной ей физичке с весёлым прошлым Людмилы Васильевны (Анна Демакова). Они все будут пытаться разобраться в себе, а по-своему поможет им в этом периодический возникающий фантом Марины Кудряшовой (Анна Михайлова).

Фото: Пермский ТЮЗ

В течение часа, что идёт спектакль, действие не покидает школы — сцена оформлена главным художником ТЮЗа Юрием Жарковым как школьный класс с партами, доской и рисунками мелом. Но это типичная школьная обстановка изменяется в моменты явления духа умершей школьницы, и превращается в какое-то потустороннее пространство благодаря проецируемой на декорации мультипликации Анны Гантимуровой.

Причины, почему Марина Кудряшова бросилась под поезд, в спектакле не называются. Может её, как в песне «Наутилуса», намотало на колёса любви? Не зря же здесь присутствует развёрнутая отсылка к «Анне Карениной» в виде чтения начала из этого романа на уроке литературы, которое постепенно перерастает в очередное явление фантома. Да и любовная линия в спектакле занимает важное место, образуя даже не треугольник, а причудливый и немного шокирующий квадрат. Внешне строгая, образцово консервативная завуч Зоя Марковна испытывает трепетные и нежные (даже чересчур) чувства к ученику Жене Акимову, к нему же неровно дышит одноклассница Маньшина, а сам Акимов влюблён в физичку. Такая вот вечная молодость...

Ярче всех в этом любовном квадрате смотрится как раз завуч. Елена Бычкова великолепно показывает переходы своей героини от командирской строгости к любовной нежности, и при этом ещё и демонстрирует лёгкое сумасшествие своей героини: она черпает вдохновение в конфискованном некогда блокноте самоубийцы, вычитывая в нём мысли, похожие на статусы для соцсетей, и видит, как эти слова появляются на школьной доске.

Фото: Пермский ТЮЗ

Характерной чертой «Фантома Марины Кудряшовой» является рассмотрение подростковых проблем в таком шоковом, резком, смелом ключе. Но чего ещё ждать от спектакля, где основным героем является школьница-самоубийца? Такой же подход у авторов и к вопросу об одиночестве, и том как люди от него сбегают. Ещё на стадии общения с детьми драматург Анна Батурина говорила, что ей интересно, как перекликаются темы подросткового одиночества и тяга к популярности в интернете. Как раз в одно из своих явлений призрак Марины Кудряшовой во всю интересуется у одноклассников, сколько просмотров на ютьбе у ролика с её самоубийством. Спектакль обозначает и другие радикальные способы сбежать от одиночества — можно например, податься в одну запрещённую в России организацию, эту мысль озвучивает Алёна Маньшина, и в одной из сцен даже появляется в парандже. Естественно, завуч тут же пытается заставить её снять это одеяние, а школьница защищается, заявляя, что это оскорбление чувств верующих! Выстроен этот эпизод с юмором, и смотрится очень он смешно, почти как фарс.

И подобных тем на грани фола в «Фантоме Марины Кудряшовой» множество: здесь фигурируют не только любовь, интернет и международный терроризм, но и, например, телевизионная пропаганда и консерватизм общества. Главное достоинство спектакля — то, что он не боится смело и откровенно поднимать вопросы, про которые у нас не то что бы говорить запрещено, а просто не принято, на них существует некая стыдливая и даже ханжеская «фигура умолчания». А говорить об этом надо, потому что игнорирование проблемы её не отменяет, а позволяет лишь накапливать новые трудности. Перед сдачей спектакля режиссёр Артём Терёхин сказал зрителям, что это «вредные советы», пример для молодых людей, как делать не надо.

Фото: Пермский ТЮЗ
Фото: Пермский ТЮЗ

Но в этом же подходе кроется главная проблема «Фантома...». Всего за час, на примере четырёх героев, здесь затрагивается очень много актуальных вопросов и проблем и даётся так много этих «вредных советов», что кажется, будто они, грубо говоря, «навалены» кучей, и ни один не рассматривается глубоко, всё схвачено только по верхам. Чувствуется, что спектакль делался в очень сжатые сроки, и драматургу и режиссёру просто не хватило времени доработать и довести до ума некоторые моменты и раскрыть их полностью.

Поэтому и финал «Фантома Марины Кудряшовой» оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, сюжет полностью завершён, все линии героев по-своему закрыты, и каждый из них как-то меняется в ходе этой истории. С другой — возникает некоторая недосказанность, словно какой-то незримый фантом повисает в воздухе после завершения действия. И невозможно понять — так было задумано специально или получилось само собой?

Так или иначе, главное, что создатели этого спектакля не боятся серьёзно и откровенно говорить с молодым зрителем на множество непростых, но важных для них тем, на равных, то есть в соответствии с названием лаборатории, в рамках которой и появился «Фантом Марины Кудряшовой». Да, местами этот разговор выходит довольно поверхностным и сумбурным. Но если учесть, что про эти вопросы вообще не принято что-либо говорить, становится важным сам факт того, что это было произнесено вслух.