X

Новости

Вчера
2 дня назад
14 сентября 2019
13 сентября 2019
12 сентября 2019
Фото: Константин Долгановский

Почему структура администрации Перми, предложенная Дмитрием Самойловым, неправильная?

Редакция «Звезды» попробовала разобраться в том, что предложил сити-менеджер.

С июля 2014 года происходит формирование программы социально-экономического развития (ПСЭР) Пермского края, которая создаётся на основании принятой в апреле 2014 года Стратегии развития края. Согласно новому закону № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» от 28.06.2014, любая стратегия — это концептуальное решение, которое должно затем переходить на более низкий уровень, обеспечивая разработку каких-то тактических решений или просто планов и механизмов по её реализации.

То есть налицо обычная «воронка» от общего к частному. Естественно, что перескакивать с одного этапа на другой или делать какие-то программы, проекты в отрыве от ПСЭР и Стратегии развития не получится чисто технически, если мы хотим эффективности.

Под эту новую Стратегию и ПСЭР управленческие структуры администрации края и города планируют просто переупаковать старые законы и принципы работы, принятые ещё в 2006 году, добавив к ним что-то новое. К этому процессу, как и положено, привлекают не только органы исполнительной власти, но и общество в лице активных общественных деятелей. Проводятся общественные слушания, обсуждения.

Кстати, переупаковка старого в новые рамки — тоже, мягко говоря, не самый эффективный подход. Но речь сейчас не о том.

И вот когда вся эта история с разработкой ПСЭР и прочих стратегий и программ закончится, тогда можно было бы начинать работать уже над низовыми механизмами реализации всех принятых стратегических документов. Одним из таких низовых механизмов является как раз структура администраций края и городов.

Тем не менее 25 сентября состоялось очередное заседание Общественного совета при Пермской городской думе, которое было посвящено особенностям реализации концепции поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и роли территориального общественного самоуправления в развитии города Перми, но основной её темой стало изменения структуры органов администрации города Перми. Проект защищал его автор — глава администрации Перми Дмитрий Самойлов.

Как всё планируется?

На сегодняшний день в структуру администрации города входят следующие органы:

В руках главы администрации города сегодня находятся Правовое управление и Информационно-аналитическое управление.

Первое изменение, озвученное Самойловым и которое случится «буквально на следующей неделе» (с 29 сентября —прим. ред.), — в администрации появляется должность первого заместителя главы администрации. Как мы понимаем, речь идёт об Андрее Шагапе.

Дмитрий Самойлов:

— Первый заместитель главы администрации будет сосредоточен на повышении доходов в городской бюджет от использования земельных ресурсов и муниципальной собственности, соответственно, у него в подчинении будет находиться Департамент имущественных отношений и Департамент земельных отношений.- Кроме того, на первого заместителя будут возложены обязанности по организации межведомственного взаимодействия при реализации полномочий администрации города и координации вопросов по увеличению краевого, федерального и внебюджетного софинансирования. В моё прямое подчинение перейдёт контрольно-аналитический департамент. С 1 ноября текущего года в структуре администрации города Перми появится новый функциональный орган — Управление капитального строительства администрации города Перми. Целью создания Управления является реализация политики в сфере инвистиционно-строительной деятельности на территории муниципального образования города Перми, обеспечение комплексного подхода при капитальном строительстве и реконструкции важнейших объектов капитального строительства муниципальной собственности, социального и муниципального жилищного фонда на территории города. Создание управления капитального строительства позволит исключить несвойственные функции по строительству объектов функциональных органов, Департамента образования Департамента культуры, Комитета по физической культуре и спорту и др.- С 1 января 2015 года в структуре администрации города Перми производятся следующие изменения: из двух функциональных органов — Департамента промышленной политики инвестиций и предпринимательства и Управления по развитию потребительского рынка создаётся Департамент экономики и промышленной политики администрации города, к которому переходят функции реорганизованных органов — за исключением тех функций, которые будут переданы территориальным органам. Основными задачами Департамента будут продвижение муниципальных инвестиционных площадок, инвестпроектов города Перми, повышение эффективности работы по улучшению инвестиционного климата.- Ещё одно функциональное подразделение — планово-экономический департамент — будет переименовано в Департамент планирования и мониторинга администрации города. При этом в его состав вольется Комитет по управлению муниципальными учреждениями. Это переименование наиболее полно отразит компетенции департамента, в том числе участие в осуществлении мониторинга социально-экономического развития города, муниципальных программ, показателей и оценки деятельности администрации, целевых подателей. Также в нем будут отображены компетенции Комитета по управлению муниципальными учреждениями в качестве мониторинга услуг, оказываемых муниципальным учреждениям.- Следующее изменение, которое нас ждёт, связано с тем, что на базе Комитета социальной защиты населения формируется Департамент социальной политики. К нему перейдут функции управления здравоохранением. Это функции по санитарно-гигиеническому просвещению населения, пропаганде донорства крови, профилактики заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. А также часть функций управления социальной политики, такие как обеспечение, соблюдение прав и законов в интересах семьи и ребенка на территории города Перми, работа с комиссиями по делам несовершеннолетних, организация оздоровления и отдыха, занятости детей города Перми. При этом департамент переходит в подчинение Социальной сферы.- Следующее изменение на базе Управления социальной политики и Сектора по взаимодействию с Пермской городской думой. Вводится новое функциональное подразделение, я подчеркиваю, не функциональный орган, а подразделение — Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям, которое наделяется задачами реализации основных направлений в муниципальной политике в сфере общественных отношений. В том числе — обеспечение разработки и реализации муниципальных программ, взаимодействие с ТОСами, формирование перечня мероприятий, направленных на решение отдельных вопросов местного значения, районов на территории города Перми, реализация активного взаимодействия с администрацией города и с Пермской городской думой, а также разработки и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия в поддержку и развития народов и культур РФ, проживающих на территории города Перми. К тому же в этот блок перейдёт Департамент культуры и молодёжной политики. В том виде, в котором он на данный момент существует.- Также я предложил своим заместителям (за исключением первого заместителя) возглавить ведущие направления в функционально-целевых блоках. На сегодняшний момент это сделано в блоке «Городское хозяйство», начальником внешнего благоустройства которого является Анатолий Вячеславович Дашкевич. Руководитель функционального блока «Управление ресурсами и развитие территорий» возглавит Департамент градостроительства и архитектуры. Руководитель финансово-экономического блока — Департамент экономики и промышленной политики. Руководитель Социальной сферы возглавит Департамент социальной политики. Руководитель блока «Общественные связи и культурная политика» возглавит Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям. Расширяются полномочия администрации районов, повышается их роль в контроле за самовольным размещением стационарных торговых объектов и рекламы на территории районов.

Участники обсуждения в целом одобрили концепцию, предложенную Дмитрием Самойловым.

Денис Галицкий, координатор общественного движения «Наша Пермь», эксперт Народной счётной палаты, на Общественном совете при городской думе:

— Хорошо, что полномочия передаются в районы (без бюджетов —прим. ред.). При этом важно, чтобы и на уровне города не исчезала информация и общий контроль за ситуацией.

Дмитрий Малютин, депутат Пермской городской думы:

— Мы сейчас дали большой карт-бланш главе администрации, чтобы он создал свою команду. Решение тех вопросов, которые сейчас трактуются неоднозначно, мы будем спрашивать именно с него.

Игорь Сапко, глава города Перми, отметил, что Дмитрий Самойлов имеет чёткое понимание того, как должна быть выстроена структура администрации города:

— Предложенная инициатива говорит о том, что глава администрации ознакомился с работой администрации и готов преступить к реализации своего плана, озвученного во время конкурса на должность сити-менеджера. У него сложилось понимание, с какими силами он будет эту высоту штурмовать, как должна быть выстроена максимально эффективная структура исполнительного органа.

Галина Слаутина, председатель правления автономной некоммерческой организации «Дамское Попечительское общество „Анастасия“»:

— Надеюсь, что структура не догма, и она будет своевременно реагировать на внешние изменения и вызовы.

Алексей Дёмкин, депутат Пермской городской думы:

— Идеология понятна, она приемлема. Независимо от того, как расставлены квадратики в схеме структуры администрации, всю меру ответственности будет нести руководитель.

Андрей Солодников, депутат Пермской городской думы, отметил:

— Всё напоминает шахматную доску. Фигуры остались те же, поменялись клеточки. Главное, чтобы не менялись правила: чтобы конь ходил конём, а пешки двигались вперёд. Не вижу глобальных изменений.

А что на самом деле?

На самом же деле структура, подготовленная Дмитрием Самойловым, является довольно специфичной и не связанной с основополагающими стратегическими документами, которыми должны руководствоваться подобные разработки: ПСЭР и Стратегией развития. Таким образом, когда ПСЭР будет принята, нужно будет или менять эту структуру администрации, или менять ПСЭР.

Разрабатывать подобные структуры без чёткого понимания, куда движется город в своём развитии, — крайне недальновидный шаг, поскольку в этом случае мы имеем иллюстрацию пословицы «Хвост виляет собакой».

Попробуем пояснить на простом примере. Тренер приглашает в команду лучших спортсменов в своих видах спорта (или ему дали понять, что они лучшие, не важно). Сплачивает команду, покупает форму, команда тренируется в зале, делает пробежки, развешиваются афиши — в общем, всё, как и положено спортивному коллективу, вопросов ни у кого не возникает. И только после этого ему говорят, в каком виде спорта его команда будет играть — например, в футбол. Что остаётся тренеру? Увольнять из команды тех, кто не умеет или не может играть в футбол, перестраивать коллектив, переделывать структуру тренировки, заново заявляться на соревнования. Эффект? Развал команды.

То же самое может получиться и со структурой органов управления администрации Перми. Какие цели будут достигаться при данной структуре? Какие задачи будут решаться, если нет документов, которые могли бы эти задачи чётко сформулировать и поставить перед администрацией?

Главная проблема заключается в том, что подобные вопросы авторам этого документа не задаются. Структура органов управления рассматривается исключительно как отдельный и самодостаточный документ. Если смотреть под этим углом, тогда в ней действительно всё довольно гладко, что и отметили участники общественных слушаний.

Всех волнует лишь то, как изменятся весовые категории тех или иных «группировок» в исполнительной власти Перми и края. В сферу интересов попадают очень частные случаи назначения тех или иных лиц в структуру администрации, кто за кем будет «присматривать», кто будет лоббировать те или иные ресурсные интересы в Перми со стороны вышестоящего руководства Пермского края (напомним, что Андрей Шагап будет курировать земельный и имущественный вопросы).

На фоне этих «громких» назначений и кулуарных интриг пропадает главное, ради чего создаются подобные документы, — реализация стратегических планов по развитию Перми. Собственно, в этом «глушении» и есть главная цель распиаренных «общественных слушаний», на которых общественность самолично создаёт столь нужный властям отвлекающий шум в ненужном направлении, скрывающий истинное положение вещей и истинные очень личные цели.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь