X

Новости

Сегодня
21 сентября 2018
20 сентября 2018

«Посольство только меньше»: тряпичный штаб как форма повествования

Фото: Иван Козлов

Кажется, что с тех пор, как зимой в Центр городской культуры въехали молодые художники из закрывшейся галереи «Дом грузчика», загородили вход в один из залов шкафом и установили там (в зале, а не в шкафу) свои правила, сотрудников и посетителей ЦГК уже мало что могло удивить. Во всяком случае, так все считали до тех пор, пока участники «Союза художников» (под таким названием воссоединилось большинство резидентов ДГ) не съездили в большое выставочное турне от Петербурга до Стокгольма, а по возвращении не решили организовать выставку-рефлексию по мотивам поездки.

Путешествие художников длилось целый месяц, а их главным пунктом назначения была независимая ярмарка современного искусства SUPERMARKET в Стокгольме. Материалов и историй у них за это время накопилось множество, и по возвращении они столкнулись с понятными проблемами. Как вообще делать выставку-отчёт о путешествии, включавшем полдюжины разных выставочных проектов, когда от самого слова «отчёт» веет канцелярщиной, а выставлять документы и устраивать показ слайдов (что может быть тоскливее, чем слайды с чужим путешествием) точно не хочется?

Фото: Иван Козлов

Напрашивался какой-то нетривиальный ход, и этот ход был найден. Буквально за пару дней в одном из залов ЦГК появилось укрытие. Или бутафорская комната. В общем, штабик — точно такой, какой могли бы сделать дети, если бы в их распоряжении было несколько перекладин и простыней с одеялами.

Фото: Иван Козлов

Он — точнее, не только он сам, но и происходящее в нём — и стал выставкой под названием «Посольство только меньше». Правда, Марина Пугина, выступившая основным куратором проекта, сама теряется в догадках по поводу того, как подобрать более точное обозначение, но всё же останавливается на расплывчатой формулировке «выставка пограничного жанра», отметая в процессе «инсталляцию», поскольку инсталляция ассоциируется с чем-то статичным. Здесь же речь идёт не о статике, а о постоянных переменах и взаимодействии со зрителями.

Фото: Иван Козлов

Штабик, собранный из простыней и одеял, в точности повторяет очертаниями комнату, в которой семеро художников вписывались в Стокгольме на протяжении девяти дней. Эту комнату им любезно предоставила подруга Ильи Гришаева, и вся пермская делегация разместилась на нескольких квадратных метрах. В штабике, воспроизводящем эту комнату в масштабе 1:1, откровенно тесно — и это притом, что в нём нет некоторых предметов мебели, стоявших в стокгольмской квартире, — поэтому совершенно невозможно представить, как в ней несколько дней подряд уживались семь человек. И тем не менее, это им удавалось: более того, комната в ЦГК воспроизведена с такой любовью и нежностью, что, похоже, у них от этого периода остались самые лучшие воспоминания.

Фото: Иван Козлов

В этом смысле конструкция, возведённая художниками в Перми, даже несколько парадоксальна: появившись для того, чтобы рассказывать истории и передавать впечатления о дорожных приключениях и далёких пространствах, она создаёт атмосферу абсолютного домашнего уюта, словно речь идёт не о физическом преодолении границ, а о какой-то внутренней эмиграции. Даже тряпки, из которых состоят её стены, подобраны как-то интимно, словно каждая из них обращается к нашему персональному детству (когда, например, вы в последний раз видели простыни с зелёными эмблемами «Минздрава»? а канонические пододеяльники с отверстием-ромбом?). В этом, по замечанию Марины Пугиной, ощущается стиль Ильи Гришаева, которому принципиально важно обжить и прочувствовать пространство, с которым предстоит работать. По воспоминанию Марины, первое, что сделал Илья при подготовке к весенней выставке «Союза художников» — принёс свою кружку, чтобы пить из неё чай, как дома.

Фото: Иван Козлов

— Нам очень хотелось выделить в помещении какое-то особое пространство, сделать его по-настоящему своим, обжить и одомашнить, — рассказывает Марина Пугина, — А «домашнее» — это вот как раз в первую очередь всякие тряпки, как если бы ты залез под одеяло или накрыл в доме стол.

Фото: Иван Козлов

Стол тут, кстати, тоже есть — обычный икеевский стол, точно такой же, как был в Стокгольме. И, чтобы создать совсем уж тёплую и ламповую атмосферу, в день открытия выставки художники собрались за ним на чаепитие. Но это был скорее исключительный случай: предполагается, что на следующий месяц стол, как и весь тряпичный штабик, станет рабочим пространством — чем-то вроде мини-резиденции и очередной ипостаси мастерской «Союза Художников». Чаепитий это, понятное дело, не исключит — скорее, дополнит их. Постепенно в тряпичной комнате сформируется и своя программа мероприятий, но это будет чуть позднее. А пока зрители, пришедшие на выставку, смогут посмотреть на удивительную уютную конструкцию, ознакомиться с «походным алтарём» «Союза художников» (без документации всё же не обошлось — панель с видеозаписями и накопившимся в поездке артефактами спрятана с тыльной стороны домика) и понаблюдать за повседневной работой авторов. Впрочем, слово «наблюдение» тут не очень подходит — оно предполагает некую отстранённость, а у создателей «Посольства» на этот счёт несколько другие планы:

— Когда зритель видит это пространство, то воспринимает его как скульптуру или как какой-то объект, — объясняет Марина, — но, снимая обувь и перешагивая через порог, он оказывается на другой стороне: с этого момента он больше не может игнорировать условия и обстоятельства, в которые он попадает, и сам становится частью этой работы.

Возможность стать частью работы будет представлена зрителям ещё месяц, после которого штабик прекратит существование — в отличие от «Союза художников», участники которого продолжат деятельность в новых формах — как обычно, совершенно непредсказуемых.

Эдвард Бенкендорф Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Марина Пугина Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Алексей Илькаев Фото: Иван Козлов
Илья Гришаев Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Кирилл Крест Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

***

  • О том, как появился проект под названием «Союз Художников», можно почитать здесь, а увидеть первую выставку объединения —здесь