X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Владимир Соколов
4статьи

Репортажный спецпроект «Звезды» о том, в каком состоянии находятся дороги за пределами Перми

Дороги Пермского края: Направление «Пермь — Нытва»

Трасса М-7 «Волга» связывает Москву и Уфу, проходя через несколько крупных городов. Однако мой маршрут будет несколько короче: Пермь — Нытва. Опять дачное направление и опять популярное. Поеду, посмотрю. Заодно составлю перечень заметок для тех, чей путь на дачу пролегает по этой дороге, и для всех остальных, кто давно не ездил в этом направлении, но вскоре собирается.

В путь! Участок, который у нас принято называть Пермь — Краснокамск. Миновал Красавинский мост, под эстакадой, что ведёт в Закамск, обнулил счётчик километров. На эстакаде, как водится, вечерняя пробка из желающих попасть домой трудящихся. Встречаются ямы. Некоторые залиты смесью битума и ПГС, но заплаты выступают над дорогой, поэтому по подвеске бьют и они.

Идёт дождь, грязно. На часах 17:35.

15 километров до Краснокамска. Две полосы в нашу сторону. На обеих колеи. В колеях вода. Стараюсь туда не попадать. На обочине — слой жидкой грязи и пеший мужчина с велосипедом, с трудом передвигающийся навстречу.

На счётчике — шесть километров. Дорога стала получше, колея исчезла.

Желудок напомнил, что завтрак был давно, обед я пропустил. Впереди сложная, как говорят, дорога, а потому неплохо бы что-нибудь съесть. Незадолго до границы Краснокамского района небольшое убогонькое кафе с надписью «Шаверма». Где шаверма, там и шаурма — которая спасёт одинокого путника от голодных спазмов. Знаю в Перми одного джигита, который делает очень вкусную шаурму. Иногда покупаю на обед. Девушка в придорожном кафе явно местная, что сразу настораживает. Знаю я... Однако затаив сомнения, всё-таки купил эту «шаурму». Опасения оказались не напрасными. Если вам нужна маленькая порция холодного салата с парой маленьких кусочков мяса в разваливающемся в руках лаваше — вам сюда. 130 рублей — и заветный конвертик ваш.

Краснокамский район. Судя по карте на сайте Центра управления движением Пермского края, теперь это уже не трасса Пермь — Краснокамск, а М-7 «Волга». Проехали реку Ласьву. Мост через неё, как и все другие мосты в Пермском крае, — с разбитыми стыками. Держитесь в левой полосе, иначе придётся сворачивать на Краснокамск. А вдруг вы там уже были!

После отворота на Краснокамск дорога сужается до одной полосы в каждую сторону. Знак «неровная дорога», ограничение скорости — 70. Дальше довольно протяжённый участок дороги идёт по болоту, поэтому обочин почти нет, по обеим сторонам дороги ограждение. Если вам доведётся сделать вынужденную остановку здесь, большая пробка обеспечена.

Два подряд указателя «Оверята, Краснокамск, Казань». Никаких подтверждений того, что мы движемся в Нытву, на дороге нет. 18,5 км на счётчике, ещё одна эстакада, а под ней — большие ямы.

Фото: Владимир Соколов

После эстакады с последним предложением повернуть на Краснокамск ОНО начинается. Дорога разбита с обеих сторон. Видно, что кое-где положены заплаты. Они опять выше дорожного полотна и бьют по подвеске. Едем медленно. Вырезаны большие куски асфальта — подготовлены для ремонта.

Река Малая Ласьва. Пока фотографировал вырезанные ямы, какой-то шумахер на лексусе залетел в одну из них, обрызгав меня при этом с ног до головы. Еду дальше в колонне машин. Скорость 10 км/час.

Фото: Владимир Соколов

На счётчике — 19 километров. Дорога по-прежнему сильно разбита. Стоит экипаж заботливых людей с полосатыми палочками и три остановленные машины с включённой аварийкой. Видимо, ловят тех, кто попытался объехать жуткие ямы по встречной полосе, выезд на которую на этом участке запрещён.

История в дорогу: Техасские полицейские помогли водителю-нарушителю, перевозившему своих детей без автокресел. Узнав, что мужчина находится в трудной финансовой ситуации, они вместо штрафа купили ему три детских кресла.

Патрульный экипаж в рамках обычной проверки остановил грузовик. Оказалось, что, кроме водителя, там находятся три его дочери (в возрасте год, три и четыре года), которых отец перевозил без специальных удерживающих устройств.

Полицейские должны были выписать штраф за нарушение, однако, они поступили по-другому.

«Какой смысл наказывать его штрафом? Дети-то всё равно будут ездить без кресел — денег у водителя не было. Мы сами отцы, понимаем, что купить сразу три кресла — дорого для того, кто находится в сложной финансовой ситуации, как тот мужчина-водитель», — рассказал один из стражей порядка в интервью The Mirror.

Да, тут нам не Рио-де-Жанейро. Опять коротенький мост через речушку. Он ожидаемо разбит.

Здесь встречаются небольшие участки хорошей дороги. Они покрыты светлым асфальтом. Проблемные участки — тёмным. Очень удобно.

Преодолел 22 километра от места обнуления счётчика. Одно колесо — по обочине, другое — по дороге. 30 км/час. Ещё один указатель «Краснокамск, Казань». Нытвы нет. Зато по обеим сторонам АЗС впереди знак «сужение дороги» и ещё не изведанные ямы.

Сфотографировал информационный щит.

Фото: Владимир Соколов

Теперь мы знаем, кто ведёт здесь ремонтные работы. Зачем-то ограничение скорости 70, потом — 50 км/час. Да, можно и 50, если днём и если готовы всё-таки «поймать» несколько колдобин.

Пальтинское месторождение торфа. Ну, конечно, кругом же болота. Знаки 40 и «ремонт дороги». Ремонта пока не видно, зато опять появились участки со снятым верхним слоем асфальта.

25,5 километров. Кругом, напоминаю, болота и чахлые деревца. Ни посёлков, ни отворотов. Какие-то двое вышли из болотистого леса справа, перешли через дорогу и углубились в болотистый лес слева. Интересно, что можно делать на болоте сразу после схода снега?

Вскоре проезжаю мимо фрезы (это она вырезает на дороге прямоугольные ямы вместо полиморфных) и автогрейдера. Он сгребает вырезанный асфальт на обочину. Вскоре знак 50. В реальности скорость 30.

27 километров позади. Наконец-то асфальтоукладчик, грузовик с асфальтобетоном, каток, экскаватор.

Фото: Владимир Соколов

Идёт дождь. Только что положенный асфальт ещё горячий, и от него поднимаются струйки пара. Говорят, асфальт нельзя укладывать в такую погоду, да ещё и на мокрое основание.

Фото: Владимир Соколов

Очевидно, технологии дорожного строительства в Прикамье ушли далеко вперёд. Вижу, как перед асфальтоукладчиком ходит человек с воздуходувкой в руках. Такими сдувают листья с газонов и всякий мусор из ям, которые собираются залить битумом. Наверное, здесь тоже много камней и мусора. После обдува основание, на которое будут укладывать асфальт, остаётся мокрым.

Едем по встречной полосе, по новенькому асфальту. Здесь поперечные стыки образуют что-то вроде лежачих миниполицейских. Все весело подпрыгивают. Ранее был знак, предупреждающий о том, что преимущество здесь у встречных машин.

Закончился свежий асфальт, опять ямы, но в целом дорога чуть получше, чем до ремонтируемого участка.

Фото: Владимир Соколов

Указатель «Очёр, Краснокамск». Справа кладбище. Где же Нытва! Справа заправка и большое кафе. «Баня, сауна, стоянка, душ, охрана, боулинг, гостиница». Здесь есть всё. Даже охрана. Но не сегодня. Мне в Нытву, спасибо.

