
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой


Подкаст текстом. Почему вам нужен сосед-гей: культурное разнообразие и благополучие общества
Что будет, если вы осознаете, что ваш сосед — гей, коллега в офисе — яростная противница добрачного секса, а знакомый из фитнес-клуба родом из Бангладеш? Откровенно говоря, удивительно, как вы не замечали этого раньше. Никто из нас сегодня уже не живёт в монолитном обществе, где всё примерно одинаково.
Это не совсем верно для большей части российского общества, где визуальные различия между людьми по цвету кожи, разрезу глаз или одежде не так заметны, как, например, в Америке или в Индии. Но если мы говорим не о внешних характеристиках, то в момент осознаём, что вокруг нас люди, которые различаются в своих ценностях и жизненных практиках. Какое общество более благополучное и безопасное? Однородное, где все примерно одинаковы в своём внешнем виде, ценностях и практиках? Или разнородное, где все разные и ведут себя по-разному?
Это расшифровка подкаста «День тишины. Почему вам нужен сосед-гей? Культурное разнообразие и благополучие общества»
Как связано культурное разнообразие с экономикой?
Уважительное отношение к другим, к людям, которые не похожи на тебя,
Теория Инглхарта говорит, что экономический рост и материальное благополучие ведут к смене ценностей людей. Если раньше простой, не обременённый высоким социальным статусом человек
Но здесь нас может поджидать опасность. Если в обществе каждый будет способен вести себя как захочет, делать и говорить, что считает нужным для себя, то общество распадётся на части и будут хаос и беспорядок. Основания так думать есть. В разнородном обществе людям сложнее найти общий язык. Сложнее найти решение и выход из ситуации в конфликтах. Сами конфликты будут более глубокими и трудноразрешимыми. А когда договориться сложно или невозможно, то говорить о повышении уровня жизни или экономическом развитии не приходится.
Политическая реальность имеет множество примеров обществ, состоящих из нескольких враждующих религиозных или этнических групп: войны в бывшей Югославии, когда вчерашние соседи стали злейшими врагами,
Однако Дональд Горовиц на материалах стран Юго-Восточной Азии и Африки предложил принципиально иную логику. Разнообразное общество, состоящее из фрагментированных групп, может быть стабильным за счёт того, что политические силы будут стремиться к средней позиции, стремиться к роли арбитров, улаживающих конфликты, и получению симпатии ото всех сторон. А это, в свою очередь, будет помогать находить баланс и защищать интересы разных социальных групп. Однако Горовиц уточнял, что явное доминирование одной, например, этнической группы над другой будет грозить дискриминацией и конфликтами.
Брэд Лайн и Джон О’Нил в исследовании 98 стран второй половины XX века показали, что культурное разнообразие не является залогом экономической нестабильности. Филипп Эйгер и Маркус Брюкнер исследовали массовую миграцию в США в период с 1870 по 1920 гг. и пришли к любопытным выводам: рост культурного разнообразия положительно связан с ростом экономики. Но при этом поляризация, т. е. размежевание и выстраивание границ между группами, связана с экономическим спадом. Это важная идея
«Чем образованнее человек, тем спокойнее он воспринимает, что мир разнообразен»
Это хорошо, но нас интересуют не только границы между социальными группами по их внешним признакам. Нам интересно понять, что у людей в головах, как различия в их ценностях связаны с их совместным проживанием. Почему в одних местах люди думают и ведут себя более прогрессивно, а в других
Поискать ответ на эти вопросы интересно на примере сообществ, которые находятся в переходном состоянии. Исследование Софьи Лопатиной, Вероники Костенко и Эдуарда Панарина касается 10 постсоветских стран от Кыргызстана до Эстонии. Авторы на материалах всемирного опроса ценностей анализировали ценности индивидуального выбора граждан этих стран через отношение к абортам, разводам и добрачному сексу. Результаты исследования показывают, что бывшие советские республики сходятся в том, что ценности индивидуального выбора разделяются более образованными людьми, более молодыми и менее религиозными.
Однако авторы указывают на связь между страстной гордостью за свою родину и поддержкой сильной оборонной мощи страны с одной стороны и негативным принятием абортов, разводов и добрачного секса
Давайте подключим к разговору одну из авторок этой статьи
Рональд Иглхарт в 84 году запустил огромный проект. Он отец-основатель этого мощного движения
То есть если человек уже получил какое-то неплохое образование, чтобы это воспринять правильно, если он смог столько заработать, если он живёт в месте, откуда можно выехать, то это уже говорит о том, что он достаточно открыт новому. Понятно, что каждое путешествие помогает понять, что да, мир ещё более разнообразный, чем ты мог себе представить. Но ведь редко бывает, что человек голодал и поехал путешествовать.
Мы знаем, что каждое следующее поколение задаёт вопрос предыдущему: «Почему у вас так всё несправедливо устроено?» И это всех двигает вперёд. Причём, чем более благополучное и богатое общество, тем сильнее эти изменения. Например, в современной Голландии бабушки и дедушки
Что касается индивидуального уровня, тут нужно учитывать контекст. То есть мы знаем, что люди, которые попадают в другой контекст, например в другую страну, довольно быстро вписываются в него. Только если у них не случается какого-то очень сильного отторжения, если они не становятся изгоями и не живут только со «своими». Вообще-то, человек очень хорошо чувствует, где что можно, а где что нельзя, и легко адаптируется.
И есть ещё такая вещь, которая называется «tipping point», про это говорит Инглхарт: что есть некая масса людей, особенно это касается образованных слоёв населения, которая становится настолько многочисленной, что остальные оказываются в меньшинстве и это уже становится неприличным.
Инглхарт рассказывал, что когда он учился в 60-е годы в американском университете, то было совершенно общим местом шутить про то, кто гей, а кто не гей. Все только на эту тему и ржали. Но в какой-то момент это стало сначала несмешно, а через 10 лет неприлично. За такое тебя могли вышвырнуть из приличного общества.
За этим стоит хитрая механика. Люди стараются сделать выборку репрезентативной, но мы понимаем, всегда недорепрезентируются некоторые части общества, например самые бедные и обездоленные. То же самое и с очень богатыми, потому что до них просто не добраться. До молодых не добраться, потому что они всегда на работе, и так далее. То есть чаще всего опросы
Ещё люди, общаясь с теми, кто задаёт им вопросы, отвечают то, что они считают правильным сказать. И это может быть связано с рядом причин, да. Во-первых, у них есть некоторое представление о том, что прилично и что неприлично говорить чужому человеку. И это может быть очень серьёзной вещью, особенно в высоконормативных обществах. Особенно если респондент и интервьюер различаются по статусу. Человек, когда он находится в ситуации статусно ниже, склонен подстраивать своё мнение под то, которое, как ему кажется, ожидают услышать.
Кроме того, есть ещё такая вещь, что во многих постсоветских странах
С другой стороны, есть вопрос ценностей, которые могут не совпадать с практикой. Когда тебя спросят: хорошо ли ездить бесплатно в общественном транспорте? Ну конечно, нехорошо. Но, вообще-то, люди ездят зайцем, просто они не склонны правдиво отвечать на такие вопросы. А если речь заходит о более серьёзных вещах? Например, в некоторых странах криминализована гомосексуальность, как, скажем, в Йемене. Людей спрашивают: «Скажите, как вы относитесь к гомосексуальности?»
Так вот, я стала с говорить с людьми, с образованной ереванской молодёжью. Я говорю: «Ребят, вы что, правда? Вот никто никогда до брака нет?» И девушки все ржут. И рассказывают наперебой истории про то, сколько стоит восстановление девственности, какая это востребованная операция. Тут же сидят неженатые парни. И я одному из них говорю: «Слушай, а ты на девственнице женишься?» И он мне на полном серьёзе говорит: «Ну да, конечно, это очень важно».
То есть если человек себя чувствует свободно, раскованно и он не должен скрывать своих предпочтений или чувствовать, что его унизят, обидят или выгонят с работы за какие-то взгляды, то он может сделать больший вклад в эту компанию. Его лояльность к такой компании выше, и он формирует более тесные связи в коллективе, более горизонтальные, что, как показывают исследования, тоже важно. Потому что, когда есть жёсткая иерархия, это мешает проникновению идей наверх и, соответственно, блокирует многие творческие начинания. Таким образом, в постиндустриальных экономиках, где важно, чтобы люди придумывали и создавали какие-то проекты, это важно, и все очень серьёзные компании, такие как Tesla, Google, и все крупнейшие университеты мира, они очень сильно давят на diversity. У них есть diversity officers, есть специальные на эту тему сотрудники для борьбы с любой дискриминацией.
И на самом деле, идея создания среды, свободной от харассмента на любом основании, будь то гендерное, сексуальное или другое,
***
Итак, подведём итог. В разнородных обществах люди разные: и внешне, и ценностно, и в соответствии с тем, что они практикуют. Очевидно, что культурное разнообразие
Рекомендуем почитать
Новое на сайте


Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь