X

Citizen

Вчера
2 дня назад
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017
08 сентября 2017
07 сентября 2017
06 сентября 2017
05 сентября 2017
03 сентября 2017

Лимит на проезд. Студенты против ограничений

Фото: Константин Долгановский

Студенты пермских вузов готовы перенести протест на улицу, если власти не отменят лимит поездок по льготному проездному. В социальных сетях уже началось бурное обсуждение, и петиция с требованием безлимитного проездного буквально за несколько дней собрала почти 10 тысяч подписей.

Напомним, с 1 января 2017 года в Перми начнёт работать автоматизированная система учёта пассажиропотока. Для льготников, в том числе студентов, будет предусмотрен электронный проездной с ограниченным количеством поездок: до 90 в месяц.

Это решение привело к тому, что в социальных сетях начало зреть недовольство. Многие студенты считают, что 90 поездок в месяц недостаточно, особенно для тех, кто добирается до места учёбы с пересадками.

На сайте Change.org появилась петиция с требованием снять ограничения по льготному проездному. За четыре дня под ней подписались уже почти 10 тысяч человек. По мнению организаторов протеста, для решения проблемы нужно убрать лимит вообще, либо скорректировать цифру с учётом интересов тех, кто совершает более чем 90 поездок в месяц.

Как рассказала одна из организаторов протеста, студентка философско-социологического факультета Пермского госуниверситета Анастасия Кирьякова, сейчас в активной группе ровно 17 человек. В числе организаторов — студенты Пермского университета, Политеха, Высшей школы экономики и других вузов города. Количество тех, кто высказал желание поддержать движение за безлимитный проездной, набралось уже несколько тысяч.

Анастасия Кирьякова, студентка философско-социологического факультета ПГНИУ:

Мы добиваемся даже не увеличения количества поездок, а возвращения полного безлимита. Если наше обращение останется без внимания, мы оставляем за собой право вести протестную кампанию в защиту наших коллективных интересов. Это важно, потому что студенты — это такая группа людей, которым государство должно помогать, а не обременять их процесс обучения. Это самые активные представители общества, самые мобильные. Утром им нужно на занятия, потом на тренировку, вечером репетиция какой-нибудь Малой весны в Студклубе — всё это нуждается в постоянном перемещении. Наша инициатива как раз и основана на том, чтобы убрать препятствия в этом перемещении.

Мы опросили студентов пермских вузов. Многие из них убеждены, что имеют право на льготу, так как у подавляющего большинства из них нет дополнительного источника дохода, но при этом есть определённые потребности, которые также необходимо удовлетворять.

Руслан Бортников, гуманитарный факультет, кафедра иностранных языков, лингвистики и переводоведения ПГНИУ:

— Во-первых, считаю нужным сказать, что студенты в большинстве своём настроены серьёзно, т. е. мы занимаемся отнюдь не только петицией: мы собираем также рукописные подписи, которые передадим в скором времени «им», распространяем листовки в университетах, а также, если власть таки не соберётся ответить, выйдем на улицы с пикетами. Знаете, по-детски подло со стороны властей устраивать все эти перемены как раз тогда, когда у нас у всех сессия и экзамены. Типа «мы нарушим их право на льготу как раз в тот момент, когда у них нет времени с нами спорить». Низость, подлость и трусость.

Во-вторых, мы не хотим идти на компромиссы и соглашаться на полумеры, т. е. идём в своём протесте до конца. Будем давить на власть как можем, чтобы добиться сохранения полного безлимита.

В-третьих, насчёт количества поездок в месяц. Я подсчитал, что у меня получается около 80 поездок в месяц. Но это только те, которые так или иначе связаны с университетом или которые мне нужно совершать перед занятиями или после них.

Дело в том, что мне просто повезло жить не очень далеко от центра — я проживаю в Индустриальном районе и без проблем доезжаю до универа и домой без пересадок. Но таких, как я, мало. Очень многим людям приходится ездить с пересадками, даже с двумя (у меня есть одногруппники из Закамска). Теперь можно представить, сколько поездок выходит у них — 88 чисто до универа и обратно (у тех, кто ездит с двумя пересадками, выходит 132), а это не учитывая дополнительных занятий, досуга и неотложных дел.

Лично мне, даже имея проездной, иногда приходится терпеть отсутствие еды в холодильнике. Приходится часто питаться макаронами и какой-нибудь консервированной фасолью. Я, возможно, просто не найду денег на проезд, если превышу лимит в 90 поездок. Ну, или мне придётся по выходным сидеть дома или ходить по всем делам пешком.

Листовка группы «За безлимитный проездной» Фото: vk.com/za_bezlimit

Дмитрий Заворин, студент ПНИПУ:

Электротранспорт и часть автобусного парка валидаторами не оснащены. Значит, возможны какие угодно манипуляции. Вместо того чтобы поставить валидаторы, вводят 90 поездок. Притом что отследить количество реальных поездок нельзя. Конечно, проездной с лимитом поездок никто не станет передавать друзьям, и с этой стороны можно будет ограничить количество «зайцев». Но сейчас делятся проездными не только студенты, но и те же пенсионеры, которые специально ждут троллейбусы: если нет валидатора, а проездной есть, кондуктор не выдаёт билет. Отсюда перевозчики терпят убытки.

Анастасия Кожевникова, студентка третьего курса филологического факультета ПГНИУ:

— Я езжу с пересадкой в универ. Это четыре поездки, прибавляем поездку с пересадкой до работы — уже восемь. Согласитесь, сложно не работать, если у тебя 2500 рублей стипендии. Итого 210 поездок. За вычетом выходных — 170-180 поездок. Это притом что все корпуса находятся в одном месте. А если ездить раз в неделю на концерты, спектакли, лекции, добавляется ещё несколько. При этом действительно непонятно, почему ограничения касаются именно школьных и студенческих проездных. Почему это не затрагивает пенсионные проездные? Средняя стипендия в несколько раз меньше средней пенсии. В этом уже чувствуется отношение города к молодым людям, это не жест поддержки. Невозможно стать студенческим городом, если не созданы комфортные условия. Создаётся ощущение, что власти хотят таким образом культивировать у молодых людей пассивный образ жизни: зачем вам ездить куда-то, кроме учёбы? Зачем вливаться в городскую среду, создавать события, участвовать в них?

Кроме того, законопроект окружён «ореолом таинственности» — никто не объясняет, почему необходимо установить лимит, какая основа. В ответ говорят, что мы и так учимся бесплатно, а ещё много хотим. Нужно понимать, что вложение в студента — долгосрочное вложение. В будущем мы получим специалиста, профессионала, который также будет работать для развития общества и тоже будет платить налоги для других студентов. Это целая система, маленькая прореха в которой может вызвать кризис. У нас нет возможности учиться, не работая параллельно. Теперь нужно будет работать ещё больше. Городу нужны профессионалы или администраторы зала? Или, ещё интереснее, профессионалы в других городах.

Профессор Пермского филиала НИУ «Высшая школа экономики» Александр Скиперских полагает, что пока сложно сделать прогноз относительно назревающих студенческих протестов, однако они существенно отличаются даже от того, что было несколько лет назад.

Ситуацию может сгладить поиск каких-то компромиссных вариантов, считает политолог, но это в идеале, когда есть сильная демократическая традиция и она актуализирует необходимость в диалоге конфликтующих сторон.

«А здесь чувствуется, что городская власть не является до конца самостоятельной, потому как решается на подобную явно непопулярную меру. Чувствуется, что она находится под давлением определённых групп влияния. Я имею в виду лобби перевозчиков», — пояснил Скиперских.

***

  • О том, что ждёт пермяков в 2017 году с льготными проездными, читайте в материале Полины Путяковой.