X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 апреля 2019
Фото: МОНОfest

МОНОfest VI: международный гид по одиночеству

МОНОfest в 2019 году пройдёт с 19 по 22 апреля. За эти несколько дней можно будет увидеть не только российские постановки, но и привезённые из Албании, Франции и Финляндии. А мы поможем вам определиться со спектаклем:

Одна из центральных тем фестиваля моноспектаклей — одиночество. И мы решили сформировать гид, отталкиваясь от различных форм этого состояния.

Взгляд в прошлое

К этой группе спектаклей мы отнесли два: первый из них вообще официально открывает фестиваль, кстати. Это внеконкурсный показ пластического спектакля «KA-F-KA» Мехди Фараджпура — проект парижской театральной компании Orientheatre Dance. Его поставили ещё в 2016 году, и он уже успел получить почетную награду Международного фестиваля PUF. Исходная точка постановки — текст Франца Кафки «Превращение»: человек, потерявшийся в рутине, пробуждается, чтобы обнаружить, что он превращается в другое существо.

19 апреля, 20:30,

Частная филармония «Триумф» (ул. Ленина, 44)

***

Второй спектакль в этой группе —«Последняя лента Крэппа» Евгения Кочеткова. В основу постановки легла одноимённая пьеса Сэмюэля Беккета, создателя театра абсурда. В этой пьесе человек, проживший долгую жизнь, сидит в комнате, окружённый стопками аудиоплёнок, сделанных десятилетия назад. Режиссёр и актёр пытаются раскрыть в нём человеческие и понятные каждому мотивы одиночества, тоски, сожалений о несбывшемся.

Фото: МОНОfest

20 апреля, 16:00,

Дом актёра (ул. Ленина, 64)

Женское одиночество

Мы ни в коем случае не намекаем на то, что мужское и женское одиночество — явления различного порядка. Но так как в программе фестиваля сразу в нескольких спектаклях речь идёт именно о судьбе женщины и её встрече с одиночеством, мы решили, что будет правильно их объединить в одну группу.

Один из этих спектаклей покажут самым первым на фестивале —«Розовое платье с зелёным пояском» Валерии Приходченко — это монолог 50-летней Натальи Ивановны Прозоровой в 1930 году, её рассказ об отношениях с тремя золовками, горькие воспоминания о жизни, которая оказалась совсем не такой, как мечталось в юности. Прототип главной героини спектакля — Наташа из «Трёх сестёр» Чехова, успевшая стать символом мещанства, пошлости и нахрапистости. Но такова ли она на самом деле? Этот спектакль — откровенный спор с Антоном Павловичем и одновременно история о том, что мы стремимся взлететь выше самих себя и очень больно бьёмся, даже не успев попасть на эту высоту.

Фото: МОНОfest

19 апреля, 18:00,

Дом актёра (ул. Ленина, 64)

***

Следующий в этой группе — спектакль Центра современной драматургии в Екатеринбурге «Зулейха открывает глаза» Антона Бутакова — это постановка по одноимённому роману Гухель Яхиной, получившей за него премию «Большая книга», но на театральной сцене он ещё только-только начинает появляться. Хотя постановка Башкирского театра драмы по нему в этом году номинировалась на национальную премию «Золотая маска». Но это была масштабная постановка, а уральский режиссёр Антон Бутаков поставил спектакль с одной актрисой — Татьяной Савиной — о женской силе и женской слабости, о священном во все века материнстве и борьбе за жизнь.

Фото: МОНОfest

Действие романа «Зулейха открывает глаза» начинается в 1930 году в далёкой татарской деревне. Зимой 1930-го у крестьянки Зулейхи убивают мужа, а её саму вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по каторжному маршруту в Сибирь.

20 апреля, 11:00,

Дом актёра, фойе (ул. Ленина, 64)

***

И завершает эту группу постановок спектакль из Албании. Он, кстати, идёт на английском языке, но с субтитрами! «Психоз 4:48» Нельсона Малла по пьесе Сары Кейн, страдавшей жесточайшей формой депрессии и маниакально-депрессивным психозом. Она лечилась в клинике, где в 28 лет по недосмотру врачей приняла несколько горстей сильнейших антидепрессантов и транков и повесилась в ванной. Цифра 4:48 — точное время самоубийства Сары, а сама пьеса — безжалостная и полная безумного отчаянья и смертной тоски хроника самоубийцы. Но, как замечают сами авторы, для них эта пьеса Сары Кейн прежде всего о человеческом одиночестве, когда герой остаётся один на один со своей болью и не способен принять даже элементарное разумное решение.

Фото: МОНОfest

21 апреля, 18:00,

Дом актёра (ул. Ленина, 64)

Одиночество по Достоевскому

Сразу две постановки на фестивале по-разному, но вступают в диалог с Михаилом Фёдоровичем. Первая из них — вообще стендап по текстам Татьяны Москвиной —«КотаВасиЯ» Романа Смирнова. Первый акт которого — рассказ от лица Фердыщенко о том, что же на самом деле случилось в романе Достоевского «Идиот». А второй — рассказ от лица женщины: обычной, какую и в ближайшем магазине встретить можно, и в алкогольной лавке. Она поделится откровенным рассказом о том, что довело её до такой жизни. Одинокие люди со своими смешными, маленькими историями. Со своим теплом человеческим, которым и поделиться-то негде.

Фото: МОНОfest
Фото: МОНОfest

20 апреля, 19:00,

Театр юного зрителя, фойе (ул. Екатерининская, 68)

***

Вторая постановка из этой группы тоже обращается к Достоевскому и даже к тому же роману, что и спектакль выше. «Идущая за предел» Алексея Янковского. В её основе — пьеса Владимира Клименко, написанная по мотивам «Идиота» Достоевского. Это монолог не «о», а «вокруг» знаменитого романа. Кстати, этот спектакль в 2018 году получил Гран-при на Открытом театральном фестивале «СВОЙ».

Фото: МОНОfest

21 апреля, 15:00,

Дом актёра, фойе (ул. Ленина, 64)

Одиночество как преодоление

Конечно, первым в эту группу вошёл спектакль «Полёт над гнездом кукушки» Якова Рубина по мотивам романа Кена Кизи. Сюжет тот же, что и в одноимённой книге: МакМёрфи готов бороться за свободу до самой смерти.

Фото: МОНОfest

А вот, что отметил Павел Руднев в «Петербургском театральном журнале»:

«Исполнение Дмитрием Макляковым „Полета над гнездом кукушки“ расходится с устоявшейся традицией. Желания развлечь зрителя не избежали ни Милош Форман, ни Марк Захаров. В отличие от известных постановок здесь повествование ведётся, как и у Кизи, от лица индейца — того героя, который меняется и бунтарство которого старается пробудить МакМерфи. Индейская тема — тема покорности, проигрыша — появляется и в видеоинсталляциях на стенах кирпичного бункера, в где играется спектакль. Мощный, мускулистый, „самцовый“ герой Дмитрия Маклякова постоянно меняет маски, становясь то одним, то другим героем Кизи, подыгрывает себе на гитаре, исполняя рок-зонги на темы повести. И первой звучит песня о человеке в резервации: американец МакМерфи чувствует себя в своей стране точно так же, как чувствует себя индеец на оккупированной родине».

21 апреля, 11:00,

Дом актёра (ул. Ленина, 64)

***

Второй спектакль из этого цикла совсем о качественно ином преодолении. Вообще, 21 апреля программа получается особенно тяжёлая, потому что следующий спектакль после «Полёта над гнездом кукушки» — это «Назову себя...» Линас Мариюс Зайкаускас: история психологического эксперимента, на который пошёл герой одного романа Макса Фриша. Попав в автомобильную аварию и едва не лишившись зрения, он решает попробовать пожить слепцом. И это очень многое меняет в его жизни. Пожалуй, его положение в обществе даже улучшается, потому что людям удобно с тем, кто не видит лишнего.

Фото: МОНОfest

21 апреля, 20:00,

«Сцена-Молот», бар в фойе. (ул. Ленина, 53)

Преодоление одиночества

Завершает фестиваль блок спектаклей о преодолении одиночества через нахождение контакта с другим человеком, самим собой или культурой.

Эту группу открывает постановка «Брут — история собаки» Дмитрия Заболотских. Здесь действие разворачивается в оккупированной немцами Праге во время Второй мировой войны. Пёс Брут, немецкая овчарка, живёт со своей хозяйкой, одинокой еврейкой. Нацистская администрация издаёт указ, запрещающий евреям держать домашних животных, и хозяйка вынуждена сдать свою собаку в приёмник для животных. Брут, как породистый пес, проходит выучку и определяется караульной собакой в концентрационный лагерь. Однажды Брут узнаёт свою хозяйку в одной из умирающих заключённых.

22 апреля, 12:00,

Дом актёра (ул. Ленина, 64)

***

Перед закрывающим показом можно будет увидеть трагикомическую и философскую историю о загадочной душе русского человека, о его раздумьях о жизни и смерти, о любви, о судьбе, «его тоске, его жалкости и величии» —«Хомо Чудикус» Антона Зольникова. На этот спектакль режиссёра вдохновили рассказы Василия Шушина, как-то раз он даже заметил: «очень хочется, чтобы зритель наш, заплатив за билет, уходил не с определённым количеством решённых проблем, насильственно втиснутых ему в голову, а уносил радость общения с живым человеком».

Фото: МОНОfest

22 апреля, 14:00,

«Сцена-Молот» (ул. Ленина, 53)

***

Закроет фестиваль постановка «Я, бабушка, Илико и Илларион» Георгия Иобадзе, которая в прошлом году уже была представлена в Перми и произвела своеобразный фурор. Георгий Иобадзе выступает одновременно и режиссёром, и исполнителем, и автором инсценировки. Это зарисовка о людях, простых и глубоких, наивных и мудрых, живущих одной судьбой. Детство и юность, первая любовь Зурико — всё пронизано грузинским весельем, неиссякаемым юмором и воспоминаниями о бесконечных застольях, которыми так славится Грузия.

Действие происходит в деревне, где в годы войны из мужчин остались лишь старики. Живущий с бабушкой осиротевший мальчик Зурико растёт под присмотром стариков-соседей. Оба они — острые на язык, любящие подшутить или даже разыграть друг друга, преисполнены доброты, жизненной мудрости и всегда готовы прийти на помощь бедствующим.

Фото: МОНОfest

22 апреля, 20:00,

«Сцена-Молот» (ул. Ленина, 53)

  • VI Международный фестиваль моноспектаклей «МОНОfest» организован Пермским отделением СТД России и Центром по реализации проектов в сфере культуры при поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках фестиваля «Пермский период» и Министерства культуры Российской Федерации в рамках Года театра в России.

***

Читайте также:

«МОНОfest» в пяти пунктах. Юбилею фестиваля моноспектаклей посвящается.

Итоги четвертого фестиваля «Монофест 2017».

Репортаж со второго фестиваля «Монофест 2015».