X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 ноября 2019
Фото: РИА Новости / Алексей Даничев

«Ещё одна напасть». Куратором строительства новой сцены Пермского оперного может стать Владимир Кехман — кто он такой?

Краевые власти могут привлечь худрука петербургского Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета Владимира Кехмана в качестве куратора проекта по строительству нового здания Пермского оперного. Интернет-журнал «Звезда» рассказывает, как «банановый король» стал руководителем двух театров, предложил создать «дирекцию императорских театров» и поссорился с Теодором Курентзисом.

По информации издания «Коммерсант», 19 апреля 2019 года на закрытом совещании у губернатора Максима Решетникова присутствовал Владимир Кехман. Издание сообщает, что во время обсуждения будущего здания оперного театра Кехман предложил сделать две трети фасада из стекла. Краевые власти официально не подтвердили, что Кехман может стать куратором будущей стройки, однако не исключают, что его могут привлечь в качестве консультанта, как видного театрального менеджера.

Курентзис и Кехман

В Пермском театре оперы и балета на новость о том, что Кехман появился в Перми, отреагировали скептически: «Ещё одна напасть». И не мудрено: отношения между Владимиром Кехманом и Теодором Курентзисом, мягко говоря, натянутые. До того, как оказаться в Перми, Курентзис был музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского оперного театра. А директором театра был Борис Мездрич. Весной 2015 года (когда Курентзис уже работал в Перми) из-за скандала со спектаклем «Тангейзер» министр культуры Владимир Мединский уволил Мездрича и назначил на его место Кехмана.

Теодор Курентзис публично поддержал Бориса Мездрича и выступил с критикой министерства культуры. Чуть позже британский музыкальный критик Норман Лебрехт опубликовал информацию о том, что новый директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман приглашает Теодора Курентзиса в Новосибирск в качестве главного дирижёра, и тот якобы обещал «подумать». Однако худрук Пермской оперы опроверг это. «После недавних кадровых перестановок у меня нет желания общаться с господином Кехманом», —сказал он.

Фото: Диана Корсакова

Через два года после истории с «Тангейзером», в 2017 году, в одном из интервью Владимир Кехман не упустил повод покритиковать Курентзиса:

«После его ухода в Новосибирске не осталось ни одного его спектакля. Он работал в Новосибирске почти десять лет, ничего не оставил театру и очень много оттуда забрал. Musica Aeterna, хор — всё это сделано там. Поэтому он должен нам. Может, договоримся, пусть бы он нам бесплатно открыл концертный зал».

«Банановый король»

Будущий театральный менеджер Владимир Кехман родился в 1968 году в Куйбышеве (ныне Самара). Ещё во время обучения в Куйбышевском педуниверситете задумался о бизнесе. В 1994 году в Санкт-Петербурге основал группу JFC, которая объединяла компании по производству, закупке, транспортировке и продаже фруктов. А ещё владела банановыми плантациями в Эквадоре и Коста-Рике площадью около 3 тыс. гектаров. JFC была крупнейшим поставщиком фруктов на российский рынок. С тех пор Кехмана называли не иначе, как «банановый король».

В 2012-м JFC объявила себя банкротом. Кехман и другие учредители говорили, что причина финансового неблагополучия компании — последствия «арабской весны». Нестабильная ситуация на Ближнем востоке привела к нарушению поставок и к разрыву деловых связей с производителями фруктов.

Общая сумма претензий кредиторов (Сбербанк, ВТБ, Росбанк, Промсвязьбанк, Юникредит-банк, Райффайзенбанк и других) превышала 18 млрд руб. Кехман и топ-менеджеры группы выступали поручителями по долгосрочным кредитам. Одновременно суды Великобритании инициировали дела о банкротстве JFC — ключевыми бенефициарами компании были трасты в юрисдикции Соединённого королевства.

Позже Кехмана и топ-менеджеров JFC обвинили в хищениях займов. Сбербанк заявил о хищении 6 млрд руб. В январе 2013 года в рабочем кабинете Кехмана в Михайловском театре правоохранители провели обыски по делу о мошенничестве на более чем 10 млн руб.

В 2012 году в Великобритании Кехман был признан личным банкротом, на его активы наложили арест. В 2014-м процессуальный статус «бананового короля» изменился — он стал обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах.

Общая сумма средств, не возвращённых компанией JFC банкам, оценивается в 18 млрд руб., а личные долги Владимира Кехмана — в 9 млрд руб. Признанный банкротом в Англии и в России Владимир Кехман официально не имеет ничего. Однако периодически у него находятся активы. Так в 2018 году суд французского города Грас наложил арест на расположенные в Канне апартаменты Кехмана. Квартира площадью 190 кв. м оценивается в 2,5 млн евро. Такое решение было принято по заявлению Банка Москвы.

Последнее судебное разбирательство, связанное с банкротством, случилось в апреле 2019 года. Верховный суд отказал бизнесмену в пересмотре судебных актов о признании обоснованной его задолженности перед одним из кредиторов, БМ-банком (входит в ВТБ).

Любитель джаза и оперы

«Банановый король» возглавил Малый Академический театр оперы и балета ещё в 2007 году. До этого он пожертвовал 500 млн рублей на реставрацию здания театра. Своими целями на посту директора Кехман считал оптимизацию театра и выход на самоокупаемость. Первое изменение, инициированное Кехманом, — переименование учреждения в Михайловский оперный театр, как он назывался до революции (с сохранением титула «им. М. П. Мусоргского»).

Однако и до этого Владимир Кехман проявлял интерес к культуре. В Санкт-Петербурге он открыл джазовый клуб JFC, в котором и сам любил играть на кларнете. В 1995-м привёз в культурную столицу на День независимости России оперную звезду Хосе Каррераса и устроил концерт, транслируемый для горожан на большом уличном экране. В день торжественного приёма, организованного в честь прибытия оперного певца в холле гостиницы «Европейская», Кехман поднялся на сцену и запел.

Танцуя с Людмилой Нарусовой на дне рождения Ксении Собчак, он поёт «Город над вольной Невой»:

Знакомый банкир Кехмана говорит, что «в культуру он пошёл во многом из-за PR, он всегда был к нему склонен». Режиссёр Александр Сокуров думает, что Кехман «считал, что руководить театром несложно, что деньги предопределяют все, ему казалось, что это самый близкий путь к контактам с власть имущими. А контакты с власть имущими — это то, что он всегда очень ценил».

В 2010-м в Михайловский театр на концерт, устроенный фондом «Подари жизнь», приехал тогдашний премьер Владимир Путин. Перед этим в театре прошла встреча Путина с деятелями культуры и нелицеприятными вопросами, которые задавал ему Юрий Шевчук.

«Мы сейчас шли, я говорю: „Это вы бананами занимались?“ Он [Кехман] говорит: „Я“. Я говорю: „Мы вот открыли новую линию, связывающую Санкт-Петербург с Латинской Америкой, поэтому вы ещё больше должны помогать [по контексту речь шла о благотворительности]“», — рассказывал о знакомстве с Кехманом собравшимся артистам Путин.

При новом директоре в Михайловском театре сделали ремонт и изменили кадровую политику. Теперь упор делался на приглашённых звёзд, а не на местную труппу, с которой у директора отношения изначально были натянутыми. После его назначения из театра ушли главный дирижёр, главный режиссёр, заведующий оперной труппой, многие актёры. Дирижёр обвинял Кехмана в оскорблении, актёры — во вмешательстве в творческий процесс. Они даже послали открытое письмо президенту Медведеву:

«В настоящее время он осуществляет единоличное руководство театром, совмещая функции генерального директора и художественного руководителя, что является прямым нарушением Устава театра. Налицо попытка уничтожить репертуарный театр как таковой и использовать здание театра в виде прокатной площадки, а также в целях реализации собственных бизнес-проектов».

Письма артистов не подействовали. Более того, Владимир Кехман решил показать, что может всё: в пьесе «Чиполлино» он сыграл Принца Лимона, а в «Евгении Онегине» спел, а затем взял дирижёрскую палочку и стал временным руководителем оркестра оперного театра.

Связи с властью сделали «бананового короля» непотопляемым. В 2013 году правительство Санкт-Петербурга продлило контракт с главой обанкротившейся компании в качестве директора Михайловского театра на 5 лет. В 2015 году министр культуры РФ Владимир Мединский назначил Кехмана и директором Новосибирского государственного театра оперы и балета.

С должности директора Михайловского театра Кехман ушёл в том же 2015 году. Через пару лет в связи с банкротством он перестал занимать и должность генерального директора Новосибирского театра. Но руководить не прекратил — сейчас Кехман является худруком и Михайловского, и Новосибирского театров.

Православие, самодержавие и Кехман

Владимир Кехман помогал восстанавливать храм Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на Моховой улице Петербурга. По слухам, там Кехман несколько лет назад был крещён известным протоиереем-певцом Олегом Скобля.

За активное участие в благотворительной деятельности и помощь в восстановлении православных святынь его наградили тремя орденами Русской православной церкви: Преподобного Серафима Саровского, Преподобного Сергия Радонежского и Преподобного Князя Даниила Московского.

Должность директора Новосибирского театра он получил, исходя из его же слов, в том числе ввиду своих взглядов. В 2015 году изданию TATLER он рассказывал, как обсуждал ситуацию с постановкой «Тангейзер»:

«Я был на похоронах Валентина Распутина, мы стояли втроём — Мединский, Кибовский и я. Мединский как-то ёрзает и говорит: „Слышал, что в Новосибирске происходит?“ Я: „Нет, ничего не слышал. Только шапочно знаю Борю Мездрича“. — „Там очень серьёзная история. Выскажись“. Я изучил предмет и был шокирован, просто шокирован».

Работу Кехмана на посту руководителя театра в Новосибирске министр культуры РФ оценил высоко:

«Кехман мне не друг, не брат, не сват, это человек, который смог в сжатое время качественно поставить порученное дело» — сказал Владимир Мединский.

Свои религиозные и политические взгляды Кехман не скрывает. Комментируя скандальный спектакль, он заявил, что его «как человека верующего, крещёного, православного, как еврея, это оскорбило». А в 2017 году на встрече с коллективом Новосибирского театра оперы и балета он провёл агитационную лекцию за Владимира Путина и против деградирующей Европы.

«Эта страна (Россия) сегодня, безусловно, является, может быть, единственной страной, которая сопротивляется всей вакханалии, которая происходит в мире. Благодаря Господу Богу, Матери Божьей и нашему дорогому Владимиру Владимировичу ситуация в стране является действительно стабильной. Поверьте мне, я много времени сейчас провожу во Франции и вижу то, что там происходит. Вот я ездил специально на несколько премьер. Это не только во Франции, в Европе. Ну, это катастрофа! Та деградация, которая там. Как бы условно деньги ещё есть, но то, что происходит на улице, то, с чем я сталкиваюсь в быту. Из дома выходить, честно сказать, не очень хочется», — сказал он.

Одна из последних идей Владимира Кехмана — он намерен создать аналог «дирекции императорских театров» дореволюционной России. Идея заключается в том, чтобы объединённые российские театры получали единое финансирование, могли взаимодействовать между собой, обмениваться артистами и музыкантами:

«У нас поёт огромное количество наших коллег из Мариинского театра, наших коллег из Большого театра, наших коллег из Новой оперы. Я считаю, что это единственная форма взаимодействия между театрами, когда любой артист имеет право и петь, и танцевать на любой сцене в России».

Ключевым фактором для создания «дирекции императорских театров» и, как следствие, развития культуры в России Владимир Кехман считает кратное увеличение бюджетного финансирования.

«Необходимо, чтобы премьер-министр и президент в первую очередь приняли решение об изменении самого принципа финансирования культуры. У неё должен быть бюджет минимум 200-250 миллиардов. А сейчас — чуть больше 100 миллиардов... Увеличить минимум в два раза — и тогда можно будет говорить об изменении структуры».

Две площадки, один проект

30 апреля 2019 года, то есть менее чем через две недели после совещания у губернатора, Управление капитального строительства Пермского края (УКС) объявило конкурс на проектирование здания нового театра оперы и балета. Однако, где будет построено здание, пока непонятно. В техническом задании конкурса говорится, что проектировать театр надо с привязкой к двум участкам — микрорайону Разгуляй, возле сквера Татищева, и пятому кварталу, примыкающему к набережной Камы. По информации краевого Минстроя, участок у сквера находится в муниципальной собственности, а у набережной — в краевой. Оба участка закреплены за УКСом на праве безвозмездного пользования. Правовой статус позволяет проводить проектно-изыскательские работы на данных участках без ограничений.

При этом, в конкурсной документации очень туманно сформулировано, какие именно требования предъявляются к внешнему виду здания театра. Некоторые информированные источники предполагают, что это сделано намерено, чтобы Владимир Кехман смог реализовать свой проект здания Пермского театра оперы и балета.

  • Стоимость контракта на проектирование составит 221,5 млн руб.
  • Возведение нового здания театра оценивается в 7 млрд руб.

***

Ранее мы писали о том, что новую сцену Пермского оперного будут проектировать для двух площадок — микрорайона Разгуляй, возле сквера Татищева, и пятого квартала, примыкающего к набережной Камы.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь