X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18 октября 2019
17 октября 2019
Фото: Музей истории ПГНИУ
6статей

Столетие для любого университета — предмет особой гордости. Наш столетний юбиляр Пермский университет, как полагается любому долгожителю, не только принимает поздравления, но и делится воспоминаниями. По заверениям сотрудников университета, в архивах и фондах университетского музея сохранилось огромное количество свидетельств минувшего века. Об интересных и странных находках университетских историков мы будем рассказывать в рамках совместного проекта «Звезды» и Музея истории ПГНИУ. Стихия университетской жизни редко становились известна обывателям за стенами «первого на Урале». Приоткроем эту дверь...

«Сотворение университета»: почти по Жану Эффелю

В середине прошлого века, в оттепельное время, университет помолодел, и дело даже не в увеличении набора студентов. Пространство университетской жизни заполнилось молодёжным азартом.

Тон задавали заклятые враги тех лет — филологи и историки, память о непримиримой борьбе которых до сих пор жива в университете. Но даже в оттепельные годы студенческое творчество не было избавлено от соглядатаев. В идеальном случае такой соглядатай превращался в соучастника и становился душой факультетского актива. Ровно таким человеком был первый герой нашей истории Леонид Владимирович Сахарный, замдекана филфака по воспитательной работе.

В 1966 году университет готовился к полувековому юбилею. Официальные торжества по заведённой традиции планировалось провести в Оперном театре. Тогда у Сахарного и возникла идея разбавить монотонное мероприятие дозой юмора. В помощь был призван ещё один герой нашей истории — Анатолий Королёв, ныне известный писатель, а в ту пору всего лишь второкурсник. Впрочем, не всего лишь. Королёв в 1966 году уже рисовал карикатуры для газеты «Пермский университет», оформлял рукописный филфаковский журнал «Аз», писал сценарии для сатирического театра студенческих миниатюр «Кактус», сотрудничал с пермским телевидением.

Сахарный задумал сделать небольшой диафильм в стилистике рисунков Жана Эффеля. Стоит напомнить, что французский карикатурист был необыкновенно популярен в СССР благодаря книге «Сотворение мира», опубликованной семью годами ранее. Созданием рисунков для диафильма и должен был заняться студент Королёв. Поколению power point и мультимедийных проекторов сложно представить трудоёмкость этого процесса: каждый эскиз, отрисованный на кальке, требовалось перенести на стеклянную пластину в фотолаборатории. «Сотворение университета» содержит 43 таких пластины.

Фото: Музей истории ПГНИУ

Жанрово это, конечно, фильм. В доказательство повествование открывает лев из заставки Metro-Goldwyn-Mayer. Во время показа его рычание воспроизводилось с помощью магнитофона.

Фото: Музей истории ПГНИУ

Следуя манере Эффеля, авторы облекли университетскую историю в форму ветхозаветных сюжетов. Персонажами являются Бог, Дьявол, ангелы, черти, Адам и Ева. Исторического в этом сериале не так много, разве что лубочный купец Мешков да упоминания о создании некоторых факультетов. Полувековой путь университета осмыслен как борьба созидательного порядка и козней завистников (с рогами и хвостом).

Фото: Музей истории ПГНИУ
Фото: Музей истории ПГНИУ

Диафильм частенько отсылает к университетским реалиям 1966 года. Свежевыбеленные стены, открытие экономического факультета, смена солиста в вокальном ансамбле, ремонт одного из корпусов. Возможно, сейчас это кажется непонятным или сиюминутным, тогда же это было самоиронично и смело.

Фото: Музей истории ПГНИУ

Вероятно, лучший слайд венчает повествование. Как и у Эффеля, изгнание из рая (читай: университета) становится не трагедией, а началом новой жизни: «На этом история сотворения Пермского университета заканчивается счастливым распределением Адама и Евы в деревню. Взявшись за руки, они идут в светлое будущее». Хотя сарказм считывается здесь без труда.

Фото: Музей истории ПГНИУ

Премьера «Сотворения университета» состоялась в назначенный день.

Предоставим слово Анатолию Королеву:

Это была срочная самодеятельность и...

И все кончилось кошмарным конфузом!

...диапроектор так раскалился, что самодельные пластины стало заедать, несколько пластин упало на пол, я был рядом в будке, но помочь ничем не мог (разве что поднять диапозитивы!), потому что сам никогда не работал с проектором... короче, порядок пластин был нарушен, кадры «Сотворения» выскакивали на исполинский экран хаотично и бедный Леонид Владимирович в оркестровой яме, должен был импровизировать на ходу сопроводительный текст вне всякой сюжетной логики!

Зал почти что безмолвствовал, никто не понимал юмора.

Только к концу показа — когда наша дама чуть справилась со слайдами и появилась логика — раздались короткие смешки, и вот финал — жидкие вежливые аплодисменты... провал!

Досадная премьера не оставила долгой памяти о творении. Ещё через полтора года Пражская весна обернётся концом оттепели, о чудачествах, подобных «Сотворению», более не могло быть речи. Из дня сегодняшнего этот фильм кажется самым ярким напоминанием о времени, когда университет был вдвое моложе.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь