X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
09 декабря 2019
Фото: Wikipedia

Авось вывезет

Почти каждая школа Осинского района получила в своё распоряжение школьный автобус. «Почти», потому что школ 13, а автобусов 10. Известно, что школы есть далеко не в каждом населённом пункте района, поэтому автобусы — не роскошь, а насущная повседневная необходимость. Казалось бы, целый автобус «под боком», в личном директорском распоряжении, — это очень удобно. Однако руководители сельских школ находятся в состоянии паники различной степени тяжести.

Раньше перевозкой детей на этих автобусах занималось муниципальное бюджетное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационная группа» (ХЭГ), но, по мнению представителей УФАС, с нарушением Федерального закона № 44 — при заключении муниципального контракта был нарушен принцип обеспечения конкуренции.

Александр Плаксин, заместитель руководителя пермского УФАС:

Перевозка школьников по муниципальному заданию в Осинском районе осуществлялась с нарушение норм действующего законодательства. Такой контракт необходимо заключать по итогам конкурса, на конкурентной основе. Дело было возбуждено по жалобе хозяйствующего субъекта, который тоже хотел оказывать услуги перевозки.

Далее несколько судов, расторжение контракта, ликвидация МБУ «ХЭГ» и волевое решение администрации района о передаче техники в школы.

Автобусы передали в начале июня. Далеко не новое «добро» свалилось на головы директоров сельских школ, которые обычно женского пола, в разгар ЕГЭ. Для того чтобы автобус ездил и возил детей, директору школы необходимо сделать примерно следующее: оборудовать медицинский кабинет и нанять медика, который будет осматривать водителя перед рейсом; построить гараж со смотровой ямой и нанять механика, который будет проверять машину перед выездом; инсталлировать в аппарат навигатор ГЛОНАСС и тахограф; выписывать путевые листы, в которых будут расписываться медик и механик; заключить договор на ремонт и техническое обслуживание; заключить договор на поставку запасных частей.

Редакции «Звезды» удалось получить комментарии нескольких руководителей школ района, которые традиционно попросили не указывать их имена. По их словам, выделенных дополнительно средств хватает только на текущие эксплуатационные расходы и на зарплату водителю в размере около 10 тыс. рублей. За эти деньги ему придётся не только крутить баранку, но и обеспечивать исправное состояние старенького автобуса в полевых условиях (штатными автомеханиками и автослесарями школа не располагает). Найти на такую работу человека в достаточной для этого степени отчаяния почти невозможно.

Предположим, директор школы освоила новый для себя функционал, научилась правильно распоряжаться выделенными на перевозку детей и содержание техники деньгами и обеспечила всё необходимое. Техника не новая, произведена в России. А если сломается, «перехватиться» у соседа? А нельзя. Финансово-аналитическое управление администрации Осинского муниципального района заругает. Не положено тратить деньги, выделенные на перевозку учеников одной школы, на перевозку учеников другой.

Весь этот ворох проблем, переложенных администрацией района на плечи директоров школ, уже привёл к тому, что в большинстве учебных заведений сорвались планы по выезду учеников на летний отдых. Конечно, в набат стучали, вопросы администрации задавали и даже собирали какие-то рабочие группы, которые так ничего и не решили. Впереди начало учебного года и полная неопределённость.

Однако Юрий Пирогов, начальник Управления образования Осинского района, пессимизма своих подопечных не разделяет. По его словам, они «серьёзно лукавят», преувеличивая масштабы проблем:

Деньги, которые раньше шли на оплату услуг МБУ «ХЭГ», перенаправлены в школы. Со временем школы либо обзаведутся медицинскими кабинетами, гаражами и авторемонтными мастерскими, либо заключат договоры с профильными организациями и специалистами. Например, на селе есть ФАПы, с сотрудниками которых можно заключать договор на медицинское обследование водителей. А если денег будет недостаточно, финансирование будет увеличено. В Бардымском районе школы имеют собственные автобусы и прекрасно справляются с перевозкой учеников самостоятельно. В любом случае, сентябрь покажет.

Свой комментарий дал и более компетентный в вопросах пассажироперевозок Сергей Казеко, директор МБУ «ХЭГ», которая прежде арендовала автобусы и занималась перевозкой детей:

— У нас автобусы находились под жёстким контролем. Мы занимались их полным техническим обеспечением, ремонтом и прочее. У нас была реальная возможность справляться с внештатными ситуациями. За счёт того, что ХЭГ обслуживала дополнительные объекты социальной сферы, — брали подряды в других местах, — мы зарабатывали дополнительные деньги. Только в прошлом году, помимо денег, выделенных из муниципального бюджета на эксплуатацию и обслуживание автобусов, на ТО, ремонты, расходные материалы ушло ещё 146 тыс. Это только для того, чтобы автобусы ездили. У меня был механик, автослесарь, которые могли приехать в любой конец района и отремонтировать машину. Были договоры на поставку запчастей. Мы могли взять необходимую запчасть сразу, а деньги перечислить потом.

Как теперь будут обслуживаться эти автобусы, если в школах нет ни материально-технической базы, ни механиков? Я вам гарантирую, что будет много простоев и внештатных ситуаций.

В Барде по два автобуса на каждую школу, плюс автомобиль директора. В случае поломки одного автобуса всегда есть замена. У нас всё не так. Бюджет очень маленький.

Теперь ситуация в районе будет очень тяжёлой. Автобусам по семь — девять лет. Каждую неделю что-нибудь ломается. Как теперь руководство школ будет самостоятельно решать все эти вопросы, я не представляю. Тут речь идёт о безопасности детей. Автобус — это железка. А если он сломается зимой между населёнными пунктами? Что будет? Кто и за чей счёт туда поедет, чтобы эвакуировать детей, доставить автобус в мастерскую, отремонтировать его? Власти просто спихнули эту проблему на директоров школ. Теперь, в случае чего, виноваты будут они.

И водители не пойдут работать, потому что зарплата мизерная, а ответственность огромная. Теперь и ремонт, и техобслуживание ляжет на плечи водителя.

Как выяснилось, передача машин на баланс школ — не следствие решения суда, а инициатива районных властей.

Александр Плаксин:

— Было выдано предписание заключить новый контракт на конкурентной основе.

Очень странно, что администрация поступила таким образом. Мы-то не говорили о том, что вопрос надо решать именно так. Можно было разыграть муниципальный контракт и передать автобусы в аренду победившему в конкурсе субъекту.

Смогут ли директора школ в придачу к основной работе заниматься автохозяйством? Решит ли администрация района финансовые вопросы? Поможет ли осинским школам опыт Барды? «Сентябрь покажет».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь