X

Новости

Вчера
2 дня назад
17 апреля 2019
86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Как изменить внешность и даже пол с помощью краски?

Чтобы изменить внешность на время, не нужно никаких пластических операций. С помощью грима и косметики можно измениться до неузнаваемости. Как это происходит?

Сергею Безрукову наносили грим по 6 часов каждый съёмочный день фильма «Высоцкий». В результате актёр преображался в своего героя, на которого в обычной жизни не похож даже отдалённо. Армия российских зрителей несколько недель гадала, кто же скрывается под килограммами грима.

Результат труда гримёра виден всем — на сцене, на экране. А вот процесс преображения видели немногие. «Звезда» отправилась в «Театр-Театр», чтобы посмотреть, как актёры готовятся к спектаклю.

Гримёрная «Театра-Театра» — это длинное помещение, с двух сторон которого расположены столы и зеркала. Здесь пахнет лаком для волос, пудрой, десятком видов парфюма и немножечко пылью. Спиной к зеркалу сидит актриса Ольга Пудова, которая очень скоро превратится в африканку. Для этого на её кожу наносится специальный состав, отчего белые руки, шея и лицо становятся кофейными.

На кожу Ольги Пудовой наносится специальный состав

Кто-то из актёров заканчивает макияж самостоятельно, кто-то терпеливо сидит в кресле, переживая начёс на длинных светлых волосах. По трансляции доносятся звуки сцены, в гримёрку то и дело заходят актёры. До спектакля 40 минут. Время идёт.

Заслуженная артистка России Елена Старостина в руках гримера Натальи Матвеевой
Анна Сырчикова приводит в порядок парик.
Ирина Максимкина уже практически в образе

Сегодня дают спектакль «8 женщин». Женщин там и правда восемь, а кроме них — целая оркестровая яма из переодетых дамами музыкантов. Периодически кто-то из музыкантов забегает в гримёрную, садится к зеркалу, вытягивая обутые в белые сандалии ноги, и торопливо надевает парик. В это время гримёр порхает рядом, подкрашивая и пудря суровое мужское лицо.

Наконец суматоха улеглась: дали третий звонок и все актёры уже в зале. У Натальи Матвеевой, начальника гримёрного цеха «Театра-Театра», появилось немного свободного времени, чтобы побеседовать об искусстве перевоплощения, сложных задачах, творчестве и ремесле.

Наталья Матвеева

О сложностях

Самое сложное в работе гримёра — это создать спокойную обстановку актёру. Важно, чтобы были все условия для того, чтобы он уверенно вышел на сцену. Если говорить о технической стороне, то сложность в большом объёме работы. Нужно обладать огромным опытом, чтобы за 20-30 минут воплотить образ актёра.

Ирина Козлова перед выходом на сцену

В театре сложность в том, что надо минимальными способами выразить замысел художника и режиссёра.

У нас есть интересный спектакль — «Пиковая дама». Художником была поставлена задача: графиня должна быть не столько старухой, сколько «женщиной, которая готовится к своим похоронам». И она хочет выглядеть красиво.

Эта задача предполагала, что мы создадим некую косметологическую маску — из тех, что улучшают кожу. И ещё нужно было, чтобы эту маску можно было снять. Причём так, чтобы зрителю было видно: да, действительно, эту маску снимают...

Чего мы только не придумывали! Пробовали даже латекс, но и с ним не вышло — он больше рассчитан на видеокамеру, на сцене его не видно. В итоге пришли к такому интересному решению: на лицо актрисы, соблюдая массажные линии, мы наклеили тканевые ленты. В процессе спектакля Герман отрывает эти ленты, и пиковая дама становится всё красивее и красивее. Как будто смерть ей к лицу.

Фото: teatr-teatr.com

О рабочем процессе

Над воплощением каждого нового спектакля приходится ломать голову. Скажем, пример с Ольгой Пудовой, которая должна выглядеть в спектакле мулаткой. Непростая была задача. Мы искали, какими материалами это лучше сделать, потому что одни осыпаются, а другие трудно смыть... Сейчас, например, вышел новый спектакль про графа Монте-Кристо. В главной роли там абсолютная блондинка с белой-белой кожей, а на сцену она должна выйти знойной каталонкой. С цветом кожи меняется внешность человека, поэтому важно собрать образ в единое целое: надо, чтобы и актрисе было комфортно, и зритель её в этой роли полюбил.

Процесс создания мулатки начинается
И актриса постепенно превращается в африканку
Получилась настоящая африканка

По каждому образу мы работаем и с режиссёром, и с художником-постановщиком. Художник-постановщик даёт нам эскизы, а режиссёр говорит, какой психологический посыл должен нести этот персонаж в зал. Проработка каждого героя ведётся примерно в течение двух месяцев. Потом идут так называемые прогоны, где мы показываем, что мы можем предложить. Полностью гримируем актёров, надеваем парики... На прогоне все, принимавшие участие в спектакле, садятся в зале: режиссёр, художник-постановщик, художник по свету, художник по костюмам, начальник гримёрного цеха... Начинается многочасовая работа. Даются замечания, пожелания: что-то нужно убрать, что-то, наоборот, добавить. Работа над спектаклем — это не останавливающийся творческий процесс.

О внешности

Внешность можно преобразить при помощи подручных средств. Например, мы привыкли пользоваться одним тональным кремом, а для преображения можно взять совершенно другой. Кроме того, существуют схемы коррекции лица — из круглого можно сделать вытянутое или наоборот. Это работа с цветовыми пятнами. Всё делается на контрасте. Если мы что-то хотим выделить — высветляем, спрятать — затемняем.

Заслуженная артистка России Елена Старостина в руках гримера Натальи Матвеевой

Наталья Матвеева рассказала «Звезде» об одном интересном начинании: школе гримёров. Оказывается, в России сейчас осталось только одно заведение, где профессионально готовят гримёров. Находится оно в Москве. Поэтому недавно при «Театре-Театре» открылась собственная студия, где учат профессиональному гриму.