X

Citizen

Вчера
2 дня назад
19 ноября 2017
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017

Знатоки оккупировали рестораны. Что такое барные викторины и почему они так популярны в Перми

Фото: vk.com/igrabotva

Обычный вечер трудового дня. Зал ресторана забит, все столики заняты. Люди с нетерпением ждут начала. Чего? Интеллектуальной игры. Их называют «барными викторинами», и сейчас в Перми они пользуются огромной популярностью. Что привлекает людей в таких играх? Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется больше, чем стандартные 100 секунд.

Барные викторины, они же квизы КвизыОт английского «quiz» — игра в формате «вопрос-ответ», по несколько секунд на каждый. пришли из Европы. Именно там начали играть в интеллектуальные игры в барах. В Россию увлечение дошло несколько лет назад, и сначала обрело особую популярность почему-то в Сибири. До Перми добралось лишь летом прошлого года и почти сразу обрело бешеную популярность. В Перми для этого немало предпосылок: у нас проводится множество чемпионатов по спортивному «Что? Где? Когда?», пермские школьники регулярно одерживают победы на федеральных и международных турнирах, в университетах работают студенческие интеллектуальные клубы. А вот для взрослых ничего подобного не было. Первопроходцем стала «МозгоБойня», впервые проведённая в Перми 13 июля 2016 года.

Тур № 1: Концепт на экспорт

Проект «МозгоБойня» основан в Минске в 2012 году Екатериной Максимовой и Александром Ханиным. Формат строг: команды численностью от четырёх до десяти человек разыгрывают 49 вопросов, разделённых на семь тематических туров. На поиск ответа — 100 секунд. Вопросы, как правило, рассчитаны не на энциклопедические знания, они «берутся» кругозором, логикой и сообразительностью, поэтому игра позиционируется как развлечение после трудового дня и проводится вечером, по будням.

Фото: vk.com/mozgoboj_per

Франшиза «МозгоБойни» активно распространяется в России и за рубежом. По данным сайта проекта, сейчас в эту игру играют в 78 городах от Дюссельдорфа до Якутска, общая численность участников достигает 42 тысяч человек.

В Перми проект координирует Тимур Шаймарданов. По его словам, работать с франшизой легко, подготовить первую игру удалось всего за две недели. Сейчас в пермской «МозгоБойне» участвуют более 700 человек. Чтобы дать возможность сыграть всем желающим, игру проводят в течение трёх дней, причём в один из них она ведётся параллельно в двух ресторанах. Как рассказывает Тимур Шаймарданов, он сам не ожидал такого успеха «МозгоБойни»:

Командам, которые занимают последнее место, тоже нравится играть. Ведь главное здесь — хорошо провести время. Посидеть, поотвечать на вопросы можно и дома. Но на барные викторины люди приходят, чтобы по-новому отдохнуть, встретиться с друзьями. У нас есть перерывы, где игроки могут свободно общаться. Как-то участница одной команды, где все игроки — коллеги, рассказала, что после игры у них нашлось столько новых тем для разговора, что они ещё долго сидели и обсуждали их. В «МозгоБойне» важен фан, веселье.

Игры организуются небольшой командой, 5-12 человек. Самое сложное — подготовительный период: регистрация игроков через соцсети и контроль за явкой становятся непростой работой, когда заявляется больше сотни человек. Вопросы присылают из «центра». И вообще всё, что происходит в региональном представительстве, тщательно контролируется «центром».

Фото: vk.com/mozgoboj_per

По словам Тимура, Пермь — один из лидирующих российских городов сети «МозгоБойни». Игра распространяется не только в городе, но и в крае — недавно её стали проводить в Березниках.

Фото: vk.com/mozgoboj_per
Фото: vk.com/mozgoboj_per

Тур № 2: Пермский колорит

Фактически, именно белорусский проект дал начало развитию нового рынка развлечений в городе. Уже вслед за ним стали появляться аналогичные игры, в том числе — оригинальные местные.

Дмитрий Красильников, «кавэнщик», участник Comedy Perm, известный по роли Андрея в сериале «Реальные пацаны», ещё в конце 90-х играл с друзьями в спортивное «Что? Где? Когда?». Год назад решил «тряхнуть стариной». Но оказалось, что людям его поколения играть негде. Решив исправить ситуацию, Дмитрий взял на вооружение идею барной викторины. Франшизу покупать не стал: «Смысл, если можно всё сделать самим и лучше?». Так появился оригинальный «Quizzard» и клуб «uniQum».

Фото: vk.com/quizzard59

То, что эта инициатива — местная, свободная от требования франшизы, развязывает организаторам руки и даёт творческую свободу в подготовке контента. Можно экспериментировать с форматами, добавлять тематические вопросы про Пермь. По формату, «Quizzard» напоминает «МозгоБойню», только вопросов меньше. В рамках клуба «uniQum» проводятся также спортивные варианты «Что? Где? Когда?» и «Своей игры», а в ближайшее время будет запущена мультимедийная «Десятка».

Мы стараемся сделать примерно пятьдесят на пятьдесят: чтобы присутствовала и развлекательная часть, и интеллектуальный досуг. Это больше развлечение, но, не подумав, никакого удовольствия вы не получите, — говорит Дмитрий Красильников.

Фото: vk.com/quizzard59

По мнению создателей «Quizzard’a», барные викторины стали так популярны, потому что люди истосковались по интеллектуальному времяпрепровождению.

«Они устали от телевизора, слишком много развлекательного контента. А потребность человека интеллектуально развиваться — одна из базовых», — считает Дмитрий.

Вопросы для игр пишутся специально, ими занимается профессиональный пермский автор — сертифицированный редактор МАК ЧГК (Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?»), обладатель премии МАК «Лучший тренер» за 2011 год Александр Пономарёв. По его словам, подготовка вопросов для барных викторин имеет свою специфику:

Мы стремимся сделать что-то доброе, домашнее. Вопросы стараемся писать не самые сложные. Потому что надо, чтобы человек с улицы, поиграв, понял, что он тоже умный, и пришёл на следующую игру. Мне кажется, вопрос может быть сложным, но при этом он должен быть понятным. Чтобы когда оглашался ответ, игрок хлопал себя по лбу с криком: «Да конечно! Как я мог не догадаться!». Если он так сделает несколько раз за игру, это очень хорошо.

Фото: vk.com/quizzard59

Первый «Quizzard» прошёл в октябре, сейчас в нём участвуют больше 200 человек. Игра окупилась за три месяца, и организаторы планируют выпустить собственную франшизу. Заинтересованность уже проявили из Челябинска и Екатеринбурга.

Фото: vk.com/quizzard59

Тур № 3: Умное меню

Ещё одной оригинальной пермской барной викториной Перми стала открытая в октябре «Интеллектуальная кухня», «шеф-поваром» которой выступил известный пермский знаток, неоднократный победитель телевизионной «Своей игры» Павел Шевченко. В «Кухне» он адаптировал под развлекательный формат спортивную игру, со сквозным чемпионатом на протяжении сезона, системой наград и переходящим кубком.

Фото: vk.com/iqitchen

Игры идут в ресторане, по воскресеньям, два раза в месяц. Такой подход позволяет проекту Шевченко претендовать на то, чтобы быть полноценным интеллектуальным клубом, со своей атрибутикой и атмосферой, наподобие элитарного «Что? Где? Когда?».

Павел Шевченко Фото: Клуб «Я деловая»

Мы с самого начала решили, что наша аудитория должна быть не только и не столько молодежной, — рассказывал Павел. — Наша цель была — привлечь людей семейных, вместе с уже взрослыми детьми. Это люди, которые в жизни состоялись, у них всё хорошо на работе и дома. Они приходят с друзьями и проводят воскресный вечер, отвечая на вопросы и пробуя вкусные блюда, ресторан — немаловажная часть хорошего времяпрепровождения. Это наш сознательный выбор, и мы достигли полного понимания в связке команд викторины и ресторана. Мы ориентируемся именно на средний класс, хотим сделать клуб для этих людей, и, кажется, у нас получилось.

Ведёт игры сам Павел Шевченко. Команды могут выбирать уровень сложности вопросов и тему. Вопросы являются оригинальным продуктом.

Фото: vk.com/iqitchen
Фото: vk.com/iqitchen

Первая игра «Кухни» была подготовлена за месяц, в ней участвовали 14 команд. Сейчас их уже 30. Больше не помещается в зал ресторана. Регистрация на игры закрывается всего через сутки после её объявления. При этом желающих играть больше, специально для них создается вторая лига «Интеллектуальной кухни».

В «умном меню» проекта два блюда — игры «Mind course» и «50up» (спортивные «Что? Где? Когда?» и «Своя игра» соответственно, приближенные к формату шоу). Названия соответствуют кухонной тематике: «Mind course» созвучно английскому «main course» (основное блюдо), а «50up» можно прочитать как «soup» (суп). Такое вот первое и второе. Как шутит Павел Шевченко, будет и «компот» — корпоративные игры. Впрочем, все барные викторины предлагают таковые, и на это предложение уже находится спрос. Например, Павел проводит турнир по «Что? Где? Когда?» для женского бизнес-клуба «Я деловая», в нём принимают участие команды представителей СМИ и бизнеса.

Фото: Клуб «Я деловая»
Фото: Клуб «Я деловая»

В перспективе у «Интеллектуальной кухни» — также открытие франшизы для других городов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — с февраля «Кухня» проходит в Чайковском.

Финал: Люди, которые играют в игры

Три описанные барные викторины — самые популярные и активно развивающиеся в Перми. Они отличаются друг от друга контентом: если «МозгоБойня» и «Quizzard» — это классические викторины, квиз в западном понимании, где ответы всё-таки требуют знания фактов, то игры клуба «uniQum» и «Интеллектуальной кухни» ближе к интеллектуальному спорту, где особенные знания не требуются, а сами вопросы можно «раскрутить».

Но у разных пермских барных викторин много и схожего. Общим стандартом является то, что в процессе участники могут заказывать что-то из меню заведения, не имеют права пользоваться гаджетами и должны платить взносы (они примерно одинаковы — около 300 рублей с человека). Ещё во всех таких играх крайне важна фигура ведущего, который фактически отвечает за атмосферу.

Новые барные викторины в Перми сейчас возникают постоянно: недавно появилась «Ботва», в которой игры проводятся для женских, мужских и смешанных команд, а ветеран пермского интеллектуального движения Андрей Летягин собирается открывать игры по новосибирской франшизе «ИнQUIZиция». И, несмотря на то, что все подобные развлечения ориентированы примерно на одну и ту же аудиторию, организаторы заявляют, что конкуренцию чувствуют только с другими видами досуга, но не между собой. Даже наоборот: наличие разных викторин помогает — если людям понравилась одна игра, они могут сходить и на другую.

Фото: vk.com/igrabotva

Конечно, взрыв популярности барных викторин напоминает то, что происходило в Перми с антикафе и квеструмами — поначалу их появлялось очень много, затем популярность шла на спад, и на рынке оставались лишь самые сильные игроки. Вероятно, эта история повторится и с барными викторинами. Но пока они в стадии бурного развития, и можно успеть перепробовать всё, совмещая новые возможности общения, весёлый досуг и испытания для ума.