X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 июля 2019
Фото: Диана Корсакова
153статьи

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Новая искренность старых героев. Приятная традиционность и неожиданное новаторство спектакля ТЮЗа «Сказки про Ёжика в тумане»

Под Новый год художественный руководитель Пермского ТЮЗа Михаил Скоморохов выпустил идеальный спектакль для семейного просмотра. На «Сказках про Ёжика в тумане» (9+) будет весело детям и нескучно взрослым. Но это тот самый редкий случай, когда за красочной и легкой формой кроется глубокое содержание и даже последние тенденции в развитии культуры.

В любом тексте о «Сказках про Ёжика в тумане» должно быть дежурное упоминание о снятых по сказкам Сергея Козлова мультиках, вроде «Трям! Здравствуйте» и гениального «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна. Вот это упоминание было только что. Затем должно следовать указание, что ни на какие мультики спектакль Михаила Скоморохова по сказкам Сергея Козлова не похож и их влияния не испытывает. Теперь это указание тоже было. Спектакль действительно ни на что не похож — он ярок, самобытен и позволяет по-новому взглянуть на героев, знакомых с детства. Да, звучит банально, но что делать, если это действительно так.

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Всего в спектакле использовано около дюжины сказок Козлова, соединённых Михаилом Скомороховым и Ильёй Губиным в одну инсценировку. По форме это калейдоскоп различных историй, случившихся с Ёжиком (Александр Красиков), Медвежонком (Степан Сопко), Зайцем (Александр Королёв), Белочкой (Евгения Шишенина) и Вороной (Татьяна Пешкова). Связывать в единый сюжёт сказки Сергея Козлова не стали, но это не нужно и просто невозможно. В спектакле всё сделано гораздо тоньше — истории связаны воедино на уровне смыслов и морали.

Все сказки-эпизоды очень разные: очень смешные, как та, где Медвежонку и Ёжику мешает сумерничать шабутной Заяц. Очень лиричные, вроде той, где Ёжик наряжается новогодней ёлкой для своих друзей. Грустные, когда Ёжик потерялся, и его вытащили из волчьей ямы, и просто очень красивые сцены, вроде той, где герои вылавливают из реки Луну и где Ёжик с Медвежонком буквально летят над землёй. Все эти разные сказки изящным пуантом соединяет последняя сцена, где Медвежонок заявляет Ёжику: «Если тебя нет, то и меня нет». Ведь это всё не только о любви, дружбе и красоте, но ещё и о потерях и даже смерти. Писать, что в спектакле есть какая-то магия — это отвратительный и никуда не годный штамп. Но в случае со «Сказками про Ёжика в тумане» трудно подобрать слова точнее — на сцене творится настоящая душевная магия, которая не оставит равнодушными как взрослых, так и детей.

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Важнейший элемент этой магии — необычное сценическое оформление, над которым работали художник-постановщик Ирэна Ярутис, художник по свету Евгений Ганзбург и автор видеоарта Наталья Наумова. Сценография с кочками из шин, на которых так весело прыгают герои, и тонкими шестами, символизирующими то ли деревья леса, где всё происходит, то ли иголки Ёжика, буквально переваливается со сцены в зал, где между сидений тоже установлены эти «ёлки-иголки». На стены зала проецируется и видеоарт, который обозначает времена года и настроение сцены сменой цвета. Всё это отлично работает на эффект погружения зрителя в атмосферу. А уж когда на шестах загораются огоньки, а на экране можно увидеть Землю, летящую под лапками Ежика и Медвежонка, или выловленную из реки Луну, этот эффект становится максимальным.

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Возникающее волшебное впечатление в нужные моменты поддерживает музыка, написанная Ольгой Тихомировой и сыгранная вживую инструментальным ансамблем. Он сидит сбоку от сцены и замаскирован под кочки. Причём музыка здесь не только сопровождение, ведь в некоторых местах герои ещё и поют. И благодаря этому, порой спектакль в хорошем смысле начинает напоминать диснеевские мультики, где тоже поют красивые песни милые зверюшки, но за этим ми-ми-ми всегда кроется сильнейшая мораль.

Но, конечно, главное в том сказочном впечатлении, которое оказывают «Сказки по Ёжика в тумане», это то, с какой ювелирной точностью здесь выстроен баланс смешного и грустного, и то, как порой контрастируют эпизоды и даже герои. Артисты тоже великолепно удерживают этот контраст. Спектакль играется двумя составами, и артисты в них очень разные. Я видел тот, где Ёжика играет Александр Красиков. У него получается очень взрослый, очень мудрый герой-философ с задумчивыми глазами. Кажется, что этот Ёжик уже познал дзен и возлюбил весь мир, но ему очень грустно от понимания того, что рано или поздно всё увянет и пропадёт. А вот Медвежонок в исполнении Степана Сопко этого не знает и знать не хочет. Он выглядит живее и чуть глупее Ёжика, отчего кажется его учеником. Медвежонок ещё не познал дзен, но ему, кажется, этого и не нужно. Он и так искренне и очень сильно любит своих друзей, а его оптимизм невероятно заразителен.

Фото: Диана Корсакова

Шаловливый Заяц Александра Королёва — самый подвижный и главный комедийный персонаж, на долю которого выпадает большинство шуток и комедийных эпизодов, с которыми молодой артист справляется отлично. Белочки, которую играет Евгения Шишенина, в спектакле очень немного, зато она отлично поёт, и между ней и Ёжиком на одних взглядах и интонациях простроена какая-то удивительная любовная линия, тонкая и звонкая, как хрусталь. И не надо тут пытаться вставлять иронию про межвидовые отношения. Это сказка, где нет ничего конкретного — здесь Медведь может запросто прокатиться на Ёжике, и Ёжику ничего не мешает испытывать нежное платоническое чувство к Белочке. Сам Михаил Скоморохов вообще считает, что герои спектакля и не звери вовсе, а какие-то инопланетяне, живые символы и аллегории. И действительно, в «Сказках про Ёжика в тумане» все герои явно не какие-то там лесные жители, а воплощение всего того доброго, искреннего и печального, что есть в людях.

Поэтому сказки Сергея Козлова оказались идеальным материалом для Михаила Скоморохова. Рассказывая о спектакле, худрук ТЮЗа вспоминает, что когда-то пермскому режиссёру Дмитрию Заболотских сам Сергей Козлов рассказал, что его сказки не только и не столько для детей, а главными темами в них является любовь и смерть. В каком-то смысле любовь и смерть всегда были магистральными темами и в спектаклях Скоморохова, поскольку сопровождали всех их героев — от легендарного «Чонкина» и шукшинских чудиков в «Охоте жить» до стариков в «Еврейском счастье» и «Ещё не вечер...». Поэтому постановки Михаила Юрьевича всегда неизменно получались очень светлыми и тёплыми, но при этом ещё грустными и трогательными. Соединённый со сказками Козлова этот его режиссёрский стиль выходит на какой-то просто невероятный уровень милоты, душевности и пронзительности.

Фото: Диана Корсакова

И если раньше такая сентиментальность могла показаться устаревшей, то сейчас она актуальна как никогда. Ведь можно сказать, что «Сказки про Ёжика в тумане» — это произведение новой искренности, которая сейчас сменяет пересмешнический постмодернизм. Этот спектакль воплощает то самое завещанное нам Дмитрием Александровичем Приговым возвращение традиционного лирико-исповедального дискурса. Хотя Михаил Скоморохов никогда этого дискурса никогда не покидал и всегда ставил про это. Так опытнейший мастер не только создал одно из своих самых главных произведений, но, благодаря вращению колеса развития искусства, оказался намного современнее некоторых своих молодых коллег.

  • Следующие показы «Сказок про Ёжика в тумане» состоятся 9 и 10 февраля.

***

Читайте также: интервью с Михаилом Скомороховым.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+