X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 октября 2018
19 октября 2018

Быкобой, мы с тобой. Особенности национального праздника

Фото: Pxhere

«На празднике в Прикамье в жертву принесут быка. И это мероприятие есть в программе Минкульта», «Зоозащитники подадут жалобу на языческое мероприятие „Быкобой“ в Кочевском районе», «В Пермском крае местный Минкульт разрешил провести обряд купания в крови быка», — в начале августа с такими заголовками вышли новости во многих региональных и даже федеральных СМИ. Так прогремело на всю страну название коми-пермяцкого села Большая Коча, где 31 августа должен пройти народный праздник, в который входит то самое жертвоприношение быка. Интернет-журнал «Звезда» разбирался в особенностях этого национального праздника и его освещения в прессе.

Гекатомба по коми-пермяцки

В последний день августа в селе Большая Коча должен пройти Межмуниципальный фестиваль коми-пермяцкой обрядовой культуры «Проллавер», он же день святых Флора и Лавра. Заодно это ещё и день рождения села. Этот фестиваль, входящий в программу «59 фестивалей 59 региона», включает в себя довольно стандартные для таких мероприятий вещи: чествования жителей села, ярмарку-продажу даров природы, выставки мастеров декоративно-прикладного искусства, выступления фольклорных коллективов и экскурсии. Всё как обычно, и вряд ли бы СМИ заинтересовались этим праздником, если бы не проведение на нём Быкобоя — ритуального заклания молодого бычка. Информацию о том, что в этом году на «Проллавере» пройдёт Быкобой, можно было найти на сайте проекта «59 фестивалей 59 региона». Сейчас она оттуда уже удалена, и заменена на официальное заявление министерства культуры, но идентичный анонс, в котором указано, что фестиваль «будет включать в себя обряд закалывания быка», можно найти на официальном туристическом портале Пермского края.

О том, что такое Быкобой, «Звезда» уже вкратце писала в обзоре фестивалей августа, но стоит повторить, что это уникальный ритуал, причём плотно связанный с православием, который проходит только в селе Большая Коча. У этого обряда сохранилось довольно подробное описание, сделанное этнографом Малаховым в конце XIX века.

Также Быкобой достаточно широко известен не только в научной среде. В 2000 году режиссёр Анатолий Балуев снял документальный фильм «Быкобой», который получил множество фестивальных призов и транслировался на канале «Культура».

«Праздник Проллавер — престольный праздник в данном селе, — рассказал „Звезде“ об истоках и особенностях этого праздника профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, исследователь традиций народов Урала Александр Черных. — Суть его — чествование покровителей лошадей и домашнего скота — Фрола и Лавра. С праздником связана легенда о том, как в далекие времена исчезла из коми-пермяцких лесов вся живность, настали тяжёлые времена. И тогда вышел к людям из лесу белый олень. Поняли люди, что это знак — и принесли жертву. Тогда вернулась дичь в леса. Каждый год приносили люди в этот день в жертву белого оленя. И вот однажды олень опоздал — не вышел из лесу. И принесли тогда люди в жертву быка. Вышел олень, увидел это и не стал больше приходить, раз люди сами догадались. Легенда об олене широко распространена на Русском Севере, как и подобные ритуалы и праздники в честь скота и его покровителей. Одним из элементов древнего обряда действительно был Быкобой. При этом на праздник в Большую Кочу шли со многих деревень Чердынского уезда и Соликамского. Бычка откармливали три года. По обычаю, он непременно должен был быть непорочным. Если праздник приходился на постный день, то закалывали бычка накануне и варили мясо, все присутствующие им угощались. Мясо освящалось. Традиционный праздник Проллавер сегодня — это, в первую очередь, обычай гостевания, он связан с приглашением гостей из других деревень, праздник по случаю завершения летних работ».

То, что языческий ритуал был вписан в православную традицию, как объясняет Александр Черных, — это вполне естественное явление:

Александр Черных Фото: Тимур Абасов

«Коми-пермяки всего пятьсот лет христиане. Надо сказать, наука не знает ни одного народа, который, приняв одну из мировых религий, полностью бы забыл о своих дохристианских или доисламских традициях. Древние верования вписывались в новый контекст. И в этом отношении то, что происходит у коми-пермяков и других народов, — вполне органично. Для местного населения здесь никакого конфликта нет. Они считали себя православными и совершали этот народный древний ритуал, органично вписав его в рамки христианской традиции. Священники благословили этот обряд ещё в XIX веке».

В 1914 году власти запретили Быкобой, но в 1993 году его стали проводить вновь, благодаря усилиям Больше-Кочинского школьного музея этнографии и фольклора и фольклорного ансамбля «Мича асыв» (Ясное утро). Но ритуал был не ежегодным, и в последний раз Быкобой проводили в 2009 году. Можно было бы сказать, что обряд планировали провести на грядущем «Проллавере», но после того, как информация о Быкобое попала в СМИ и стала сенсационной, вдруг оказалось, что... никто жертвоприношения быка в этом году организовывать не собирался.

А был ли телёнок?

Первым на проведение Быкобоя обратила внимание независимая газета Коми-пермяцкого округа «Парма-Новости». На её сайте утром 3-го августа появилась новость «В Кочевском районе пройдет „Быкобой“». В этой заметке немного описывался сам ритуал, включающий омовение речной водой с кровью забитого быка. Организатором ритуала в новости был назван учитель истории, руководитель Больше-Кочинского школьного музея этнографии и фольклора Василий Гагарин, и в статье приводилась цитата из поста о ритуале с его странички «ВКонтакте».

Вечером того же дня на портале 59.ru была опубликована статья «На празднике в Прикамье в жертву принесут быка. И это мероприятие есть в программе Минкульта». Там приводился развёрнутый комментарий Василия Гагарина о Быкобое, где упоминалось, что в 2009 году бычка перед ритуалом благословлял священник. Также в статье был комментарий Юлии Касаткиной, названной куратором этой программы в «подконтрольном Минкульту» проекте «59 фестивалей 59 региона». Она рассказала изданию, что о проведении на фестивале Быкобоя было известно, но включили его в программу с условием, что праздник пройдёт как День села и акцент будет сделан именно на праздничной программе и её мероприятиях, а ритуал не будут особо афишировать. Кроме того, средств на покупку бычка министерство культуры не выделял.

Дальше информация о Быкобое стала снежным комом распространяться по СМИ, и многие из них ссылались именно на ту статью портала 59.ru. О том, что в Пермском крае будет проводиться кровавое жертвоприношение, на которое даёт деньги министерство культуры, писали даже федеральные издания вроде «Афиши» и «Сноба».

Так праздник небольшого коми-пермяцкого села обрёл поистине всероссийскую славу. О том, что в Перми будет освещение реки кровью быка упоминал в интервью Юрию Дудю журналист Сергей Доренко. А скандально известный протодиакон Андрей Кураев, описывая в своём блоге в «Живом журнале» ситуацию с этим Быкобоем, предлагал несколько возможных вариантов реакции, среди которых есть «попытка воцерковить», «настучать в ФСБ об экстремистах», «громко обличить языческие мерзости» или просто не замечать.

На возникшую шумиху министерство культуры довольно оперативно ответило заявлением, в котором говорилось, что СМИ неверно трактовали комментарий Юлии Касаткиной, которая не является сотрудником министерства культуры («Звезде» подтвердили в ПДНТ «Губерния», что она является их сотрудницей), и что никакого заклания быка не будет и жертвоприношение даже не планировалось. Будет только сценическая постановка, повествующая о древнем обычае в рамках фестиваля «Проллавер», который и заявлен в программе «59 фестивалей 59 региона».

На неверную трактовку информации в прессе ссылается и Василий Гагарин. В переписке с журналистом «Звезды» он заявил, что не является организатором Быкобоя, как было указанно в СМИ — на празднике «Проллавер» он только проводит экскурсии по музею и городищу Курегкар. А что касается рассказов об обряде в прессе, то Василий Гагарин утверждает, что никто из журналистов непосредственно к нему за комментарием не обращался, а вся его прямая речь взята из поста о Быкобое на его же страничке «ВКонтакте». Причём информация была неверно истолкована, потому что в посте было написано не то, как пройдёт обряд, а то, как он проходил когда-то и какие у него были традиции. Этот пост со своей стены Василий Гагарин удалил, а на запрос «Звезды» в редакции портала 59.ru ответили, что в их распоряжении имеется переписка и запись разговора с Гагариным.

О том, что Василий Гагарин не имеет отношения к организации и проведению «Проллавера», говорят и в отделе культуры администрации Кочевского муниципального района, который является непосредственным организатором праздника. По словам руководителя отдела Татьяны Брызгалиной, Гагарина они привлекают исключительно как экскурсовода. Что касается Быкобоя, то, по её словам, проведения обряда работниками культуры изначально не планировалось. Среди мероприятий, запланированных на «Проллавере», будет лишь театрализованное представление, изображающее древний ритуал.

При этом местные жители могут сами провести ритуал, и им в этом мешать не собираются. Как рассказала «Звезде» Татьяна Брызгалина, в 2009 году, когда Быкобой проходил в последний раз, проведение обряда было именно инициативой местных жителей, и официальные органы не имели к нему никакого отношения. И если кто-то захочет провести такой ритуал и в этот раз, то запретить им этого не смогут. Так что невозможно точно сказать, будет ли проходить Быкобой в этом году или нет. Но ясно, что если что-то и будет проведено, то никакие официальные структуры не станут в этом участвовать.

Зато на грядущем «Проллавере» организаторы планируют провести круглый стол по теме «Сохранение нематериального культурного наследия: проблемы и вызовы XXI века», в котором должны принять участие специалисты Уральского отделения РАН и различные исследователи. Действительно, сложившаяся с Быкобоем ситуация требует определённой рефлексии. Например, в плане того, как столь серьёзная огласка могла повлиять на старинный ритуал и как вообще стоит рассказывать о таких вещах.

По мнению директора ПДНТ «Губерния» и руководителя проекта «59 фестивалей 59 региона» Татьяны Санниковой, вся информация в прессе о Быкобое просто никак не соотносится с самим праздником, который пройдёт в конце августа:

Александр Черных считает, что такое громкое освещение народного обычая может навредить:

— Надо отметить, что село Большая Коча отличается большой сохранностью традиций. Какие-то элементы культуры там никуда не уходили. Понятно, что такой праздник они не могли проводить в советский период, но историческая память жителей этого села и сам этот праздник играют очень большую роль в самосознании местного сообщества. И как бы то ни было — это элемент нематериального культурного наследия. Пытаясь оценивать явление с точки зрения нашей современной культуры, городской культуры, мы очень часто не задумываемся, какую роль он играет в жизни местного деревенского сообщества. И вмешиваясь, в том числе такими комментариями, в эту культуру — в данном случае в коми-пермяцкую — вредим. Культура — материя тонкая. Весь шум вокруг этого праздника не способствует положительной оценке этой культуры, несмотря на её древность и целостность. И это очень опасно, особенно для сохранения коми-пермяцкой идентичности и культуры. Это первое. И второе: как и любой ритуал таких народов — его сакральная сфера. Этот ритуал не для публичного пространства. Это то, что они делают для себя, делают сами. Ведь о большинстве таких обрядов вообще никто не знает, а тут получилось, что потаенный ритуал стал достоянием массовым. И понятно, что оценки получились разные. Мы сегодня все разные, придерживаемся разных культурных традиций. И, конечно, в данном случае, моя точка зрения — чем меньше мы вмешиваемся, тем лучше.

***