X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: kinopoisk.ru

Чужой летит в СССР, Тор уходит в рейд, а Хабенский шагает по Москве. Какие кинопремьеры можно посмотреть на карантине

Карантин плавно перетёк в майские праздники. Люди уже не знают, чем себя занять дома. Но тут им на выручку приходят стриминговые сервисы, на которых, кроме выхода новых сериальчиков, регулярно случаются и кинопремьеры. Несколько новых фильмов вышло сразу онлайн. О них мы и расскажем в нашем обзоре. Вас ждут приключения Чужого в стране советов, бог грома среди трущоб, гей-коррупционер и тщетные попытки российского авторского кино угнаться за временем.

«Спутник» (ivi)

Огромный успех вышедшего в 1979 году фильма «Чужой» породил не только один великий сиквел, два посредственных продолжения и два дурацких приквела, но и ряд эпигонов, использующих тему жуткой космической твари, жрущей людей изнутри. Если «Особь» и «Живое» более-менее известны, то множество подражателей, будучи посредственными B-movie, подверглись забвению.

Одним из таких фильмов можно считать вышедший в конце 1980-х фильм с приятным для русского уха названием Sputnik. Назван он был так, потому что великому и ужасному продюсеру трэш-фильмов Роджеру Корману тоже хотелось что-то заработать на формате «Чужого». Но ничего нового не придумывалось, а совсем уж копировать не хотелось. Благо рейгановские времена и просмотр «Красного рассвета» сами подсказали идею — пусть Чужой окажется в СССР! Ведь это же чёртовы коммунисты туда первые полетели, могли и дрянь какую-нибудь подхватить. К тому же их убивать в кадре не жалко. А клюквенные фильмы о СССР тогда были в США очень популярны. Вспомнить хотя бы четвёртого «Рокки» или второго и третьего «Рэмбо» (об этом мы рассказывали в нашем подкасте). Так что быстро написанному сценарию про «Чужого в СССР» дали имя в честь космического русского слова, обогатившего все языки мира.

По сюжету в космонавта, Героя Советского Союза при посадке капсулы вселялось нечто, что перед этим убило его напарника. Космонавта запирают в страшном секретном НИИ в степях Казахстана, где его и инопланетного паразита изучают местный начальник — стереотипный жутковатый вояка-злодей, глуповатый учёный и специально вызванная отважная женщина-психолог.

Именно ей и предстоит выяснить, как отделить симбионта-инопланетянина, по ночам вылезающего из космонавта погулять, узнать, что этот жуткий обитатель кишечника чувствует человеческий страх и буквально им питается, а ещё что местный командир скармливает пришельцу людей. И отважная героиня делала тяжёлый выбор между монстром из космоса и людьми, которые оказались страшнее его. Кстати, на роль героини хотели позвать саму Сигурнии Уивер, но она и в продолжениях «Чужих» отказывалась сниматься, а тут и подавно. Так что её и остальных персонажей сыграли никому неизвестные актёры из американских сериалов, шедших по кабельному.

Снимал Sputnik верный подручный Роджера Кормана — режиссёр Аллан Смити, по всем заветам продюсера — быстро и дёшево. Почти весь бюджет ушёл на декорации НИИ, где и происходило всё действие. Степи Казахстана снимали в прериях Небраски. А вот на реквизите сэкономили. Благодаря обширным связям Кормана, в своё время вскормившего почти половину Нового Голливуда, всю необходимую советскую атрибутику взяли с площадок других клюквенных фильмов, вроде уже названных «Красного рассвета», «Рокки 4», «Рэмбо 2» и «Рэмбо 3», «Красного скорпиона», «Рождённого американцем» и других.

Несмотря на неплохую тягучую атмосферу закрытого учреждения и добротный экшен, Sputnik не взлетел. Герои и сюжет были слишком плоскими и глупыми даже для этого вида кино, а хищный инопланетный глист выглядел, как... инопланетный глист, и вообще не пугал. В прокате фильм толком не шёл, а на кассетах успеха не снискал. Его посмотрели разве что поехавшие ценители, вроде Тарантино, который, кажется, видел вообще все фильмы на планете, и М. Найт Шьямалан. Он буквально позаимствовал идею с пришельцами, чувствующими страх на расстоянии, для своего фильма с Уиллом Смитом «После нашей эры», который так же, как и Sputnik, с треском провалился.

Но в нашу страну «Чужой в СССР» всё же попал, но когда уже никакого СССР не было, то есть в 1990-е. В пору видеосалонов, да в знаменитом картавом переводе Юрия Володарского нашей публике, питающей какую-то странную любовь к клюквенным боевичкам, Sputnik заходил, хотя и терялся на фоне других, более популярных картин этого вида.

Наверное, именно по кассетам режиссёр Егор Абраменко, работавший ранее на фильмах Федора Бондарчука, узнал про Sputnik и в качестве своего дебюта решил снять его ремейк. Самому Бондарчуку эта идея понравилась, он выступил продюсером и даже сыграл роль злодея. Главные роли — космонавта и учёной — исполнили Пётр Фёдоров и Оксана Акиньшина. Денег на проект дал, естественно, минкульт. Уже наш «Спутник» должен был идти в прокате, но из-за эпидемии его сразу выпустили на стриминговых сервисах.

Фото: kino-teatr.ru

В итоге это оказался совершенно точный, покадровый ремейк оригинала. Даже такую мелочь, как то, что в конце один из персонажей стрелялся из пистолета, стоящего на предохранителе, бережно сохранили. Добавили только лишнюю и откровенно глупую сюжетную линию с мальчиком из детдома, но она ни на что не влияет. А в целом «Спутник» вышел таким же, как и первоисточник — типичным американским клюквенным проходным B-movie родом из 1980-х, с непередаваемой атмосферой того, как не наши люди изображают нашу жизнь, в которой ничего не смыслят.

Но несмотря на всеобщую любовь к подобным фильмам, всё же возникает вопрос, зачем нужно такое кино в 2020 году?

Extraction / «Тайлер Рейк: Операция по спасению» (Netflix)

«Каскадёры, каскадёры, мы у случая прекрасного в гостях», — слова из песни группы «Земляне» идеально подходят тем стантменам в Голливуде, что теперь определяют то, как выглядит жанр боевиков.

Сначала работавшие каскадёрами на «Матрице» Чад Стахелски и Дэвид Литч перевернули игру (и перезапустили карьеру Киану Ривза), сняв «Джона Уика». После этого они стали нарасхват в «фабрике грёз». Теперь пришёл черёд каскадёра из другой культовой фантастической франшизы, а именно из «Мстителей». Дублировавший Криса Хемсворта в кинокомиксах Сэм Харгрейв, при поддержке (и по сценарию одного из) режиссёров последних «Мстителей» братьев Руссо, снял для Netflix крутейший боевик, который, возможно, заставит подвинуться великого сына Белоруссии.

Сюжет Extraction или, если сложно, глупо и по-русски «Тайлер Рейк: Операция по спасению», прост и незатейлив, как грабли (игра слов, обыгранная в самом фильме, ведь rake по-английски и значит «грабли»): наркобарон Бангладеш № 1 похитил сына своего основного конкурента — наркобарона Индии № 1. Последний сидит в тюрьме, и денег на выкуп у него нет. Поэтому вместо курьера с деньгами за мальчиком отправляется суперкрутой наёмник, спец по подобным эвакуациям Тайлер Рейк. Его сыграл, конечно же, сам бог грома Крис Хемсворт, сменивший молот на автомат. У Рейка операция рассчитана до секунды, но, естественно, всё идёт не по плану. Поэтому ему вместе с мальчишкой приходится выбираться из Дакки, столицы Бангладеш, отбиваясь от бандитов, малолетних хулиганов, продажных копов и одного очень сурового индийского наёмника.

Фото: kinopoisk.ru

Но сюжет в таких фильмах — лишь служебная вещь, для того чтобы объяснить, отчего и почему происходит экшен. Так что важен именно он. А с этим делом тут всё просто сногсшибательно. Ураганное действие начинается не сразу, но зато не отпускает до конца двухчасового фильма. Постановка перестрелок, драк и погонь выглядит как великолепная смесь самых лучших боевиков уже прошлого десятилетия — того же «Джона Уика» и «Рейда». Всё быстро, жестко, брутально и очень круто. В сети уже стала знаменитой 12-минутная экшен-сцена со стрельбой и погоней, снятая словно одним кадром, ради которой сам режиссёр брал камеру и бегал, ехал, падал вместе с актёрами.

Конечно, Extraction немного одноразовое кино, «шутерок на вечерок», но кто сказал, что это плохо? Этот фильм — настоящая услада для тех, кто любит хорошие, качественные боевики, которых, на самом деле, сейчас не так уж и много. Аудитории приключения Тайлера Рейка так зашли, что фильм уже ставит рекорды просмотров, побив при этом 6 Undergrounds Майкла Бэя. Сам Харгрейв немного удивлён успеху своего дебюта и уже подумывает, что лучше снимать дальше —сиквел или приквел?

«Фея» (КиноПоиск HD)

Есть две самые страшные вещи, в которые может впасть российский режиссёр авторского кино в своем фильме: неумеренная религиозная симвология и столь же неумеренные отсылки и подражания Тарковскому. В новом фильме Анны Мелиян «Фея» есть обе эти крайности в самом максимальном их проявлении. Больше того, «Фея» целиком построена на толстенной религиозной символогии и жирнючих отсылках к Тарковскому. Хотя это, как и всегда у Меликян, лиричный городской романс о любви, милой девочке не от мира сего и мужике с кризисом среднего возраста.

Сюжет «Феи» представляет из себя мешанину из нескольких линий, ни одна из которых толком не раскрывается. Если вкратце: Евгений Войгин (Константина Хабенский) возглавляет студию, разрабатывающую третью часть мегахитовой игры «Коловрат», а по вечерам зажигает в клубах с тёлками и постоянно шатается туда-сюда по Москве. Группа неонацистов «Коловрат», выкладывающая в сеть видео, где они убивают людей и показывают жест из игры «Коловрат» (к — креатив). Странненькая девочка-активистка Таня Триер (псевдоним в честь понятно кого), сыгранная Екатериной Агеевой. Её случайно подбирает Войгин и называет Феей. Потом случайно едет с ней во Владимир смотреть фрески Андрея Рублёва (отсылки понятно к какому фильму). По наводке Тани Войгин начинает всерьёз считать себя реинкарнацией великого иконописца, а девочку-активистку принимает за реинкарнацию его друга Даниила Чёрного. А еще есть дочь Войгина, которая с ним не разговаривает (дочь Анны Меликян); молодой фашик (Никита Еленев) и его мама-депутатша (Ингеборга Дапкунайте). Но ничего из этого многообразия толком не работает.

Фото: kinopoisk.ru

«Фея» — заключительная часть условной трилогии, в которую входят фильмы Меликян «Русалка» (2007) и «Звезда» (2014). Новая картина из этого ряда всё же выбивается. В первую очередь потому, что в лёгкую и романтичную историю, которые Анна Меликян умеет делать как никто, всего понатыкано с избытком. И непонятно, на чём сосредотачиваться зрителю. Хотя кажется, что и режиссёр не очень понимала, на чём стоит сосредоточиться ей самой. История получается обо всём и ни о чём. И сложные, топорно поданные религиозные мотивы, и безудержный пафос как-то не очень монтируются с лёгонькой подачей. Чтобы вы понимали, насколько всё плохо с образностью, в фильме есть целых три (!) сцены, где камера переносится в космос, когда герои пытаются осознать себя и свои проблемы.

К тому же зачем-то радикально изменена главная фигура. Раньше Меликян рассказывала истории именно через этих необычных ангельских девочек с цветными волосами. Да, в «Русалке» был важен персонаж Евгения Цыганова, но это был фильм про героиню Марии Шалаевой. В «Звезде» вообще блистал великолепный дуэт прекрасных иностранок Тинатин Далакишвили и Северии Янушаускайте. А «Фея» не про девочку по прозвищу Фея, а про циничного и малоприятного мужика с невнятными душевными метаниями. Многие говорят, что это лучшая роль Хабенского за последнее время. Согласиться трудно, потому что ничего особенного он тут не показывает. А как-то сочувствовать и сопереживать его персонажу не очень получается.

Фото: kinopoisk.ru

Но и это не главные проблемы фильма. Во время его просмотра периодически хочется кричать «ок, бумер!» Ведь кажется, что фильм со всей этой глянцевой гламурной жизнью, клубами, лофтами, неонацистами-чистильщиками, активистками и прочим пытается вернуть если не 2007-й, то хотя бы 2014-й. Поэтому «Фея» выглядит такой же морально устаревшей, как и сериал «Последний министр». При этом фильм из-за всех сил пытается быть в тренде, но выглядят эти попытки довольно нелепо.

Это касается важнейшей нарративной и визуальной части сюжета «Феи», а именно того, что Войгин занимается компьютерными играми. При этом понятно, что режиссёр об этой индустрии знает чуть меньше, чем ничего. Хотя среди людей, работавших над фильмом, кто-то явно знает про третьего «Ведьмака». На профильных порталах уже шутили, что это фильм про Габена, а в аннотации «Кинопоиска» главный герой прямо назван русским Кодзимой. Но всём, кто хоть немного знаком с играми, допущения в фильме покажутся слишком вольными. Тот же «Коловрат» — это игра в VR, при этом action-RPG, да ещё и в онлайне, хотя сейчас просто нет технологий для создания таких игр. Про то, что руководители студий разработчиков на финальных этапах работы над крупными проектами выглядят не так бодро, как Хабенский, и времени на душевные искания и прочую лабуду у них просто нет, вообще упоминать не стоит. Как и про еле заметный намёк на то, что это игра вдохновила неонацистов на убийства. Единственное, что с видеоигровой частью фильма сделали правильно, так это то, что рисовать арты «Коловрата» позвали автора замечательного цикла «Сказки Старой Руси» Романа Папсуева. Но это лишь приятная отсылка для знающих, такая же, как и появление в эпизоде Киберстранника из культового фильма «Шапито-шоу».

Удивительно, но «Фея» по-своему приятно смотрится и, несмотря на свою перегруженность, не выглядит тяжеловесной — два с половиной часа просмотра протекают довольно легко. Но из головы и сердца этот фильм уходит так же легко и быстро, как игра из Steam, которую возвращаешь по рефанду.

Bad Education / «Безупречный» («Амедиатека»)

Перефразируя Козьму Пруткова: «Коррупция подобна блохе — она интернациональна». Вышедший сразу на HBO и «Амедиатеке» фильм «Безупречный» как раз показывает, что воруют из бюджета везде одинаково, что в России, что в США.

Главный герой картины Фрэнк Тэссон (Хью Джекман) занимает непонятную нашему человеку, но очень важную в административной системе американских школ должность суперинтенданта. Фрэнк — прекрасный педагог и администратор. Он прикладывает все возможные усилия, чтобы подотчётные ему школы в богатом пригороде Нью-Йорка стали самыми лучшими в штате. Фрэнк обходителен, обаятелен и приятен сразу всем. Дамы от него млеют, но бедняга носит траур по умершей жене. За годы работы суперинтендантом Фрэнк зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. А ещё за эти же годы на пару с помощницей Пэм Глаклин (Эллисон Дженни) Фрэнк украл из школьных бюджетов 11 миллионов долларов.

Фото: kinopoisk.ru

«Безупречный» — тот редкий случай, когда с надмозговым переводом названия фильма можно даже согласиться, потому что суть он передаёт отлично. Фрэнк Тэссон в исполнении Хью Джекмана пугающе напоминает Безрукова и, действительно, кажется просто безупречным человеком. Но интереснее всего здесь наблюдать именно за тем, как постепенно выясняется, что за всей этой напускной вежливостью и обаянием скрывается превосходный лжец, ловкий и опасный манипулятор, способный на всё ради своих интересов, которые он отстаивает сладкими речами и отлично отутюженным костюмом. Фрэнк мягко стелет, да укладывает прямо копчиком на бетон.

При этом его схемы сыпятся на мелочи. Жадность, как говорится, фраера сгубила. Помощница горит на том, что её сынок-болван рассчитывается не той кредиткой. А сам Фрэнк не тщательно прячет следы и подставную фирму-подрядчика оформляет на одного из своих любовников (да, всё настолько интересно). Отчасти поэтому его разоблачает простая старшеклассница Рейчел (Джеральдин Вишванатан), у которой было задание из школьной газеты, упорство, много свободного времени и один хороший совет от суперинтенданта. В это было бы трудно поверить, но фильм основан на реальных событиях. В начале нулевых в США школьница статьей в местной газете действительно раскрыла миллионные хищения реального Фрэнка Тэссона, о которых позже написали все главные СМИ страны.

Но посмотреть кино стоит не столько ради истории, сколько ради Хью Джекмана. Это безусловно его лучшая роль со времён «Логана». Заливать экран своей харизмой, а потом показывать отчаяние павшего персонажа, который потерял контроль над всем, что держал в руках, у Хью Джекмана получается, извините за каламбур, безупречно. А ещё он выступает настоящим адвокатом своего героя, показывая, что его Фрэнк — это не просто хапуга, а человек, для которого на первом месте всё-таки были не деньги, а его дело. Дело, в котором он был прекрасен. Ведь по большому счёту в фильме Фрэнка Тэссона губит то, что он оказался слишком хорошим педагогом, давшим одной смышлёной ученице один очень хороший совет.

The Roads Not Taken / «Неизбранные дороги» (КиноПоиск HD)

Фильм настолько же необязательный, насколько и трогательный. Один рутинный день, в который писателя Лео (Хавьер Бардем) его дочь Молли (Эль Фанниг) должна сводить к паре врачей. Ничего более. Трудность в том, что у Лео — тяжелейшее ментальное расстройство с органическим поражением мозга. Он постоянно находится не в реальности, а в каких-то своих мечтах и в непрожитой им другой жизни с первой любовью (Сельма Хайек). Потому даже поездка по городу оборачивается большими трудностями.

Больше про этот фильм Салли Портер трудно что-либо сказать. Не потому что сложно, а потому что нечего. По большому счёту ничего за полтора часа так и не происходит, а идея фильма о человеке, из-за болезни проживающего пару разных жизней одновременно, звучит интригующе, но на деле никак интересно не реализована. Главное и самое лучшее в «Неизбранных дорогах» — это восхитительная игра Хавьера Бардема и Эль Фанинг. Бардем, запредельно подробный в образе инвалида, тут способен заставить расплакаться даже камень, а Фанниг своей сердечностью может этот самый камень утешить и отогреть. Вместе они выдают какие-то просто невероятные по своей силе эмоции. Ради этого на «Неизбранные дороги» стоит хотя бы обратить внимание.

Бонус: «Керосин» (КиноПоиск HD, ОККО, ivi)

Это не премьера. Фильм Юсупа Разыкова «Керосин» появился в сети ещё в середине апреля, но про это кино стоит упомянуть лишний раз. В идеальном мире эта шедевральная современная сказка о живущей на обочине старушке, с которой происходят чудеса, и в жизни которой отражается вся Россия, как в капле керосина, была бы главным фильмом 2019 года. «Керосину» бы доставались все призы всех фестивалей, он был бы на слуху и собирал в прокате несколько своих маленьких бюджетов. Но про «Керосин» знают мало, в прокат он толком и не выходил. Остается надеяться, что цифровой релиз эту ситуацию хоть как-то исправит, благо фильм вышел на всех российских платформах.

***

Читайте также: Список отечественных сериалов, которые можно посмотреть на карантине.

Игры про апокалипсис, в которые стоит сыграть пока не поздно.

Интервью с режиссёром Юсупом Разыковым.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь