X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

«Фантомные боли» и прочие радости: эпическое роад-муви пермских художников

Экспериментальный проект «Союз художников» при посредстве Центра городской культуры зародился на «Арт-Перми», а затем в формате творческой мастерской перекочевал в стены ЦГК, где до конца марта проходила коллективная выставка участников проекта. Сейчас она уже демонтирована. Это, конечно, довольно грустно, но только не для художников — похоже, что за это время осёдлая жизнь им немного поднадоела. Во всяком случае, прикрыв мастерскую, они тут же двинули в большое путешествие, в котором участвуют буквально все — «СХ», золотой состав «Дома грузчика», а также многие другие пермские (и бывшие пермские, переехавшие в Питер) авторы. Они планируют несколько больших проектов в России и за рубежом, ну а мы, в свою очередь, планируем обо всём этом рассказывать: благо, любая история, в которой участвуют молодые пермские художники, автоматически становится интересной и в меру безумной.

Первая часть выставочного тура уже успела начаться и закончиться: выставка «ДОРОГААЗГОРОД» в пространстве «Культурный транзит» в Екатеринбурге, посвящённая тому, как пермские художники видят и понимают городское пространство, закрылась первого апреля. Впрочем, это был скорее «пробный шар» в большом выставочном турне, которое продлится ещё несколько недель, причём его география будет простираться гораздо дальше Еката и даже России.

Часть экспозиции ДОРОГААЗГОРОД в Екатеринбурге

Несколько дней назад восемь художников отправились в Петербург, чтобы третьего апреля открыть выставку «Фантомные боли» в Музее сновидений Фрейда, кураторами которой стали Яна Цырлина и Марина Пугина — по сути, интервенцию в музейное пространство при участии как пермских, так и «бывших пермских» авторов, проживающих в Питере.

«На открытии, — рассказывает Марина Пугина, — был винный фонтанчик, придуманный Анной Андржиевской. Причём принимающая сторона беспокоилась, что зрители не смогут одолеть десять литров вина. Но всё одолели, конечно. Фонтанчик, вообще-то, был рассчитан на двадцать».

А накануне, первого апреля, была открыта Третья Ежегодная Персональная Выставка Кирилла Креста.

Учитывая абсурдный творческий стиль Кирилла, выставка вполне могла бы называться «Третьей» и просто так, ни почему. Но первые две действительно были. Первую персоналку Креста, организованную (хотя тут больше подходит слово «самозародившуюся») в «Доме грузчика» курировал Алексей «Sad Face» Илькаев — она называлась «Ямабуси», потому что Кирилл какое-то время существовал под таким именем, пока не свыкся с псевдонимом Крест. Вообще-то, словом «ямабуси» называются японские отшельники, но Кирилл, кажется, сделал его именем собственным и превратил в своё альтер-эго.

Вторую ежегодную выставку Креста «Без подзаголовка» курировал Эдвард Бенкендорф — на выставке было представлено множество работ Кирилла на различные темы: войны на чужой территории, представлений о красоте, финансовой составляющей в отношениях и кумирах художника.

А Третью, открытую на днях с подзаголовком «Nigga on tha Street» (аутентичная орфография сохранена), Бенкендорф курировал вместе с Ильёй Гришаевым — она открылась в небольшом галерейном пространстве Гришаева под замысловатым названием «FFTN=15=пятнадцать».

«На выставке представлена пустая упаковка чипсов Naturals, которую Кирилл специально привез из Перми (принципиально не выкидывая) с перформанса „Гомеопатия“, — рассказывает Бенкендорф. — А ещё единственные трусы Кирилла Креста, распечатанный на чб принтере лик Вани Лукиных, скриншот компьютерной игры Call of Duty, пара скриншотов из личного „Инстаграма“ и фотография работы Паши Мамонтенка».

Центром экспозиции является алтарь, на котором лежит яблоко (так как Кирилл, по словам его друзей, симпатизирует партии «Яблоко»), священная реликвия «Дома грузчика» «Чай „Дом-2“», тюбик вазелина «для тех, кому не заходит искусство Кирилла Креста», дезодорант Кирилла, которым он принципиально не пользуется, духи Вали Сиськи, золотистая крышечка от бутылки пива, расписанный деревянный брусочек, портрет маленькой девочки, похожей на художницу Любу Шмыкову, и предвыборный плакат Навального — «в память о картине, которую он ему подарил».

Выставка Креста
Она же

По прибытии в Петербург часть художников отправилась на резиденцию в Музей стрит-арта, который находится на территории действующего завода.

— Круто, что Петербург со своим консерватизмом дал выход уличному искусству хотя бы в промзоне, — говорит по этому поводу куратор Марина Пугина, — Дискуссия по поводу того, возможен ли музей стрит-арта как явление, идёт до сих пор, но, так или иначе, музей успешно существует и даже пополняет коллекцию.

Марина Пугина вместе с Ильёй Гришаевым выступают во всём турне в роли кураторов — за время существования «СХ» они вообще стали для художников родными, из-за чего в коллективном инстаграме их для краткости называют «Мариной Гришаевым». Их кураторская роль раскроется не только в Питере, но и в Стокгольме, куда спустя неделю отправятся послы закрытой два месяца назад галереи «Дом грузчика» — Алексей Илькаев, Эдвард Бенкендорф, Кирилл Крест, Алексей Щигалев и Марина Пугина, — а также их друзья — Илья Гришаев и Лена Рэмбо.

Марина Гришаев и котик

«В Стокгольме мы задержимся на полторы недели как гости независимой ярмарки современного искусства, — рассказывает Илья, который раньше уже участвовал в этом проекте в составе питерской арт-группы „Север-7“. — Хоть это и ярмарка, торговля — не главная часть повестки. В приоритете — встречи посольств разных стран в дружественном пространстве».

Независимая ярмарка современного искусства SUPERMARKET впервые открылась в Стокгольме в 2007 году и с тех пор регулярно проводится при участии десятков стран. Её основная цель — представить площадку для продвижения молодым и независимым художникам и галереям.

Рэмбо, Гришаев, Крест, Sad Face

— Когда все встречаются на таком мероприятии, ты понимаешь, что не одинок, — говорит Марина. — Приятно понимать, что и в Нью-Йорке есть ребята, которые в подвале создают выставки и двигают местный андеграунд.

С возвращением из Стокгольма турне пермских художников не окончится. Сперва в музее стрит-арта они представят серию проектов, созданных во время резиденции, в начале мая в галерее «Борей» откроется персональная выставка художника Ивана Лукиных. А где-то между этими событиями откроется коллективная экспозиция в галерее (15). «15» — Илья Гришаев пока понятия не имеет, как там будет организована работа: пока что он просто планирует отдать пермским художникам пространство и не сомневается, что там сразу начнётся творческая активность, которая оформится в выставку.

Впрочем, эта активность и не прерывалась ни на секунду за последнее время — даже в период путешествия художников на поезде из Перми в Петербург. Не прервётся она и к маю, когда поездка по городам и странам закончится, и молодые художники вернутся в Пермь. Какие формы она примет после этого — предугадать, разумеется, невозможно. «Будем работать и учиться», — загадочно говорит Гришаев по этому поводу.

***