X

Citizen

Вчера
2 дня назад
19 сентября 2017
18 сентября 2017
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017

«Осколки исчезнувшей империи». Как на выставке в художественной галерее собрали образ советского прошлого

106статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Фото: Тимур Абасов

Бюст Ленина, идиллические крестьяне, фотографии строек первых пятилеток и ваза с высказываниями Сталина, фотографии, ставшие символами, хрупкие статуэтки, космонавты и олимпийские мишки. Всё это вместе можно увидеть на выставке «Взгляд в СССР. ХХ век в фотографии и фарфоре» в Пермской художественной галерее. Казалось бы, что общего может быть у документальных фото с фарфоровыми статуэтками и тарелками? Но благодаря такому удивительному совмещению очень разных видов искусства, на выставке создаётся яркий образ прошедшей эпохи.

Как рассказывает куратор выставки, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства художественной галереи Александра Пестова, идея такого выставочного проекта возникла три года назад. Для отражения истории СССР с документальной и художественной стороны было отобрано множество разных материалов. На выставке представлен фарфор из фондов ПГХГ, а также четырёх частных собраний: московского коллекционера Марселя Губайдуллина и пермских собирателей фарфора Николая Анисимова, Александра Борщука и Игоря Малых. Всего тут выставлено более 200 произведений уникального и ординарного фарфора, разных по формам и жанрам, созданных на различных художественных предприятиях Советского Союза.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Фотографии для выставки предоставил давний партнёр Пермской галереи — Московский Мультимедиа Арт Музей. Из огромного массива фотографий для выставки отобрали около 500 снимков того времени. Правда, помещение не позволило развесить их все на стенах, поэтому часть фотографий показывают на экранах.

«На мой взгляд, у этой выставки очень интересная задача, — рассказала на пресс-конференции открытия „Взгляда в СССР“ заместитель директора по общим вопросам Мультимедиа Арт Музея Ольга Нестерцева. — Похожие выставки, где показывали связь между фотографией и гравюрой, фарфором и рисунком, были и раньше. А здесь есть идея связать с фарфором фотографию, как один из самых активных в агитации видов искусства. И если внимательно посмотреть, то вы увидите, что сюжеты на фарфоре и на фотографиях повторяются. Фарфор, как декоративно-прикладное искусство, абсолютно синтетически отзывается на то, что происходит в стране. А фотография — это самое моментальное искусство, потому что нет ничего быстрее, чем сделать фотоснимок. Два вида искусства очень разные, но при этом они идут нога в ногу».

Заместитель директора по общим вопросам Московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Нестерцева Фото: Тимур Абасов

Хотя какие-то произведения создавались с агитационными целями, создатели выставки выстраивали её так, чтобы избежать пропагандистского пафоса, и дать зрителям возможность трактовать её самостоятельно. Поэтому, например, на выставке если и есть постановочные фотографии, то их очень мало.

«Кто бы не занимался этой темой, у каждого свой взгляд на страну, — объясняет Александра Пестова. — Здесь не избежать своего опыта. Я тоже рождена в СССР, у меня сложились свои представления, может быть, даже предубеждения. Эта выставка планировалась без всяких акцентов и каких-то выводов. Выводы должны делать наши посетители».

Куратор выставки, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Пермской государственной художественной галереи Александра Пестова Фото: Тимур Абасов

Это выставка действительно позволяет заглянуть в, казалось бы, недавнее, но уже совсем отличное от нашего время. Сочетание фотодокументов и застывших в фарфоре образов, благодаря единству их мотивов и стиля, создаёт общее представление об эпохе. Поэтому «Взгляд в СССР» — очень атмосферная выставка. Но не только благодаря материалу, но и своему визуальному решению, над которым работали художники Никита Гойнов и Александр Кошелев (последний подготовил стилизованные шрифты для повсеместных лозунгов). И хотя выставка выполнена как единое целое, состоит она из очень разных блоков, каждый из которых представляет определённый период истории СССР.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Начало — 1920-е годы. Здесь под лозунгом «Царству рабочих и крестьян не будет конца» — обязательные бюсты Маркса и Ленина и, конечно же, тарелки легендарного агитационного фарфора. А на фотографиях — отречение от старого мира и мир новый в виде митингов за власть советов и архитектурных проектов.

Фото: Тимур Абасов

Следующий далее период первых пятилёток выглядит как время строительства, подвигов и труда. Тут и крестьяне в скульптурках, на вазах и фото, и папанинцы на льдине в фотоколлажах, величественные стройки и парады физкультурников на фотографиях Александра Родченко и Ивана Шагина. Конечно же, в этом периоде не обошлось без Сталина. Одна из самых впечатляющих композиций выставки — три больших красивых вазы под сталинскими лозунгами «Жить стало лучше, жить стало веселей» и «Когда весело живётся — работа спорится».

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Великая отечественная война представлена в основном фотографиями. Среди них есть те, которые стали её неотъемлемыми символами, вроде «Комбата» Макса Альперта или «Знамени Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея. А вслед за самой страшной страницей нашей истории следуют более светлые, оттепельные 1950-е.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Блок 1960-х посвящён космосу и науке. Тут во множестве представлены экспонаты из коллекции Марселя Губайдуллина, который собирает фарфор на тематику космоса. Эта тема коллекционеру очень близка — уроженец Перми Марсель Губайдуллин после окончания военной академии в Киеве, был распределён в Звездный городок, где он 14 лет обучал космонавтов кино-фото делу. Коллекционированием увлёкся уже после демобилизации из вооружённых сил семь лет назад. Когда только начинал что-то собирать, знакомые не верили, что найдётся много «космического» фарфора, а сейчас в его коллекции больше 200 работ, многие из которых уникальны. Как говорит сам Марсель Губайдуллин, эта выставка для него как бальзам на душу, потому что на представленных фотографиях космонавтов — много замечательных людей, с которыми он познакомился во время службы. А некоторые фото он показывал своим «ученикам», в качестве примера, как надо правильно снимать.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Следом за «космической эрой» идут 1970-80-е годы. Этот блок предстаёт территорией молодости и спорта. Тут ярко выделяются фото и сувениры, приуроченные к международным фестивалям и московской Олимпиаде. На одной витрине разместились сразу несколько олимпийских мишек из коллекции Александра Борщука. Причём один из самых редких экспонатов произведён в Перми.

«Этот мишка сделан на Пермском изоляторном заводе, — рассказывает коллекционер. — Там был цех товаров народного потребления, и в нём выпускали художественные вещи. Автор этого мишки — Анатолий Максимович Умпелев. Мы часто сталкиваемся с подобными работами, не подозревая об их исторической ценности. Вещи Умпелева есть у многих дома. Наверняка все знают его чайницу „Пермь“, кружку „Пермь“. А это ограниченный тираж, заводы, которые занимались фарфором, и так делали небольшие партии. А тут выпустили буквально десятки штук именно этого экземпляра. Пермский изоляторный завод практиковался либо на предметах быта, либо тех, что делались под заказ. Я его давно искал, но попался он мне случайно за смешные деньги на барахолке. Но самое интересное связано с мишкой, который на выставку не попал. Я как-то возвращался с работы, шёл мимо мусорки и увидел, что мальчишки играют в биту и вместо банок ставят фарфоровые скульптуры, кто-то просто скопом вынес, и среди них был олимпийский мишка. К сожалению, два предмета они расколотили, осталось четыре. Я остановил их игру, взял эти вещи и взамен дал ребятам денег на мороженое. Таких случаев бывает очень много. Часто бывает, что после смерти стариков молодые люди, не разбираясь, просто выносят редкие вещи на помойку».

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Финальный аккорд «Взгляда в СССР» — это начало 1990-х. Фото советского шаттла «Буран» и спорта тут перемешаны с лозунгами о гласности и перестройке и фотографиями Горбачёва, Рейгана и Лихачёва. В конце выставка закольцовывается, ведь в её начале можно увидеть митинги за советскую власть, а в конце демонстрацию с лозунгами «Россия без коммунистов». Но это лишь рифма, ведь организаторам выставки действительно удалось избежать политизированости и не сделать из этого проекта агитку с посылом «какую страну потеряли». Фотографии и фарфор тут становятся осколками некоего образа исчезнувшей империи, из которых посетитель может самостоятельно выстроить картину в своём воображении.