X

Новости

Сегодня
Вчера
16 ноября 2018

Немного современности, много Ирландии и доброты. Планы пермских театров на новый сезон

Фото: Иван Козлов

Вместе с осенью начался новый театральный сезон. Рассказываем, какие премьеры и события пермские театры запланировали для своих зрителей на целый год вперёд.

Театр-Театр: новые форматы, люди и долгожданная сцена

Для Театра-Театра 92-й сезон сулит большие перемены в самых разных сферах. Меняется труппа — бывшая ведущая актриса театра Ирина Максимкина теперь будет служить в Свердловском театре драмы в Екатеринбурге. При этом она не разрывает отношения с Театром-Театром и будет продолжать играть в таких спектаклях, как «Догвиль» и ранее закрытой «Владимирской площади». Правда последний спектакль больше не вернётся на сцену театра — его будут играть на сценах дворцов культуры до окончания реконструкции большой сцены.

Но в труппе есть не только потери, но и приобретения. В этом сезоне коллектив театра пополнили молодые артисты, недавние выпускники ПГИКа: Дарья Егорова, Антон Девятов и Даниил Ахматов.

Самая главная и долгожданная перемена в Театре-Театре — это, несомненно, открытие большой сцены после реконструкции. Но этот процесс разделится на два этапа: первая часть реконструкции закончится 9 ноября, и в этот день артисты сыграют первый спектакль на новом планшете сцены. Но новые поворотные круг и кольцо, а также подъёмные механизмы сцены к тому моменту ещё не будут работать, поэтому изначально заявленные планы открыть новую сцену премьерой мюзикла «Винил» не состоятся. Возможность играть спектакли, в которых задействованы круг и кольцо, появится только декабре, а окончательно все подъемные механизмы будут отлажены только в январе. Именно тогда и начнётся работа над «Винилом», который и должен показать все новые возможности сцены.

Реконструкция большой сцены Театра-Театра Фото: Театр-Театр

Премьера «Винила» пока в далеком прицеле, а в ближних планах у Театра-Театра — активная работа с новыми форматами. До конца года должны состояться премьеры сразу двух иммерсивных спектаклей — это особый вид постановок, в которых зрители сами являются участниками действия. Ярчайший пример иммерсивного спектакля —Remote Perm.

Первой такой необычной премьерой станет спектакль «Бал. Наташа Ростова. Граф Толстой». Главный режиссёр театра Владимир Гурфинкель ставит его в фойе большого зала. Сама идея сделать постановку в фойе появилась после 7 международного фестиваля-форума «Пространство режиссуры», во время которого в фойе Театра-Театра буквально проходил спектакль-шествие «Барокко» французского театра «NoNo».

Следующей постановкой нового формата должен стать спектакль-квест «Снежная королева». Его режиссёром будет неоднократно работавший в Театре-Театре Андреас Мерц-Райков. Местом действия «Снежной королевы» должен стать весь театр, причём как зрительская часть, так и служебная. Некоторые сцены развернутся в театральных цехах, и даже на колосниках. Зрители вместе с Гердой должны будут пройти череду испытаний, прежде чем спасут Кая от злых чар Снежной королевы. В этом квесте планируется занять практически всю труппу театра в разных составах. Премьера спектакля-путешествия по театру ожидается в декабре 2018 года.

А первой премьерой сезона непосредственно на большой сцене станет известнейшая рок-опера Jesus Christ Superstar, постановкой которой уже давно занимается британский режиссёр Майкл Хант. Театру-Театру всё-таки удалось получить права на постановку культовой рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса при условии полного сохранения музыки и либретто, поэтому в Перми спектакль будет сыгран в оригинале. На сборе труппы после летних каникул Борис Мильграм откровенно восхищался музыкой Jesus Christ Superstar, которую разучивает театральный оркестр.

Майкл Хант Фото: Тимур Абасов

В марте 2019 года в Театре-Театре должен пройти фестиваль «Пространство режиссуры». В этот раз, по данным «Нового компаньона», фестиваль сменит формат, и, вместо спектаклей известных российских и зарубежных режиссёров, он станет смотром работ молодых и начинающих постановщиков.

На фестивале покажут первые спектакли молодых режиссёров, которые либо недавно окончили театральные вузы России, либо ещё учатся. Экспертный совет, в состав которого войдут ведущие театральные режиссёры и менеджеры, должен будет выбрать режиссёров, которые получат возможность поставить создать спектакль на сцене Театра-Театра. То есть, фактически, уникальный пермский театральный фестиваль в основной своей части будет делать то же самое, что уже несколько лет успешно делает московский фестиваль «Артмиграция».

Театр юного зрителя: юбилей и любовь

Для Пермского ТЮЗа этот сезон будет необычным — юбилейным, 55-м по счёту. И начнут его с места в карьер — сезон откроется премьерой 9-го сентября. Это будет спектакль режиссёра Дмитрия Заболотских «Первая любовь» по одноимённой повести И. С. Тургенева. Режиссёр сам писал инсценировку и включил в неё фрагменты других произведений классика: «Вешних вод», «Дыма», «Дневника лишнего человека» и стихотворений в прозе «Сон», «Морское плавание» и «Монах». Сюжет спектакля будет построен на воспоминаниях главного героя Вольдемара. Юношеская любовь, переживания и мечты сплетутся в общую романтическую, одновременно идиллическую и тревожную картину перехода из уютного детства в мир ярких и подчас болезненных чувств к женщине.

Следующая премьера ТЮЗа состоятся буквально через неделю, 15 сентября. Спектакль «Ещё не вечер» поставил худрук театра Михаил Скоморохов по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева. Это история о том, как в маленькой деревне Вежки осталось три всего жилых дома и три пожилых человека доживают там свой век. Все они очень разные, их отношения непросты, ведь у каждого своя правда, они могут спорить, ругаться друг с другом. Они брошены всеми — рухнувшей властью, родными и близкими. Но это и объединяет стариков, в этом они находят поддержку, понимание и тепло. «Ещё не вечер» поставлен в камерном пространстве фойе театра, и, видимо, спектакли в фойе станут своеобразным трендом этого сезона в Перми.

Михаил Скоморохов Фото: Тимур Абасов

Ещё Михаил Скоморохов репетирует «Сказки про Ежика в тумане» Сергея Козлова. Выйти спектакль должен ориентировочно в конце этого года. По словам Михаила Юрьевича, это должна быть очень нежная и трогательная работа, интересная как детям, так и взрослым, и сами артисты театра просятся сыграть какую-нибудь роль в этом спектакле.

В дальнейших планах на сезон у ТЮЗа две постановки молодых режиссёров. Артём Терехин, поставивший спорные спектакли «Фантом Марины Кудряшовой» и «Преступление и наказание», готовится к работе над «Волшебной горой» Томаса Манна. А неплохо себя зарекомендовавший «Холодным сердцем» и «Гришкой Вольтом» Артём Баскаков ещё выбирает материал для своей будущей постановки. Это будет либо «Мамаша Кураж» Бертольта Брехта, либо повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди». С Брехтом есть определённые проблемы из-за наследников драматурга, которые очень строго следят за тем, как ставят его спектакли в мире. Впрочем, в Перми уже есть одна интересная «Мамаша Кураж» в «Новой драме», а вот Стругацких в последний раз у нас ставили шесть лет назад в Театре-Театре. Спектакль по «Отелю „У погибшего альпиниста“» тогда показали всего два раза. Занятно, что сейчас так же над спектаклем по Стругацким работают в Березниковском драмтеатре — там ставят «Второе нашествие марсиан».

Театр «У Моста»: Все флаги в гости будут к нам

31-й сезон в театре «У Моста» распланирован чётко, и названы все предстоящие премьеры. Причём ставить там спектакли в этом году будут несколько режиссёров, уже работавших в театре Сергея Федотова. Уже 15 сентября состоится премьера спектакля «Невольницы» по пьесе А. Н. Островского. Классическая история неравного брака — молодую девушку пристраивают замуж за пожилого богача, но у него служит молодой «бессребреник», предмет настоящей романтической любви девушки. Поставил «Невольниц» московский режиссёр Владимир Березин — ответственный за очень сомнительный «умостовский» спектакль «Сваха».

Ещё один режиссёр из Москвы — Алла Чепинога — несколько лет назад поставила в «У Моста» весьма трогательную музыкальную мелодраму «Гранатовый браслет» по Куприну. В этом сезоне она же снова поставит в этом театре музыкальный спектакль. И это будет мистическая оперетта «Женихи» с музыкой Исаака Дунаевского. Действие оперетты происходит в годы НЭПа и сводится к тому, что к недавно овдовевшей молодой трактирщице Аграфене Саввишне начинают свататься женихи. Всего их пятеро: дьякон, извозчик, повар, гробовщик и биллиардный маркер. Героине придётся выбирать между разумом и чувством, а кому-то из женихов — получать благословление с того света.

На декабрь в театре «У Моста» запланированы сразу две премьеры. Первая, назначенная на 15 декабря, продолжает некую «грузинскую линию» в репертуаре театра, начатую спектаклями «Ханума» и «Зурикела». Спектакль «Пиросмани» режиссёра Зураба Нанобашвили покажет на сцене конфликт художника и окружающего мира, который не понимает и не признаёт его искусства. При этом персонажи картин легендарного грузинского художника Пиросмани, выходя один за другим из оживающих полотен, будут беседовать с ним и выражать недовольство тем, как они изображены. Поистине, мистический конфликт для мистического театра. 25 декабря состоится премьера спектакля «Рейвенскрофт» в постановке самого Сергея Федотова. В театре обещают, что это будет головоломный детектив с отличным юмором.

Фото: Тимур Абасов

Но самым главным событием в жизни театра «У Моста» и, пожалуй, вообще всей театральной жизни Перми на ближайшие полгода станет Третий Международный Фестиваль Мартина МакДонаха. После сверхуспеха фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» слава и без того известного и популярного режиссёра и драматурга Мартина МакДонаха взлетела просто до небес. Но в Перми, благодаря Сергею Федотову, узнали и полюбили творчество этого талантливого ирландца ещё много лет назад. Любят его и в других городах и странах, и то, что в «У Моста» уже собирается третий фестиваль — ярчайшее тому доказательство.

Уже можно говорить, что у этого фестиваля сложились свои традиции и обычаи. Как всегда, он проходит в начале октября — с 1 по 7 число. Как всегда, афиша пестрит названиями спектаклей из самых разных стран: Молдовы, Чехии, Грузии, Македонии, Казахстана, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Ирана, Румынии. Как всегда, на фестивале есть какая-то главная пьеса МакДонаха, постановок которой привозят больше всего. На первом фестивале это был «Человек-подушка», на втором — «Королева красоты». На третьем это будет «Сиротливый Запад» — в программе сразу шесть постановок истории о дружбе и вражде братьев Коннор.

Как всегда, сама программа фестиваля обширна и обещает много интересного. Например, один из самых легендарных европейских театров — чешский «INOHERN KLUB» — покажет в Перми два спектакля: «Безрукого из Спокэна» и «Палачей». Примечательно, что именно этот театр и чешский режиссёр Ондрей Сокол открыли для Европы неизвестного тогда никому МакДонаха. Снова на фестиваль привезут спектакль из Ирана. Удивительно, что в этой стране очень интересно ставят такого автора, как Мартин МакДонах. На прошлом фестивале иранский «Человек-подушка» оказался одной из самых необычных и ярких постановок. В этот раз гости с Востока сыграют «Сиротливый Запад». Кроме спектаклей, в программе обещают ещё и мастер-классы режиссёров и лекции российских театральных критиков.

Как всегда, само расписание фестиваля будет чрезвычайно плотным, и в некоторые дни будет идти по три, а то и по четыре спектакля. Как всегда, везде успеть будет если не невозможно, то очень сложно. Как всегда, на неделю в театре «У Моста» воцарится вавилонское смешение языков, но объединённые искусством люди будут отлично понимать друг друга. Как всегда, в окрестных барах и пабах выпьют весь «Гиннес». Как всегда, один небольшой кусочек Перми превратится на неделю в кусочек Ирландии. И, как всегда, это будет весело. Наверное, Пермь не такая уж и дыра, если сюда приезжают столько людей, чтобы посмотреть спектакли по МакДонаху.

Театр кукол: русский народный пост-пост, мета-мета

В Пермском театре кукол в ближайшие полгода состоятся две премьеры. Сперва юным зрителям 29 сентября представят необычный спектакль о правилах дорожного движения «Путешествия Емели по диковинным дорожкам» в постановке Сергея Грязнова.

Действие будет происходить в параллельной сказочной реальности, где уживаются вместе герои из старых сказок, новых мультфильмов и даже скандинавской мифологии. И в этом необычном мире действуют правила дорожного движения. Разнообразные персонажи — от Спанч Боба и кикимор до бога грома и бури Тора — помогут главным героям в них разобраться. Согласитесь, неожиданно встретить метатекстуальность в детском спектакле о ПДД. Как тебе такое, «Дисней»?

Фото: Тимур Абасов

Вторая премьера сезона в театре кукол пройдёт 9 октября. Это будет спектакль режиссёра Петра Зубарева — основателя и художественного руководителя театра «Жёлтое окошко» в городе Мариинск. В Перми он поставил «Левшу» Лескова. Спектакль озаглавлен как «секретные материалы тульских мастеров». Как рассказывают в театре, в спектакле за завесой иронии, юмора и нереальности некоторых событий будет раскрыто множество проблем трагического характера. Кроме того, в нём будут задействованы несколько видов и систем кукол — зрители увидят планшетных, мимикрирующих, теневых и тростевых кукол, а также «живые» портреты, которые будут «следить» за всем происходящим.

Сильные и независимые

Независимые театры Перми тоже строят планы на сезон. В театре «Век жизни» готовятся ставить «Кроткую» Достоевского, а в театре «КТО» готовят обещанный сценический боевик. Называться он будет «Карты, деньги, два ствола». Как рассказывает режиссёр Рамис Заббаров, к культовому фильму Гая Ричи спектакль никакого отношения, кроме пары отсылок, иметь не будет.

Но самые необычные планы у Камерного театра «Новая драма». В театре успешно возродили проект актёрских читок пьес современных драматургов «Винтовая лестница». Читка пьес Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» и «Серёжа очень тупой» прошла весьма удачно, и в октябре в «Новой драме» представят целую серию таких исполнений произведений современной драматургии.

10 октября артисты «Новой драмы» прочитают пьесу Константина Стешека «Летели качели», герой которой «замуровал» себя в мире песен Егора Летова и потерял осознанный контакт с реальностью.

13 октября прозвучит пьеса Алексея Щербака «Правила поведения в гостях». 20 октября прочитают пьесу Олжаса Жанайдарова «Магазин». Эта пьеса основана на реальных событиях: сюжете из криминальной хроники о магазине в одном из спальных районов Москвы, где хозяйка держала своих сотрудниц, приехавших на заработки из Средней Азии, на положении бесправных рабынь. Материалом для пьесы стали многочисленные разговоры автора с сотрудниками правозащитных организаций, разбиравшихся в этом деле.

Очень важная и символичная для «Новой драмы» читка завершит этот цикл 27 октября. В этот день артисты театра прочитают пьесу Михаила Угарова «Голуби». Именно с этой пьесы Угарова, одного из важнейших представителей современной российской новой драмы, когда-то и начинался Камерный театр «Новая драма». Читка будет посвящена памяти Михаила Угарова, скончавшегося в ночь на 2 апреля этого года от сердечного приступа.