X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
4статьи

Пятничный проект «Звезды» про пермскую и не только пермскую музыку

Звук на карантине. Подводим музыкальные итоги 2020 года

2020 стал испытанием для музыкальной индустрии из-за пандемии COVID-19. Нет туров, нет больших концертов, а переход в онлайн не то чтобы удался. Концертные площадки теряют деньги, фестивали отменяют и переносят. Мировые компании ориентируются даже не на 2021, а на 2022 год. Однако, есть позитивные изменения. Евгений Казук, Артём Садовенко и Сергей Якупов специально для интернет-журнала «Звезда» рассказывают о тенденциях года и главных релизах.

Евгений Казук: «Расцвет домашней звукозаписи, много трэпа, а дальше что?»

В 2020 вышло неимоверное количество музыки. В социальной изоляции у музыкантов появилось время писать новые треки. Каждую пятницу на тебя вываливается по пять-семь релизов от заметных артистов плюс ещё столько же от музыкантов поменьше.

Развивается домашняя звукозапись. Производить музыку становится дешевле и быстрее. Например, Charlie XCX полностью записала последний альбом How am I feeling дома. Всем известный Пол Маккартни сделал последнюю пластинку McCartney III также в домашних условиях.

Пока большие концертные площадки простаивают, небольшие пространства получили возможность звать артистов к себе. В условиях пандемии, когда туровая деятельность на паузе, все немного уравнялись. Группам нужна локальная сцена, сцене нужны локальные группы. Если вы давно хотели начать деятельность в индустрии музыки, сейчас подходящее время. Причём в любом направлении.

Что удивительно, очень гибкий к переменам жанр — хип-хоп — продолжает стагнировать. Самым популярным и массовым ответвлением остаётся трэп. Его в 2020 году тонны. Если честно, возникло ощущение, что от него устали. Даже классический Boombap воспринимается с большим энтузиазмом и интересом. Конечно, посреди всего засилья трэпа вышло и много экспериментальных альбомов.

Расскажу о своих любимых в этом топе за 2020 год.

Die Antwoord — HOUSE OF ZEF

Альбом появился максимально незаметно. Без предварительных анонсов. По словам группы, альбом последний. На пластинке много коллабораций с африканскими рэперами. По сравнению с предыдущими хитовыми работами здесь чувствуется более минималистичный подход.

Ghostemane — ANTI-ICON

Эрик Уитни выпустил свой самый мясной, плотный и цельный альбом. Уже с интро звук поглощает с головой. Наконец-то абсолютный баланс между трэпом, грайндкором, дэт- и блэк-металом. Настолько тонкий симбиоз и переплетение элементов, что при прослушивании не ощущаешь переходов или дискомфорта. Индастриально-нойзовые синты, перегруженные гитары и басы сопровождаются брейкдаунами, скримингом и характерным флоу со сменой голосов. Атмосферные треки вводят тебя в транс, и ты будто оказываешься на самой глубине безвылазной черноты, окутанный аурой древнего бога.

Lil Asaf — Lal Bazam

Признаюсь, испытываю слабость к рэпу не на английском языке и восточным мотивам. Помимо этого, в творчестве иракского рэпера Lil Asaf есть ещё и электроника с разнообразными ударными партиями, что совсем доводит до мурашек.

FishBall — 3:13

Трэп с латиноамериканскими мотивами и примесью EDM от итальянской артистки FishBall. Альбом качает покруче, чем многие релизы популярных американских рэперов. Попробуйте включить его на вечеринке и посмотрите, что будет.

clipping. — Visions of Bodies Being Burned

Яркие представители экспериментального хип-хопа. Группа виртуозно работает с шумом в треках. Непросто заставить гладко работать между собой вокал и нойзовый инструментал с ритмичными быстрыми ударными.

William Crooks — flowers

Хип-хоп, в котором нет ничего лишнего. Не перегруженные лишними звуками биты, хлёсткий флоу, плотный бас.

Yung Lean — Starz

Я наблюдаю за Янг Лином с 2013 года, и мне нравится какой стиль он выработал и как его развивает. Это всё тот же воздушный, немного lo-fi рэп, способный унести в космос. При этом чувствуется, как с годами усложняются флоу и аранжировки.

Amnesia Scanner — Tearless

Финский дуэт электронщиков из Берлина. Перегруженная шумовая электроника с нечеловеческим голосом. Последний принадлежит синтезатору речи Oracle. Часто выступают как в клубах, так и на открытии выставок и арт-проектов. Это нужно просто послушать.

Salem — Fearless in heaven

Возвращение создателей жанра витч-хаус спустя 10 лет с новым альбомом. Это всё тот же витч-хаус с иногда проскакивающими элементами хип-хопа. Альбом слушается на одном дыхании. Как и на предыдущей работе, здесь есть гнетущий эмбиент, крики, шёпот и вязкая репетативность. Пожалуй, только первопроходцы жанра могли вдохнуть в него жизнь в 2020 году.

The Garden — Kiss My Super Bowl Ring

Мой любимый альбом 2020. Гонял его по кругу неисчислимое количество раз. Экспериментальная рок-группа двух близнецов из Калифорнии. Сочетают вместе панк, электронику, драм-н-бэйс, агрессивную манеру пения, местами флоу, крики. От каждого трека исходит нескончаемый драйв, возникает желание запрыгнуть в мошпит или разнести что-нибудь.

Напоследок. В перспективе кризис закончится позитивными переменами в сторону новичков. Говоря пафосно, после долгой тёмной ночи всегда наступает рассвет.

Артём Садовенко: «Непотребный Моргенштерн, отличный Boulevard Depo и дебют Mayot»

В 2020 году русский рэп поделился на условные дивизионы. Разрыв между мейнстримом и нишевой (андеграундной, узконаправленной) музыкой стремительно усиливался. А «рычаги продаж» активно интегрировались в российский хип-хоп. Мейнстрим заполонили артисты, приходящие ради того, чтобы записывать вирусные треки, продвинуться в соцсетях и заработать денег. Популярные артисты, которые делают музыку, не подходящую под категорию «чартов», по большей части молчали.

Моргенштерн

Конечно, это не та музыка, о которой хочется говорить и советовать. Но обходить вниманием её было бы неправильно. В 2020 году Моргенштерн достиг пика своей популярности. Cadillac — главный трек года, который звучал из каждого утюга. «Легендарная Пыль» — альбом про то, что музыкальность и аутентичность могут перекрываться умением продавать себя аудитории. Записанный за неделю на пару с продюсером Slava Marlow он стал квинтэссенцией всей музыкальной непотребности. Сам Slava Marlow выпустил EP «Артём» — нечто среднее между рэпом для чартов «ВКонтакте» и «Тик-тока». Тандем весь год шумел в чартах, появлялся на фитах у самых разных исполнителей, бродил по ютубу и тв-шоу, провоцировал и вызывал эмоции. Моргенштерн — герой этого года. Положительный или отрицательный? Пусть каждый решит сам.

Скриптонит

В этом году занимался, по большей части, продюсированием близких по духу исполнителей и товарищей. Но если вам нужен павлодарский звук, то разразились долгостроями Truwer («Каз. Правды») и 104 («Кино без сигарет»). Это мощные боевые альбомы с фирменным аутентичным «казахстанским» звуком.

Оксимирон

Молчал в музыке и занимался социально-политическими действиями.

Хаски

Музыкант, в последние три года умело совмещавший популярность и аутентичность, выпустил долгожданный «Хошхоног». Это альбом, которому сложно дать оценку. С одной стороны, Хаски развился в плане флоу, звучания и умения с одинаковой силой проникать внутрь человека на разных инструментальных композициях. С другой, за всем этим как будто просела мысль. Но трек «Никогда-Нибудь» — один из лучших этого года. В нём содержится идеальная квинтэссенция инструментала и томного голоса Хаски, срывающегося на автотюновое пение.

ЛСП

После долгого затишья выпустил два альбома с промежутком в неделю. Второй из них, One More City, — и по смыслу, и по сути своей финал трилогии, состоящей из важных для русского хип-хопа Magic City и Tragic City. С первым же из двух вышедших в этом году альбомов «Свиное Рыло» ситуация интересней. ЛСП молчал три года. Фанаты начали строить догадки и делать вымышленные трек-листы альбома от Олега. Забавы ради по одному из таких трек-листов он выстроил целый альбом — сказку про трёх поросят на новый лад. И это уникальное и прежде невиданное событие для русского хип-хопа, которое говорит о том, что окружение и аура релиза — часть творчества и искусства.

Pharaoh

В последние годы находился в статусе витрины «западного» звучания русского рэпа. Но альбом «Правило» выстрелил мимо. Это настоящее разочарование года.

Boulevard Depo

Исполнитель, который за последние два года проделал путь от фаворита рэп-гиков до масштабного артиста. В 2020 он выпустил, вероятно, свой важнейший альбом. Old Blood посвящён взрослению и своему месту в жизни. Он умело совмещает старую и новую школу. Стильный и обладающий неподдельным грувом альбом Old Blood — главное музыкальное рэп-событие 2020 года.

Авангард

Выходцы из объединения YungRussia выпустили массу отличных релизов. I61 отметился своим самым понятным альбомом Angelwave, не изменяя при этом своему стилю — это всё тот же изобретательный и в хорошем смысле сложный рэп. Jeembo, продолжая работать на территории фонка, явил свой дебютный альбом Black Box. Gone.Fludd, намеренно растеряв аудиторию, выпустил релиз, демонстрирующий разносторонность и серьёзность его как рэп-исполнителя. Thomas Mraz «вернул нас в детство» переизданием своего дебютного альбома Emotional-8. Mnogoznaal окутывал пеленой мотивов и обволакивал слушателей этнической атмосферой на альбоме «Круг Ветров».

Дебют года

Saluki, не выпустивший в этом году своего альбома, активно участвовал на релизах друзей как исполнитель и продюсер. Их тандем с музыкантом OSA — одна из главных инструментальных сил. С их помощью засияла Anikv, cходу став яркой R’n'B-звездой. Их совместный трек «Меня не будет» — яркий представитель нестыдного поп-трека и большой шаг на пути к очищению поп-музыки от попсы. Zavet сначала выпустил глитчевый, деконструированный и собранный из обломков жанра рэп-релиз «Жилы». А чуть позже сделал альбом Velvet Heaven, деконструирующий поп-музыку. Разброс гостей на релизах — от Boulevard Depo и Хаски до Pussy Riot, а клип на трек Bye Bye — вечеринка в духе Гаспара Ноэ. В похожем плане работает и другой яркий новичок —Vacio. Его музыка — смесь гранжа с хип-хопом. Юношеский угар, энергетика свободы и молодости.

Угасание трэпа

Самый популярный поджанр хип-хопа после взрыва пару лет назад в этом году был не так ярок. Огромное количество людей, севшее на поезд трэпа, превратили его в рутину. Порой стало сложно замечать качественное и интересное. А главные представители, за исключением пары имён, готовили почву для будущих релизов. Исключениями стали Kizaru и Rocket. Первый выпустил громкий альбом Born to Trap, разошедшийся на мемы и цитаты. Второй выпустил два крепких релиза — Supreme Swing и Aeon Values. Big Baby Tape, Платина, lil krystall ограничились парой треков и гостевых участий. Og Buda принял на себя роль старосты этого поджанра и, появляясь на гостевых участиях различных исполнителей, подтягивал их на всеобщее обозрение. Заручившись поддержкой близких к себе исполнителей, Mayot выпустил уверенный дебютник Ghetto Garden. На нём бахвальские и весёлые трэп-хиты соседствуют с треками о любви и одиночестве. Он показал разносторонность и умение делать разные по стилистике песни одинаково хорошо. Вероятно, это и катапультировало его наверх, сделав главным новичком года в этом жанре.

Сергей Якупов: «Идеальный поп, хэви-метал жив и приход Spotify в Россию»

Сервис «Яндекс.Музыка» подвёл итоги года и назвал топ самых популярных песен среди своих слушателей:

  1. Artik & Asti — Девочка, танцуй.
  2. Dabro — Юность.
  3. The Weeknd — The Blinding Lights.

Но что было по-настоящему важным с точки зрения музыки в 2020 году? Конечно же, не песня группы Dabro.

2020 — странный год. С одной стороны, нет почти никаких концертов, музыканты сидят дома и делают квартирники в инстаграме. С другой стороны, слушать музыку меньше мы не стали. Поэтому, запершись в студиях, надев маски и заливаясь антисептиком, музыканты записывали новые песни и даже целые альбомы.

2020 принёс нам два идеальных поп-альбома, которые, я уверен, ещё долго будут в наших плеерах. Они оба — в моём личном топ-3 релизов этого года.

Во-первых, в конце марта вышла Future Nostalgia от британки Дуа Липы. Критики наперебой называли этот альбом главным в 2020 на тот период. Над пластинкой работал, например, продюсер Мадонны Стюарт Прайс. «Идеальный поп», «Лучший альбом года», «абсолютно блестящий» — такими эпитетами музыкальные издания охарактеризовали Future Nostalgia. И ведь особо не поспоришь. Очень грамотное сочетание ностальгического моментика из 80-х и современных музыкальных трендов. Если не слушали, очень советую.

Во-вторых, старики из AC/DC (да, они ещё живы!) выпустили свой новый альбом — Power Up. Собственно, пластинка очень хорошая, но в ней ничего нового. В этом, наверное, и плюс диска. Очевидно, что мы не ждём от австралийцев модных сэмплов и экспериментов в новых жанрах. Поэтому просто насладимся уже почти забытым классическим роком. «Этот альбом такой беззаботный и аполитичный, что только и остаётся весело проводить время [слушая его]», — так Power Up охарактеризовал запись один из участников AC/DC Брайан Джонсон. Альбом взлетел на первые места чартов Великобритании, США, Германии, Италии, Швеции, Ирландии, Бельгии, Швейцарии, Новой Зеландии, а в Австралии AC/DC вообще стала первой группой в истории, чьи пластинки в каждое из пяти последних десятилетий занимали верхнее место в местном хит-параде. Только вдумайтесь: 50 лет прошло с их первого альбома в чартах!

Ну и главный релиз года среди меня это новый диск удивительной Кайли Миноуг (и снова Австралия на проводе!) — DISCO. Предыдущий её полноценный альбом вышел в 2018 году — это была гитарная пластинка Golden, записанная под явным влиянием кантри-музыки. А сейчас Кайли сделала светлый, нежный и бесконечно красивый танцевальный альбом — как раз то, что нужно в этот адовый год.

Здесь, как и в альбоме другой поп-дивы, Дуа Липы, о котором мы говорили выше, есть обязательная для последних пары лет отсылка к 80-м. И, конечно, всё это отлично стыкуется с мурлыкающим вокалом Миноуг — продюсеры сделали его максимально похожим на то, как она звучала на своём самом первом альбоме Kylie, вышедшем аж в 1988 году. Когда слушал DISCO, постоянно ловил себя на мысли: «вот сейчас будет что-то не так, сейчас будет проходная песня, должна же быть!». Но нет. Альбом вышел действительно ровным, идеальным. Мои три самые любимые песни с него — Miss A Thing, Real Groove и Where Does The DJ Go.

Ну а главным музыкальным событием года для меня стал, конечно, приход музыкального стриминга № 1 в мире — Spotify — в Россию. Тут много писать нечего. Просто там есть реально вся лучшая музыка мира, включая «Чернила для пятого класса», «Девочки не хотят» и Олега Кацуру.

В общем, год с точки зрения музыки был очень интересным и важным. А какую музыку вы слушали в 2020-м?

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь