X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 ноября 2019
Фото: guerrillagirls.com
38статей

В этой рубрике мы публикуем рецензии на книги. А также анонсы и отрывки книг, готовящихся к выходу в ведущих российских издательствах.

«Так женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Музей?» Глава из книги «Художницы»

Экспозиция любого художественного музея изобилует обнаженными женскими телами, но произведения самих женщин по-прежнему недооцениваются. В истории искусства вплоть до самого последнего времени доминировали только мужчины. Книга Флавии Фриджери «Художницы» восполняет этот пробел. Авторка прослеживает путь женщин в искусстве от роли простых объектов созерцания к статусу полноправных мастеров. С разрешения издательства Ad Marginem интернет-журнал «Звезда» публикует фрагмент книги о современных художницах Марте Рослер, Марине Абрамович, Синди Шерман и коллективе женщин-активисток Guerrilla Girls.

Марта Рослер (род. 1943)

Не меньшее место, чем фотография, видео, скульптуры и инсталляции, занимают в творчестве Марты Рослер тексты: декларации и статьи на феминистские и другие общественно-политические темы, критические и теоретические эссе об искусстве. Неизменно следуя просветительской миссии, стремясь довести до сведения людей ускользающую от них информацию, американская художница использует для этого все возможные средства, в том числе публикации в газетах, почтовые рассылки и распродажи. В работе «Если бы вы здесь жили...» (1989) она предложила ряду художников, архитекторов, активистов, а также бездомных людей поделиться своими мнениями о проблеме бездомности и ее связи с системами жилого строительства и социальной поддержки.

В 1965 году Рослер окончила литературное отделение Бруклинского колледжа, а в 1974-м — факультет искусств Калифорнийского университета в Сан-Диего. В конце 1960-х — начале 1970-х годов она привлекла к себе внимание острокритической серией фотомонтажей Body Beautiful, или «Красота не ведает боли». Фотомонтаж стал для нее орудием политического протеста и разоблачения.

Особое место в искусстве Рослер принадлежит феминизму. В видеоработе «Семиотика кухни» (1975) она предстала перед зрителем в кухонном фартуке и с кулинарными принадлежностями — ножом, молотком для отбивания мяса и т. п. Приемы съемки — приближение камеры к рукам Рослер, ловко орудующим с этими приспособлениями, соединение нескольких операций в один эффектный план и т. п. — пародировали популярные телепередачи. Тем временем Рослер, сохраняя непроницаемое выражение лица, начинала перечислять кухонный инвентарь по алфавиту, красноречиво демонстрируя подавленность и затаенную ярость женщины, которую общество считает созданной для исполнения домашних обязанностей.

В настоящее время Рослер живет и работает в Бруклине.

Марта Рослер «Семиотика кухни». 1975

О сохранении актуальности этого глубокого и вместе с тем остроумного произведения свидетельствуют его многочисленные реплики, в одной из которых место Марты Рослер занимает кукла Барби. В оригинальном ролике отсутствует еда: семиотика кухни выражена исключительно кулинарными принадлежностями, которые отчетливо идентифицируются с пыточными орудиями.

Марина Абрамович (род. 1946)

Перформансы Марины Абрамович, часто требующие от художницы немалой физической выносливости, всегда говорят, помимо множества актуальных тем, об уязвимости человека.

Уроженка бывшей Югославии, Абрамович училась в 1965-1970 годах в белградской Академии художеств, а в 1970-1972 годах в аспирантуре Академии художеств Загреба. Начав с живописи, она очень быстро перешла к боди-арту и перформансу.

В ранних работах Абрамович центральное место принадлежит ее телу. Так, в перформансе «Ритм 10» (1973) она сидела перед публикой за столом и вонзала в него нож, стараясь (отнюдь не всегда успешно) не попасть в растопыренные пальцы своей руки. Звук ударов и вскриков самой художницы и публики тем временем записывался на магнитофон. Намеренно причиняя себе ранения, Абрамович в то же время взывала к активному эмоциональному соучастию публики. Ее стремление вовлечь посторонних людей в художественный процесс еще ярче выразилось в перформансе «Ритм 0», исполненном в 1974 году в Неаполе. На сей раз она отдала себя во власть посетителей галереи, которым предлагалось выбрать один из семидесяти двух подготовленных объектов и воздействовать с его помощью на художницу, причиняя ей физическую боль или унижение. Партиципаторная направленность сохраняется в работах Абрамович по сей день.

В 1975 году она познакомилась с немецким художником Улаем, который стал ее партнером в жизни и искусстве на следующие тринадцать лет. Абрамович и Улай провели вместе целый ряд перформансов, последним из которых стало их прощание друг с другом перед разрывом. Этот перформанс назывался «Любовники: поход вдоль Великой стены»: художники двинулись в путь навстречу друг другу от противоположных оконечностей Великой Китайской стены (Абрамович — от Желтого моря, а Улай — из пустыни Гоби), встретились посередине и простились навсегда. Эта церемония расставания в очередной раз продемонстрировала, до какой степени искусство Абрамович сосредоточено на ее собственной персоне.

Марина Абрамович «В присутствии художника». 2010 Трехмесячный перформанс в Музее современного искусства в Нью-Йорке Фото: Марко Анелли

В течение трех месяцев Абрамович каждый день молча сидела за столом в музейном зале. Зрителям предлагалось по одному садиться на пустой стул напротив художницы и встретиться с нею взглядами. В этом, казалось бы, простом, но на деле очень эмоционально требовательном для обеих сторон опыте приняли участие более тысячи человек (порой им приходилось часами стоять в очереди). Некоторых визави Абрамович интенсивный обмен эмоциями довел до слез.

Синди Шерман (род. 1954)

Исследуя социальные стереотипы с помощью их примерки на себя, Синди Шерман предстает перед зрителем в самых разных обличьях, постоянно меняя и саму себя, и свое искусство. С 1972 года она училась живописи в Государственном колледже Буффало, а в 1974-м увлеклась фотографией, которая в дальнейшем стала ее постоянным выразительным средством. Важны оказались и детские увлечения будущей художницы — переодевание и макияж: именно они определили сюжетное содержание ее фотографий. Сразу по окончании колледжа Шерман взялась за создание вымышленных персонажей путем изменения собственной внешности. В ранней серии фотографий «Пассажиры автобуса» (1976) она выступает в роли горожан разных полов, словно выхваченных в естественных позах из автобусного салона.

В 1977 году Шерман переехала в Нью-Йорк, устроилась на полставки вахтершей в центр современного искусства Artists Space и начала работу над серией «Кадры из безымянного фильма» (1977-1980), которая впоследствии принесла ей славу и была признана вехой в истории искусства. В этой серии из шестидесяти девяти черно-белых фотографий художница идентифицируется с различными стереотипами женщины, которые более или менее перекликаются с героинями заштатных голливудских фильмов. Так, в «Кадре из безымянного фильма № 21» (1978) мы видим девушку на улице большого города, недоумевая по поводу того, что перед нами — портрет или кадр из какого-то полузабытого фильма 1950-х годов. Шерман так говорит об этой работе:

«Персонажи, подобные этой девушке, порождены моим подходом к съемке — подражанием стилю второразрядных черно-белых фильмов, а вовсе не оглядкой на феминистские теории. Я вовсе не отвечала какому-то пробудившемуся во мне „самосознанию“, я просто чувствовала, что эти персонажи просят о чем-то — возможно, о том, чтобы им наконец дали главную роль. И они именно персонажи фильма — не такие женщины, как в жизни, а женщины, играющие кого-то. В них сразу несколько уровней искусственности».

Из этих слов Шерман можно сделать вывод, что она исследует в своем творчестве искусственность, притворство и зыбкую границу между реальностью и вымыслом, не выступая с прямым феминистским посылом. Тем не менее ее практика сыграла решающую роль в формировании феминистского подхода к визуальному искусству.

Синди Шерман «Кадр из безымянного фильма № 21». 1978  Фото: Музей современного искусства, Нью-Йорк

В снимках, подобных этому, Шерман исследует способы представления женщины и женственности в массовой культуре, в частности в кино. Изображенная ею — как актрисой и фотографом — девушка полна неведомых нам ожиданий, ради которых она оделась как следует и сделала безупречный макияж. Будучи образом молодости и успеха, Кадр из безымянного фильма № 21 заставляет задуматься и о том, как типовые голливудские персонажи, и женские, и мужские, определили лицо послевоенной Америки.

Guerrilla Girls

В 1989 году коллектив женщин-активисток Guerrilla Girls (англ. «Партизанки») выступил с вопросом: «Так женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Музей Метрополитен?» Этот провокационный вопрос, вскоре помещенный «партизанками» на плакат, адресовался посетителям музея, коллекционерам и всем представителям мира искусства. Как вдруг выяснилось, экспозиция нью-йоркского Музея Метрополитен, одного из самых богатых и успешных художественных собраний в мире, почти целиком состояла из произведений художников-мужчин. Произведенный Guerrilla Girls подсчет говорил сам за себя: «Женщины составляют менее 5 % авторов произведений в отделе модернизма и 85 % обнаженных моделей имеющихся в этом отделе картин».

Коллектив затронул крайне болезненную тему: долгое время женщины и их тела играли в модернизме огромную роль на правах сюжета, тогда как их вклад на правах художников резко недооценивался. В этой книге мы попытались показать, что женщины веками боролись за выход на авансцену искусства, за возможность выставляться и добиваться признания на равных с мужчинами. Задолго до нас Guerrilla Girls говорили о том же самом в гротескно-провокационной форме, надевая на себя маски горилл.
Поводом к образованию коллектива послужила выставка «Интернациональное обозрение новейших живописи и скульптуры», открывшаяся в нью-йоркском Музее современного искусства в 1984 году. В числе 169 её участников оказалось всего тринадцать женщин. Этот факт подтолкнул будущих «партизанок» к их первой акции протеста перед музеем с требованием покончить с гендерной дискриминацией.

Со следующего года эта, по всей вероятности, разнородная группа женщин, скрывшихся под масками горилл в стиле фильма Кинг-Конг, стала постоянным действующим лицом на американской и интернациональной художественной сцене. Guerrilla Girls поставили перед собой цель исправить гендерный дисбаланс в мире искусства, не отворачиваясь и от других злободневных проблем — таких, как непрекращающиеся войны или ущемление права женщины на аборт. Чтобы подчеркнуть свою феминистскую миссию, члены коллектива выступают под именами выдающихся женщин — писателей и художников: Паулы Модерзон-Беккер, Фриды Кало, Евы Хессе и других.

Guerrilla Girls «Так женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Музей Метрополитен?», 1989

Чтобы привлечь максимальное внимание к своим лозунгам, направленным на пересмотр истории искусства с феминистской точки зрения, Guerrilla Girls активно пользуются в качестве выразительных средств листовками, плакатами и билбордами.

***

Эту и другие книги издательства Ad Marginem можно приобрести в независимом книжном магазине «Пиотровский».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь