X

Citizen: скоро

6 мая, 8:00
7 мая, 11:00
13 мая, 12:00
18 мая, 14:00
19 мая, 11:00
20 мая, 7:00
22 мая, 17:00

«Кольца мира»

Фото: kinopoisk.ru

17 сентября в рамках МКФ «Флаэртиана» состоится пермская премьера фильма «Кольца мира». Нам удалось посмотреть его заранее, после чего мы решили зафиксировать свои размышления, чтобы стало понятно — увидеть эту картину должен каждый.

Пять фактов, которыми мы вооружились, прежде чем сами принялись за просмотр: «Кольца мира» — официальный фильм зимних Олимпийских игр 2014 года. Это самая масштабная публицистическая документальная картина за всю историю современного российского проката. Её главный режиссёр — выдающийся кинематографист Сергей Мирошниченко. Копия картины на 35-миллиметровой киноплёнке будет храниться в швейцарской Лозанне, где находится штаб-квартира Международного олимпийского комитета. Оттуда режиссёр уже получил письмо, в котором его работа названа лучшим официальным фильмом Олимпийских игр за последние 25 лет.

Характеристики многообещающие, однако зритель всё равно оказывается не готов к тому, что его ждёт. Потому что всю широту размаха вряд ли представил бы даже самый насмотренный знаток кино. Да и что такое фильм о профессиональном спорте? Ждёшь предсказуемого: скорости движения, высоты полёта, жажды, одержимости делом. Всё это тут, конечно, есть. Но есть ещё и много другого — глубинного. Планировал ли режиссёр, что «Кольца мира» получатся не столько о конкретной Олимпиаде, сколько о философии спорта, воле человека и его стойкости в противостоянии стихии? Может быть, это было велением сложившихся условий, стечением обстоятельств? Об этом мы спросили его.

Вопросы спортсменам — честь режиссёра. Он говорит с ними о страсти, упорном труде, внутреннем настрое перед стартом, разумеется, о поражениях и победах. Он говорит с ними так, как обычные интервьюеры заговаривают редко. Это позволяет извлечь из фактических суперзвёзд спорта такие бриллианты мыслей, что хочется благодарить их за сияние. Содержание фильма выстроено на внешнем, закулисном и — в персональных интервью с героями — приватном. Спортсмены живо откликаются на подлинную заинтересованность.

Фото: kinopoisk.ru

Столкновение соперников переносится с площадки состязания в кадр, но жёстокой схватке здесь не место. Здесь место откровенности. Так, например, Мартен Фуркад практически признаётся в любви своему главному противнику — Эмилю Свендсену. Хоть соревнование (с неминуемым желанием победить) и безусловная часть ДНК профессионального спортсмена, важно помнить: только поединок с сильнейшим сделает твою победу значительной.

Было ли в олимпийском спорте нечто, что по-настоящему впечатлило и обескуражило самого режиссёра?

Фото: kinopoisk.ru

Это кино хватает тебя за руку и уводит в саму суть профессионального спорта. Ладони начинают взмокать, и ты больше не в силах сопротивляться. Ты разложен на миллион молекул и, растворившись в воздухе, вздымаешься над трамплином. Ты быстроходно движешься по заснеженным трассам. Ты кружишь в вихре вместе с фигуристами, слыша рёв трибун. Ты испытываешь муки от падения и мобилизующий страх. Ты силён, прежде всего морально, а уже потом физически. Ты чувствуешь, как в твою вену вкалывают адреналин. И всё это время ты будто ничего не знаешь о состоянии покоя.

«Кольца мира» — технически совершенный, феноменальный фильм. Ещё не досмотрев его до конца, хочется наброситься на все возможные поисковики с запросом «Как возможен такой кадр в документалистике?!».

Фото: kinopoisk.ru

Почти каждый материал о фильме, который вы прочтёте после просмотра, сравнит «Кольца мира» с легендарными работами Лени Рифеншталь («Олимпия») или Юрия Озерова («О спорт, ты — мир!»). Сравнимы ли они? Есть существенные различия. Лени Рифеншталь имела возможность выкопать яму для оператора, чтобы тот мог снять спортсмена с уровня земли. Чемпионы «Олимпии» участвовали в съёмках, совершая прыжки специально для нужного кадра. Дух картины Юрия Озерова носит пропагандистский характер, что, конечно, не снижает её художественного качества. Однако сейчас такие условия абсурдны!

Официальный фильм каждой Олимпиады, заказываемый МОК, не может быть перетянут тугим патриотизмом. Он обязан соответствовать главным принципам олимпийского движения. Он должен быть толерантным, должен удерживать гармонию мужского и женского. В нём должны быть представлены все виды спорта.

Фото: kinopoisk.ru

«Кольца мира» — кино единственного дубля. Торжество длиннофокусных объективов. Многоканальный объёмный звук «5.1»: сведение с 240 дорожек, позволяющее слышать шорохи и шёпот. Партитура волнительного саундтрека с хоральными мотивами, написанного специально для фильма, толщиной с том известного романа-эпопеи Льва Толстого. Рабочая команда в сотни человек, несколько автономных съёмочных групп, более десятка операторов. Чуткость и абсолютное остроумие монтажёров. Цитата одного из героев фильма «Единственное в жизни, что окупается сполна, — это упорный труд» точно и про колоссальные усилия создателей картины. Зритель может не знать, не осознавать всего, что было за кадром. Но после увиденного его нутро всколыхнётся точно языки пламени олимпийского огня. Интересно, каково это — стремиться к созданию цельного произведения таким большим и, наверняка, многохарактерным коллективом?

Фото: kinopoisk.ru

И, завершая, стоит вновь процитировать героя фильма: «Какими бы ресурсами не обладали государства, самые главные ресурсы — это люди. Человеческие таланты, которые движут мир». «Кольца мира» — истинно гуманистическое кино. Возможно, именно в этом его особенная заслуга.

***

  • Специальный показ фильма «Кольца мира» состоится 17 сентября (суббота) в 18:00 в кинотеатре «Синема Парк» (зал № 6). Фильм будет представлен режиссёром.
  • 18 сентября (воскресенье) в 16:00 в Кампусе МКФ «Флаэртиана» (Пионерская, 17) состоится мастер-класс Сергея Мирошниченко по многокамерной съёмке спортивных состязаний в экстремальных условиях.