X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 октября 2018
19 октября 2018

Гражданские сезоны. «Пермь-36: история репрессий. Главы 5-6»

12статей

Пермский «Мемориал» и Центр городской культуры совместно с интернет-журналом «Звезда» запускают цикл материалов в рамках проекта «Гражданские сезоны. Пермские дни памяти». Публикуем тексты, повествующие и осмысляющие те темы, которые стали предметом обсуждения во время «Гражданских сезонов»

Фото: Владимир Соколов

Продолжаем публиковать рукопись Андрея Никитина, посвящённую музею «Пермь-36». В тексте освещается период, когда отношение властей стало меняться как к самому музею, так и к его основателям. Эта история о том, как и кем оттеснялись от руководства «Перми-36» супруги Виктор Шмыров и Татьяна Курсина, и во что в итоге превратился Музей истории политических репрессий.

Глава V

08.10.13 ФОРУМ «ПИЛОРАМА-2013» НАЧНЕТСЯ В ОКТЯБРЕ

«Пилораме-2013» — быть! Соответствующее решение было принято Общественным советом и дирекцией Международного гражданского форума «Пилорама» еще летом, сегодня же с полной уверенностью можно презентовать ряд мероприятий, которые не удалось провести в традиционное время на территории и в окрестностях Мемориального центра «Музей истории политических репрессий „Пермь-36“.

(из пресс-релиза АНО „Пермь-36“)

Еще не замолкла канонада официальных заседаний, решающих, но никак не могущих решить судьбу музея „Пермь-36“, а „Пилорама“ уже пошла в народ. „Пилорама. Продолжение“ — это был спасительный и вполне достойный вариант. Где-то даже под новым углом. Частично заменивший Пермский экономический форум, традиционно проходивший в Перми при прошлом губернаторе Олеге Чиркунове. (Виктор Басаргин, став губернатором Пермского края, поспешно и планомерно избавлялся от слишком заметных мероприятий, выделяющих Пермь из общего ряда серых и дружных колонн). В новом формате не было уже разгула стихии, создавался более профессиональный, вернее, профессионально-кабинетный настрой.

В программе „Продолжения...“ — спектакль „Дороги, которые мы не выбирали“ московского театра „Возвращение“. Сюжет этого спектакля строится на воспоминаниях женщин-узниц тоталитарной системы, где все равны: и простые работницы, и монахини, и члены партии. Еще режиссер Андрей Смирнов, поставивший знаменитый „Белорусский вокзал“, презентует на „Пилораме-2013“ свой новый документальный фильм „Свобода по-русски“, посвященный истории отечественного парламентаризма и не допущенный к показу ни на одном из российских телеканалов. Еще в программе фестиваля опера „Один день Ивана Денисовича“ в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского — спектакль назначен на 30 октября, это День памяти жертв политических репрессий. Еще — концерты легенд российской рок-сцены группы „Отзвуки Му“, а также художника и музыканта Германа Виноградова. Еще — концерты журналиста, барда, сценариста и члена Общественного совета „Пилорамы“ Нателлы Болтянской и поэтессы и музыканта Вероники Долиной, выставка объединения художников „Митьки“. Ну и дискуссии, конечно.

Эхом, отзвуками „Пилорамы“, дополняющим и насыщающим фоном проходит и творится история музея. После заседания в Москве Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на реализацию программы по увековечению памяти жертв политических репрессий, в конце октября проходит экстренное выездное заседание руководителя администрации губернатора Пермского края в Кучино, на территории самого музея. Похоже, губернаторской команде накрутили хвоста в Москве, и в Кучино под роспись принимаются конкретные хозяйственные и стратегические решения. По просьбе руководства АНО исторический протокол размещается на сайте Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ.

После совещания министр культуры Игорь Гладнев, ревностный исполнитель колеблющейся политической воли, невольно ставший крайним и отдувающимся за эти колебания, пообещал в приватном разговоре Виктору Шмырову, что этого унижения ему не простит.

На сцене Игорь Гладнев, бывший министр культуры Пермского края Фото: из архива АНО «Пермь-36»

Между тем, 11 декабря все того же 2013 года происходит еще одно историческое событие: Владимир Путин в Ново-Огарево на встрече с правозащитниками высказал благодарность за создание Программы увековечения памяти жертв политических репрессий. И отметил, что „Перми-36“ в этой программе отводится особая роль — она должна стать не просто музеем одного лагеря, а музеем истории репрессий в системе ГУЛАГ, одним из трех мест (наравне с Москвой и Санкт-Петербургом) национальной памяти о ГУЛАГе.

Лихи исторические закрутки — в тот же день проходит первая встреча Правления АНО „Пермь-36“ с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным. Через полтора года после его назначения. Губернатор, обычно мягкий и колеблющийся, несмотря на протесты членов правления АНО, твердо заявляет, что музей должен существовать в государственной форме и никакой иной. Однако подслащенной пилюлей обещает продолжить финансирование АНО и его проектов. Там же принимается решение о создании Рабочей группы для подготовки Соглашения между Правительством Пермского края и Правлением АНО. Соглашение, как договорились общественники с губернатором, должно распределить функции госучреждения и общественной организации АНО „Пермь-36“.

Виктор Басаргин Фото: Константин Долгановский

Общественники успокаивают друг друга — вот оно, настоящее частно-государственное партнерство. Государство будет заниматься хозяйственными делами, а мы сосредоточимся на просветительских проектах музея.

И как-то не вспоминается, что первая встреча губернатора с руководством АНО „Пермь-36“ должна была пройти почти сразу после его назначения. Именно тогда был зарублен важнейший и хозяйственный, и просветительский проект — готовилось подписание соглашения с одной из ведущих мировых компаний по разработке музейного дизайна Ralph Appelbaum Associates. Эта фирма создала музеи Холокоста в США и Германии, Музей ядерной бомбардировки Хиросимы, Музей толерантности в Москве. Предварительное добро на сотрудничество с Ralph Appelbaum было достигнуто с прошлым губернатором Олегом Чиркуновым, а нынешний категорически отказался от каких-либо переговоров с музейщиками.

Общественники вместе с руководством приглашенной фирмы полтора часа провели в приемной новоиспеченного губернатора, прежде чем им сообщили, что Виктору Федоровичу некогда.

К слову, после того, как Ralph Appelbaum дали от ворот поворот в Перми, компания занялась разработкой дизайна Ельцин-центра в Екатеринбурге — и весьма небезуспешно.

Глава VI

21.04.14 МУЗЕЙ „ПЕРМЬ-36“ ВРЕМЕННО НЕ ПРИНИМАЕТ ЗАЯВКИ НА ЭКСКУРСИИ

В настоящее время музей „Пермь-36“ не принимает заявки на экскурсионное обслуживание по техническим причинам. О возобновлении работы музея будет сообщено дополнительно.

(из пресс-релиза АНО „Пермь-36“)

Первый раз в истории своего существования музей был закрыт для посещений. Это стало, как тогда казалось, апофеозом государственной заботы, государственного кураторства, государственного вторжения в музей. Впрочем, до кульминации было еще далеко.

Итак, в декабре прошла долгожданная встреча Правления АНО „Пермь-36“ с губернатором Виктором Басаргиным, и начала трудиться рабочая группа для подготовки Соглашения между Правительством Пермского края и Правлением АНО.

Однако уже в январе в нарушение прежних договоренностей и в обход рабочей группы министерство культуры зарегистрировало бюджетное государственное учреждение, которое до этого существовало лишь в распоряжении правительства. Представители АНО узнали об этом, как водится, случайно, через неделю — от журналистов. Переводя с чиновничье-бюрократического на русский — это означало, что субсидия, предусмотренная бюджетом на содержание Мемориального комплекса и просветительские мероприятия АНО „Пермь-36“, была переведена на госучреждение. Министр культуры Игорь Гладнев и вице-премьер Надежда Кочурова на заседании рабочей группы заявили, что были не в курсе проведенных изменений.

В феврале на очередном заседании рабочей группы с участием Алексея Симонова и Арсения Рогинского, специально прибывших для этого из Москвы, был принят проект Соглашения между Правительством края и АНО „Пермь-36“. Там же договорились, как выйти из некрасивой ситуации. Директором госучреждения решили назначить Татьяну Курсину с контрактом на три года и поручили ей перерегистрировать предприятие с бюджетного на автономное. Что должно было дать некоторую, пусть относительную свободу действий в чреватом штиле чиновничьего кураторства. Само соглашение, как и планировалось ранее, разделяло функции между двумя структурами: госучреждение отвечает за содержание и текущее состояние объекта, АНО „Пермь-36“ — за идеологию. Соглашением предусматривалось финансирование просветительских проектов АНО.

Фото: из архива АНО «Пермь-36»

3 марта 2014 года Татьяна Курсина, покинув свой прежний пост исполнительного директора АНО „Пермь-36“, принята на работу директором государственного бюджетного учреждения „Пермь-36“. А 1 апреля 2014 года (ох уж эти аналогии с датами!) — в музее прекращена подача электроэнергии и воды в связи с тем, что АНО „Пермь-36“ была лишена субсидии, а не перерегистрированное госучреждение еще не могло получать средства из бюджета на содержание памятника.

21 апреля, в день, когда был опубликован пресс-релиз об отмене экскурсий на комплексе, в квартиру Шмырова и Курсиной пришли из полиции, из Центра „Э“ (по противодействию экстремизму). Проверить поступивший сигнал о том, что здесь отмечают день рождения Гитлера. Усталый майор с понимающим взглядом развел руками — если поступил сигнал, надо проверить. Через день Шмыров лег на операцию. Завершался первый, можно сказать, мирный этап этого странного, придуманного и заботливо выращенного в пробирке противостояния.

Экскурсии возобновились в июле, только тогда началось финансирование музея. До этого времени не было перечислено ни копейки.

***

Продолжение следует.