X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Меряемся бюджетами: откуда города берут деньги и на что тратят

25статей

Проект, в котором мы будем сравнивать наш любимый город с другими российскими городами по конкретным показателям. У нас нет цели доказать, что «там хорошо, где нас нет», мы постараемся быть максимально объективными.

Фото: Тимур Абасов

Финансовая тема для тех, кто хочет разобраться, откуда Казань берёт деньги на строительство набережной и фонтанов. А также для тех, кому интересно, чем Пермь лучше Екатеринбурга.

Уфа

По размеру бюджета Уфа является «середнячком»: 22 млрд рублей — это гораздо больше, чем в Ижевске, но значительно меньше, чем в Екатеринбурге.

Не считая образования, которое для всех муниципальных бюджетов является расходной статьёй номер один, Уфа делает два акцента: ЖКХ и общественная безопасность. Например, доля ЖКХ в расходной части бюджета — 21 %, тогда как у большинства городов — лишь 5-6 %. Абсолютная сумма расходов — 4,7 млрд рублей.

Второй акцент бюджетных трат Уфы — национальная безопасность и правоохранительная деятельность. На эти цели в 2016 году планируется направить 0,8 млрд рублей. Это не так много, но для сравнения: в остальных городах 0,1 млрд рублей и менее.

Несмотря на большие затраты по направлению ЖКХ, в Уфе тоже рушатся дома Фото: ufavesti.ru

Вопрос в том, откуда Уфа берёт деньги на эти расходы. Собственных доходов бюджета для этого явно недостаточно, они обеспечивают наполнение бюджета чуть более, чем наполовину. Ответ прост: политика активного финансирования общественной безопасности и особенно ЖКХ осуществляется властями Уфы в значительной степени за счёт привлечённых источников. Конкретно — муниципального долга и трансфертов из бюджетов более высокого уровня.

Именно вышестоящий бюджет — бюджет Башкортостана — даёт 46 % (!) доходной части бюджета Уфы. В сравнении с этой цифрой, 4,4 млн рублей добровольных пожертвований юридических и физических лиц имеют мало значения.

Но если трансферт из бюджета региона — это безвозвратный источник средств, то муниципальные долги — дело иное, и тут ситуация в Уфе достаточно напряжённая. Муниципальный долг города резко вырос в начале 2010х годов и с тех пор фактически не снижался. На начало 2016 года Уфа задолжала 9,1 млрд рублей, что составляет 82 % от собственных ежегодных доходов города.

ПермьЕкат.КазаньИжевскУфа23147.333182195921076720449Доходы23318.133968204071133722046РасходыПермьЕкат.КазаньИжевскУфа23318.13396820407113372204623147.333182195921076720449
Доходы и расходы бюджетов, млн рублей / 2016

Кроме абсолютной суммы долга, есть ещё один негативный факт: его структура. Более чем наполовину он состоит из займов, взятых у коммерческих банков, и лишь на 20 % — из займов у регионального бюджета. Первый источник средств является дорогим, второй — очень дешёвым. Ценой такой политики являются большие расходы на обслуживание муниципального долга. В этом году Уфа потратит на это максимальную среди всех городов сумму — 0,8 млрд рублей, это 4 % от всех расходов города.

Бюджеты всех городов, участвующих в сравнении, являются дефицитными. И хотя Уфа привлекает значительный объём дополнительных ресурсов, её дефицит максимален: 1,6 млрд рублей, или 8 % от размера бюджета.

Впрочем, нужно отметить, что Уфа меньше всех городов тратит на содержание органов власти и госслужащих: 5 % от общей суммы бюджетных расходов.

ПЕРМЬЕкатеринбургКазаньИжевскУфа3947354746%ПЕРМЬЕкатеринбургКазаньИжевскУфа47354746
Доля межбюджетных трансфертов в бюджете города, % / 2016

Ижевск

Ижевск располагает минимальным размером бюджета (11 млрд рублей) и имеет минимальную бюджетную обеспеченность населения — объём расходов бюджета в расчёте на одного жителя. Она составляет лишь 8,9 тысяч рублей за год. Ситуация в городе очень похожа на уфимскую: сравнительно малый объём собственных доходов бюджета и наполнение бюджета за счёт денег вышестоящего бюджета почти наполовину (47 %).

Ровно так же, как и Уфа, Ижевск имеет муниципальный долг, составляющий 82 % его собственных ежегодных доходов. И в текущем году расходы города на обслуживание долга максимально обременительны для бюджета по сравнению со всеми остальными городами. На эти цели Ижевску придётся потратить 5 % от общего объема расходов. Это почти столько же, сколько будет потрачено на всё жилищно-коммунальное хозяйство города или социальную политику (на них приходится по 6 % всех расходов) и больше, чем город направит на развитие муниципальной экономики (4 %). Кстати, ни один из пяти городов не тратит на развитие экономики так мало: доля этого направления в остальных городах в разы больше, 12-19 % от объёма бюджета.

На обслуживание муниципального долга Ижевск тратит больше, чем вкладывает в экономику Фото: kp.ru

При этом уровень бюджетной обеспеченности в Ижевске даже ниже, чем в Уфе: 16,7 тысяч рублей в год на одного жителя города.

Но, имея минимальную среди всех городов бюджетную обеспеченность и остальные проблемы, названные выше, Ижевск больше всех тратит на содержание органов власти и госслужащих. За год на эти цели планируется израсходовать 1,3 млрд рублей, или 12 % от расходной части бюджета, — столько же, сколько на социальную политику и ЖКХ, вместе взятые. Вообще разбег этой цифры в городах очень велик: в Уфе это 5 %, в Екатеринбурге — 7 %, в Перми — 9 %, в Казани — 11 %.

Казань

Каким бы странным это ни казалось, но аутсайдером по уровню бюджетной обеспеченности является Казань: в год на одного жителя города тратится в среднем 16,1 тысячи рублей.

ПЕРМЬЕкатеринбургКазаньИжевскУфа13.612.310.58.99.9Тыс. руб.ПЕРМЬЕкатеринбургКазаньИжевскУфа13.612.310.58.99.9
Бюджетная обеспеченность за счет собственных доходов, тыс. рублей на 1 жителя в год / 2016

Как с этим фактом соотносится огромное количество затратных проектов, реализуемых городом? Чего только стоит (в прямом смысле) новая набережная, множество современных фонтанов и высшие лиги во всех трёх основных видах спорта. Казань использует для реализации своих амбиций разные средства.

Первое — немалая часть инфраструктуры в последние годы была построена отчасти за счёт регионального и центрального бюджетов в рамках подготовки к событиям федерального масштаба и выше. Самые яркие примеры: Чемпионат мира по водным видам спорта, Универсиада, годовщины Казани. Второй путь получения денег — активное привлечение спонсорской помощи. «Звезда» уже писала, что успех казанских спортивных команд — это фактически сплав административного ресурса и привлечение спонсоров. Напомним красноречивый пример: президентом «УНИКСа» является глава регионального подразделения Центробанка, а основными спонсорами — банки. Третий способ привлечения денег — межбюджетные трансферты. Они обеспечивают более трети объёма казанского бюджета.

Источник денег на большой спорт — спонсоры Фото: kp.ru

И, наконец, ещё один способ получения денег: город имеет гигантский муниципальный долг. На начало 2016 года муниципальный долг Казани составлял 30,1 млрд рублей, что в 2,4 раза (!) превышает объём собственных доходов бюджета за год. Более 80 % всей задолженности приходится на бюджетные кредиты, и это спасает Казань от огромных расходов по обслуживанию долга. Но и при таком раскладе в 2016 году на эти цели будет потрачено 0,6 млрд рублей, или 3 % бюджета.

Кроме этого, Казань выделяется минимальными расходами на социальную политику (2 % от расходов бюджета) и высокими, почти как в Ижевске, расходами на содержание органов власти и госслужащих (11 % всех бюджетных денег).

Екатеринбург

Екатеринбург тоже удивляет. Его бюджет лишь наполовину (точнее, на 53 %) обеспечен собственными доходами, а на вторую половину составлен из межбюджетных трансфертов. Такую ситуацию отчасти можно объяснить спецификой столицы федерального округа: например, в Нижнем Новгороде доля собственных доходов ещё ниже и составляет 47 %.

Среди всех городов, участвующих в сравнении, Екатеринбург располагает максимальным бюджетом: более 33 млрд рублей. Бюджетная обеспеченность тоже самая большая, в среднем муниципалитет планирует потратить по 23,2 тысячи рублей на каждого своего жителя.

Специфика бюджета Екатеринбурга отчасти связана с его статусом Фото: pictures11.ru

Акценты бюджетных расходов Екатеринбурга — развитие экономики и социальное обеспечение населения. По первому направлению город тратит 19 % бюджетных денег, по второму — 11 %, тогда как остальные города — в разы меньше, от 2 до 6 %. Кроме того, Екатеринбург — единственный город из пяти, в бюджет которого заложены расходы на здравоохранение.

При этом Екатеринбург держит достаточно жёсткую бюджетную политику. Дефицит бюджета составляет всего 2 % от его объёма.

Пермь

В этом сравнении Пермь и Екатеринбург стоят рядом по многим позициям. Оба города запланировали на 2016 год минимальный дефицит бюджета: Екатеринбург в размере 2 % от объёма бюджета, Пермь — 1 %. И тот, и другой вполне могут позволить себе такой дефицит, поскольку имеют безопасные источники его финансирования. В Перми он будет покрыт за счёт остатков средств бюджета, в Екатеринбурге — за счёт бюджетных кредитов.

Те же два города стоят рядом по уровню бюджетной обеспеченности: в Екатеринбурге она составляет 23,2, а в Перми 22,2 тысячи рублей в год на одного жителя. Однако если пересчитать бюджетную обеспеченность исходя только из собственных доходов бюджета, Пермь обгоняет своего соседа: 13,6 против 12,3 тысячи рублей.

Фото: Тимур Абасов

Самая большая разница — в доле собственных доходов бюджета. В Перми они составляют 61 %, в Екатеринбурге — только 53 %. И если пересчитать бюджетную обеспеченность исходя только из собственных доходов, то Пермь выходит на первое место среди всех городов, участвующих в сравнении.

Кроме того, Пермь — единственный город, не имеющий муниципального долга. Причём в планы властей города не входит его появление как минимум до конца 2018 года.

Располагая бюджетом, на треть уступающим екатеринбургскому, Пермь обгоняет все остальные города, участвующие в сравнении. В качестве основных направлений расходования этих денег городом определены развитие экономики (сюда будет направлено 15 % бюджета) и ЖКХ (11 %). На содержание властей и госслужащих город тратит 9 % бюджета, или 2,1 млрд рублей.