30 километров на счетчике. Дорога опять очень плохая. Большие поперечные трещины, ямы, ухабы... весь чудесный набор. Объехать невозможно. Скорость 45. Очень неприятно трясёт. Попадаются небольшие участки нормальной дороги, но они короткие, поэтому разгоняться не стоит.

На одинокой березе одинокое объявление об услугах автоэвакуатора. Актуально.

32,8 на счётчике. Обгон разрешён, но посередине дороги — высокий горб. Если посадка невысокая, пробьёте поддон. Если пробили поддон, сразу глушите двигатель, включайте аварийку и возвращайтесь к одинокой берёзе — вызывать эвакуатор.

Далее — опять много отвратительных участков дороги. Уверен, что во время массового десанта горожан на дачи здесь будет жарко, пыльно, нервно и долго. Здесь сейчас-то разношёрстная автоколонна.

34,5 километра. Началась хорошая дорога. Видно, что асфальт новый. На обочинах оттаял и гордо возвышается над аборигенами прошлогодний борщевик. На полях вода. Крестьяне пока продолжают торжествовать. 35,2. Хорошая дорога кончилась.. Справа красненькая АЗС, а после неё, над дорогой, камеры видеофиксации ваших нарушений. Не знаю, снижают ли они аварийность, но бюджет пополнять помогают — это точно.

Проехал какой-то посёлок. Указателей с названием нет. Зато все знают, где Казань. 36,2 — знак «неровная дорога», и он не врёт. Ограничения скорости нет.

Река Сюзьва. Мост как-то слишком «хорош», даже по нашим меркам. Внимательно! В колее лучше не ехать. А после моста включайте режим особого внимания. Если раньше было «плохо» и «очень плохо», то теперь печатными словами и не выразишься. Опять попадаются небольшие — метров по 15 участки отремонтированного покрытия. Странно, но они чередуются с короткими участками, которые явно нуждаются в срочном основательном ремонте. Может быть, тут были ковровые бомбардировки.

Опять Сюзьва. Здесь она почему-то ещё во льду.

Фото: Владимир Соколов

Остановился, чтобы пофотографировать дорогу. Дождь, хмарь, промозгло, переваливающиеся с боку на бок ревущие грузовики и скачущие легковушки. И невдалеке, где-то в лесу, совершенно весенние трели каких-то птиц. Невольно вспомнилась палатка в лесу, костёр... Это второй на сегодня соблазн, который пришлось побороть. Мне же в Нытву. И дорога стала получше... и снова похуже. Справа дачный посёлок. На участках вода. Может быть, они выращивают озимый рис?

39,8 на счётчике, знак «конец действия знака „обгон запрещен“». 40 на счётчике — «обгон запрещён». 200 метров свободы. И... не может быть! Нытвенский район! Такой же внезапный, как яма на дороге. Я правильно ехал.

Фото: Владимир Соколов

Скорость — 15-25-30 км. Еду в колонне грузовиков. Обгонять даже не пытаюсь. Какой смысл? Всё равно не разгонишься. Хотя, если хочется приключений, можно разогнаться километров до 60 в час, чтобы гарантированно пробить колесо, а если «повезёт», то и два.

Отворот на Савинята. «Семена, саженцы, бассейны, банкетный зал, туалет». И над всем этим большая зелёная пластиковая пальма. Ночью она красиво светится.

Фото: Владимир Соколов

Поставить бассейн под пальму, набрать воды... Вот оно — египтозамещение! Это соблазн номер три. Хорошо, что сразу после отворота в рай на дороге какие-то особой замысловатости неровности.

Фото: Владимир Соколов
Фото: Владимир Соколов

Асфальт поднимается и опускается волнами, изображая, очевидно, бурное море. Из-под него выдавливается щебень и сыра земля. Владельцам машин с небольшим дорожным просветом в этом месте важно выбрать правильный фарватер.

Фото: Владимир Соколов

Двигаемся дальше. Справа остатки каких-то колхозных сооружений. Возле них местный житель добывает цветные металлы путём обжига кабельной продукции.

Фото: Владимир Соколов

Дальше попадается стоящий на обочине автобус системы ПАЗ. Возле него двое рабочих в яркой спецодежде совершают странный обряд: они, энергично приплясывая, утаптывают смесь из земли, гравия и камней, которым заполнена большая яма в асфальте. На всякий случай объезжаю их по большой дуге. Гляжу в зеркало заднего вида — они закончили скакать и садятся в автобус. Надеюсь, они не практикуют жертвоприношения.

На счётчике — 47,4. Уже больше километра еду по хорошей дороге. Подозрительно как-то. С трудом контролирую свои руки, которые пытаются жить своей жизнью, привычно выкручивая руль в разные стороны.

49 километров. Река Сырка. Едем небыстро. Полуторакилометровую колонну автомобилей «держит» экскаватор. Бывает, до человека не доходит, что если обгон запрещён на довольно протяжённом отрезке дороги, а ты не можешь ехать с нормальной скоростью и собрал за собой внушительный эскорт, надо свернуть на обочину и пропустить народ, дабы снять напряжение или чтобы не заболеть вывихом челюсти.

Ещё два километра, и вот он — первый указатель «Нытва». Очень кстати, потому что именно здесь и надо поворачивать налево. Итак, хорошая дорога начинается в районе поворота на Марчуги и продолжается до отворота на Нытву. Дальше — не знаю. Ещё 5 километров, и я на месте. Есть ограничения по нагрузке на ось, но меня это точно не касается.

Через километр дорога заметно ухудшилась. Колея. В колее вода.

На километр с лишним раньше, чем ожидалось, началась, собственно, Нытва.

Фото: Владимир Соколов

Справа на обочине стоит машина. Стекла не без тонировки. На заднем сиденье двое. Целуются. Весна.

Только сейчас дошло, что я здесь впервые. Мне казалось, что я бывал в Нытве. Наверное, то был Краснокамск.

Улица Либкнехта. Уходящая под гору дорога пока нормальная, а вот всё остальное довольно уныло — частный сектор, невзрачные деревянные домишки, многие из которых не в лучшем состоянии. Центр наступает внезапно. Начинаю привыкать к неожиданностям. Тут всё неожиданно — Нытвенский район, отворот на Нытву, сама Нытва и её центр. Только что был, кажется, необитаемый частный сектор, потом какие-то страшноватые двухэтажки и вдруг — светофор, Ленин на постаменте, администрация, небольшая площадь и какой-то скверик.

Фото: Владимир Соколов

Ленин какой-то маленький. Наверное, в натуральную величину. Двухэтажные симпатичные домики. Тут всё небольшое и уютное.

Фото: Владимир Соколов

Только непонятно, где улица Ленина, если центр. Ленин — вот он. Улица Карла Маркса — вот. А улица Ленина? В таких небольших городах улицы Ленина обычно находятся в старой части города, в историческом центре.

А вот указатель на Музей ложки. Виден нытвенский пруд, образованный плотиной и рекой Нытва. А за прудом небольшой район пятиэтажек. Поеду, посмотрю — и домой. Улица Розы Люксембург. Плакаты с предложением спасти детей, посадив наркоторговца, с нарисованными презервативами и с предупреждением о том, что СПИД — это смерть. Ещё один указатель на Музей ложки. Пятиэтажки... а вот и она — улица Ленина. Если точнее — проспект Ленина, в некотором роде миниатюрный аналог Комсомольского проспекта в Перми.

Фото: Владимир Соколов

Надо ли говорить, что проспект Ленина в относительно новом районе — это тоже неожиданно. В общем и целом, дороги в городе, конечно, паршивенькие, залитые грязью, но получше, чем в Кунгуре, и уж тем более — чем в Осе.

Фото: Владимир Соколов

Достаточно, попробую найти дорогу домой. Проехал кафе узбекской кухни под романтическим названием «Парус». Наверное, в память о знаменитых отважных узбекских мореплавателях и выдающихся яхтсменах.

Уже на выезде из города заметил вот это чудо. Отличное решение!

Фото: Владимир Соколов

До свидания, Нытва. Надеюсь побывать здесь летом.