X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017

Скандалы, премьеры и кино, или пермская культура в 2016 году

Фото: Тимур Абасов

В ушедшем 2016 году в культурной жизни Перми происходило много событий: как хороших, так и не очень. В этом обзоре мы постараемся подвести кое-какие итоги и составить примерную картину того, из чего состояла культура Перми в уже прошедшем году.

Скандалы и конфликты

Начнём с плохого. Очень бы хотелось назвать самым главным, важным и запоминающимся событием года в культуре города какой-нибудь интересный и яркий спектакль, фестиваль или выставку, благо таких в прошлом году хватало, но о них речь пойдёт ниже. К сожалению, в первую очередь 2016 запомнится громкими скандалами, оставившими глубокие следы в Пермской культуре.

Конечно же, в первую очередь речь идёт о событиях вокруг Театра-Театра. Летом тихо тлеющий конфликт с министерством культуры перерос в настоящую войну. Довольно неожиданно для всех сторон этот конфликт обрёл огромный резонанс — многие люди, в том числе и видные деятели культуры страны, выступили в защиту театра, но нашлись и те, кто поддержал действия Минкульта. Эти события активно освещались не только пермскими, но и федеральными СМИ, и в итоге всё завершилось довольно нетипично для противостояния власти и творческих людей — последние победили. Министр культуры Игорь Гладнев был временно отстранён от должности, а Борис Мильграм был восстановлен на посту худрука Театра-Театра, где спокойно начался новый сезон, который переходит в юбилейный для театра 90-й год.

Фото: Тимур Абасов

К сожалению, спокойно всё было очень недолго. В октябре разгорелся ещё один скандал: активисты неожиданно обратили внимание на спектакль «Голубая комната», который на тот момент уже год шёл на «Сцене-Молот». Этот спектакль, по их мнению, оскорблял чувства верующих. Оскорблённые даже написали заявление в прокуратуру, но органы не нашли никакого состава преступления.

Фото: Алексей Гущин

Всё эти события вокруг Театра-Театра имели серьёзные последствия и так или иначе отразились не только на нём, но и на всём культурном пространстве города и даже страны. Чего стоит хотя бы то, что эту ситуацию упоминал в своей нашумевшей речи о цензуре Константин Райкин (чьё имя, кстати, опосредованно тоже фигурировало в летнем конфликте в контексте гастролей театра «Сатирикон»). Недовольная исходом этого конфликта общественность организовала движение «В защиту культурного наследия», а руководство Театра-Театра в ответ на это заявило о создании и заодно объявило «нерукопожатным» и призвало игнорировать худрука театра «У Моста» Сергея Федотова за якобы написанное им заявление в прокуратуру. Федотов, в свою очередь, попытался ответить на все обвинения в свой адрес, которые он посчитал несправедливыми. Так конфронтация в сфере культуры только обострилась.

Неожиданно рикошетом летний скандал вокруг Театра-Театра зацепил Пермский театр кукол. Осенью там сменился директор — вместо Ирины Савиной, которая была уволена (по её мнению, незаконно), пришла Татьяна Лузина, а затем из театра ушёл художественный руководитель Александр Янушкевич, которого сменил работавший на этой же должности в Алтайском государственном театре кукол Дмитрий Вихрецкий. Подробностей об этих событиях известно крайне мало, но, по данным «Нового компаньона», всё это случилось, потому что между директором и худруком театра произошёл конфликт, из-за того что они заняли разные позиции в отношении Театра-Театра. Несомненно, уход Янушкевича — это большая потеря. Он меньше чем за два года своего руководства театром кукол сумел привести его к получению в 2016 году двух «Золотых масок» — за спектакль «Толстая тетрадь». Некоторые театральные эксперты называют его увольнение в числе главных разочарований прошедшего года.

Фото: Тимур Абасов

Но скандалы трясли в 2016 году не только театры, но и Музей современного искусства. Там возникали проблемы с открытием и организацией выставок. Всё эти трудности напрямую связывали с директором музея Еленой Щербаковой. Дошло до того, что на открытии вставки «Мои университеты» её куратор Александр Шабуров попросил Игоря Гладнева уволить её с занимаемой должности.

Фото: Иван Козлов

К концу года все скандалы немного затихли, но трудно сказать, что все они удачно разрешились и насовсем остались в ушедшем году. Некоторые из них могут вспыхнуть вновь и в 2017 (тьфу-тьфу-тьфу).

Фестивали, премьеры и победы

Театры Перми в году 2016 году отметились интересными премьерами, причём среди них были мировые и всероссийские. Некоторые из них состоялись в рамках фестивалей. Хватало в этом году различных достижений и побед, например, на той же «Золотой маске».

Ещё до всех скандалов летом в Театре-Театре провели фестиваль «Ночи-Ночи». В его рамках проходил кастинг, на котором главреж театра и худрук «Сцены-Молот» отбирал молодых артистов для стажёрской группы. Всего вместе со студентами выпускного курса в этой группе 21 человек, и они уже успели сыграть несколько необычных спектаклей —«3/10 заповеди» режиссёра Андреаса Мерца-Райкова и «#конституциярф» Владимира Гурфинкеля, а двое стажёров отлично проявили себя в новой постановке Бориса Мильграма «Месяц в деревне».

Фото: Тимур Абасов

Предыдущий спектакль худрука Театра-Театра — водевиль по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты» — в этом году попал сразу в три номинации «Золотой маски», причём как драматический спектакль. А первой премьерой сезона 2016-2017 в театре стал спектакль по повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны». Сама писательница посетила Пермь, чтобы увидеть эту премьеру.

Людмила Улицкая Фото: Тимур Абасов

Разнообразным на премьеры и победы выдался год у Пермского академического театра оперы и балета. В начале года его артисты Инна Билаш и Никита Четвериков в телевизионном конкурсе «Большой балет» заняли первое место, разделив его с артистами Мариинского театра. А вот «Золотая маска — 2016» оказалась для Оперного театра довольно неожиданной — он был представлен сразу в 25 номинациях, но получил призы лишь в двух.

В рамках Дягилевского фестиваля в 2016 году на сцене Оперного состоялись сразу две крупные премьеры. Один из самых известных и выдающихся театральных режиссёров мира Роберт Уилсон поставил на пермской сцене «Травиату» Джузеппе Верди. Эта опера номинирована на «Золотую маску» сразу в семи категориях. Второй премьерой фестиваля стала хоровая опера tristia «Скорбные элегии» французского композитора Филиппа Эрсана, основанная на стихах французских и российских заключённых. А под конец года театр выстрелил двумя премьерами — оперой «Cantos» и балетом «Золушка».

Опера «Травиата» на Дягилевском фестивале Фото: Люси Янш

В театре «У Моста» 2016 год прошёл под знаком драматурга Мартина МакДонаха. В июне там состоялась премьера последней пьесы ирландского драматурга «Палачи». Если учесть, какую популярность МакДонах обрёл в театрах нашей страны, это было событие всероссийского масштаба. А событием масштаба международного стал второй международный фестиваль Мартина МакДонаха, который дал возможность пермякам увидеть, как к творчеству этого драматурга подходят разные театры из разных стран. Особенно показательно было то, как на родном языке МакДонаха играют его земляки — театр Bardic из Северной Ирландии.

Театр Bardic Фото: Вадим Балакин

Довольно необычный путь до премьеры был у спектакля «Фантом Марины Кудряшовой» пермского ТЮЗа. Дело в том, что это целиком и полностью эксклюзив театра, подготовленный в рамках драматургической лаборатории «Разговор на равных», целью которой было создать пьесу и спектакль, интересные для современной молодёжи. Как раз лучшей работой лаборатории и стал «Фантом Марины Кудряшовой» драматурга Анны Батуриной и режиссёра Артёма Терёхина. Его премьера прошла в сентябре, и спектакль получился сырой, но действительно крайне злободневный и близкий подростковой аудитории.

Фото: Пермский ТЮЗ

Выше были названы лишь театральные фестивали, а в 2016 году хватало и других. Несмотря ни на что, состоялся фестиваль «Мосты», в очередной раз незамеченным, особенно на фоне яркого Red fest’a, оказался «Пермский калейдоскоп». KAMWA уже в 2015 году вернулась в Хохловку, и этот раз снова прошла там же. «Флаэртина» по-прежнему рассказывала о жизни и задавала сложные вопросы. Фестивалям в Перми и крае всё ещё несть числа, ведь ещё жива программа «59 фестивалей 59 региона», но нельзя отдельно не упомянуть уже ставший легендарным «Весёлый коровяк», который не сломила даже потеря финансовой поддержки министерства культуры. Живучесть «Весёлого коровяка» неудивительна, ведь, как вы могли понять из первой части этой статьи, у нас очень любят кидаться навозом.

Год кино

2016-й в России был объявлен Годом кино. Но вы могли этого и не заметить. А судя по тому, что такие масштабные российские блокбастеры, как «Ледокол» и «Дуэлянт», провалились в прокате, многие действительно этого не заметили. Но для пермского кино (в основном документального) этот год выдался очень удачным. В январе Павел Печёнкин за свою картину «Варлам Шаламов. Опыт юноши» получил национальную кинопремию «Золотой орёл» в категории «Лучший неигровой фильм». В конце года фильм «Дневник училки» молодого режиссёра Дарьи Абатуровой попал в лонг-лист «Золотого орла» за 2016 год в той же категории. Правда, пройти в номинанты Дарье не удалось, но если учесть, что «Дневник училки» — это её дебютная работа, то это всё равно большой успех.

Дарья Абатурова с Павлом Печёнкиным Фото: Представлено Дарьей Абатуровой

Кроме того, в прошлом году ещё один пермский фильм попал в список претендентов на престижную кинопремию. Снятый на студии «Новый курс» режиссёром Борисом Караджевым документальный фильм «Спросите нас» вошёл в список финалистов национальной премии в области неигрового кино «Лавр».

Но 2016 год примечателен для пермского кино не только полученными наградами, но и запущенными проектами. Так, в ушедшем году в киноцентре «Премьер» стартовал проект «Видеть сердцем», цель которого — открыть искусство кинематографа для незрячих и слабовидящих людей путём организации адаптивных кинопросмотров фильмов с тифлокомментированием и адаптации кинозалов для слабовидящих людей.

Фото: Тимур Абасов

Ещё одни новый проект —фильм «По направлению в будущее...», посвящённый столетию Пермского университета. Над фильмом работает студия «Новый курс», а часть средств на производство собирается через краудфандинг.

Вековой юбилей

Кстати, о юбилее университета. Подводя какие-либо итоги 2016 года в Перми, очень сложно пройти мимо этой важной даты. В этом году про столетие ПГНИУ говорили много и с удовольствием, и событий, посвящённых этой дате, тоже хватало. Например, названная выше выставка «Мои университеты». Сам юбилей отмечали целых три дня, с 13 по 15 октября, и за его творческую часть отвечала команда профессионалов, во главе которой стоял главный режиссёр Театра-Театра Владимир Гурфинкель. В эти три дня уместились открытие памятника Николаю Васильевичу Мешкову, торжественное заседание Учёного совета университета, грандиозный фестиваль «Вековой», торжественный вечер в Театре оперы и балета и день встречи выпускников.

Открытия

Появление чего-то нового в культурной жизни города — это необходимость, для того чтобы эта самая жизнь продолжалась и развивалась. 2016 год для Перми в этом отношении был довольно щедрым — в городе появились сразу две новые и уникальные культурные институции, про которые мы неоднократно писали. Первая —частная филармония «Триумф», вторая —«Центр городской культуры». Каждая из них активно развивается и привлекает свою аудиторию. Так, за короткий срок «Центр городской культуры» действительно стал важным центром сосредоточения творческих сил, местом, где проходят выставки, фестивали, перформансы и реализуются различные необычные проекты, которые делают жизнь в городе чуточку интереснее.

Фото: Тимур Абасов

Козьма Прутков говорил, что нельзя объять необъятное. Так же и нельзя в одной статье полностью отразить всё, что происходило в сфере культуры большого города в течение целого года. Здесь показано лишь самое основное — верхушка огромного айсберга, про подводную часть которого мы писали весь прошедший год и будем продолжать в наступившем 2017-м.