X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
06 июля 2020
05 июля 2020
Фото: Wikipedia
38статей

Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке

Счастливый понедельник: что читать, смотреть и слушать в июне

Сегодня я расскажу о паре хороших книг, музыке, новых пластинках и немного о кино.

Книги

Саймон Рейнольдс, «Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого». Изд. «Белое Яблоко», 2015

Небольшое издательство «Белое Яблоко» («Электрошок» Гарнье; «Супердиджеи» Филлипса) выпустило перевод книги «Ретромания». Её автор — один из ведущих музыкальных журналистов, знаток поп-культуры и философ Саймон Рейнольдс. «Ретромания» пока для меня — главное музыкальное событие этого года. И автор книги, и сам текст, конечно, стоят отдельного большого разговора, но в рамках этой колонки ограничусь лишь самым главным.

Саймон Рейнольдс: «Я родился в 1963 году, который для многих является „годом, когда начался рок-н-ролл“». В 80-х юный Саймон писал в самиздатовские фанзины и учился в Оксфорде. В 90-х не просто посещал рейвы, но стал одним из ведущих музыкальных критиков электронной танцевальной музыки (ждём, когда переведут и издадут «Energy Flash: a Journey Through Rave Music and Dance Culture»). Тогда же Рейнольдс придумал термин «построк» и ввёл понятие хардкор-континуума — непрерывной традиции британской танцевальной музыки. В 2000-х выпустил революционную монографию о постпанке «Rip It Up and Start Again», в которой предвосхитил возрождение моды на этот музыкальный жанр. Последняя книга Рейнольдса «Ретромания» вышла в Британии четыре года назад. Саймон — блестящий журналист, он пишет о вещах, которые знает не понаслышке, но главный его талант — осуществлять в своих текстах философский синтез из музыковедения, социлогии и истории, позволяющий взглянуть на поп-музыку гораздо шире, чем это делает банальная музыкальная журналистика. В общем, он делает примерно то же, что и Жижек, когда тот пишет о кино. «Ретромания», возможно, одна из самых важных книг о музыке в XXI веке! Сам автор в предисловии к книге пишет так: «Будущее музыки с каждым годом всё больше определяется прошлым, и оно становится настоящей угрозой для её развития. Наверное, это прозвучит излишне апокалиптично, но сценарий, представляющийся мне, — это не катаклизм, а медленное угасание. Именно так поп-культура и закончится: не взрывом, а коллекционным изданием, четвёртый диск которого ты так и не осилишь, или слишком дорогим билетом на воспроизведение „один в один“ альбомов Pixies или Pavement, которые ты заслушал до дыр ещё первокурсником».

Исчерпывающе!

В электронном виде книга пока издаваться не планируется. Все в книжные!

Юлия Стракович, «Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке». Изд. «Классика-XXI», 2014

Ещё одна интересная книга о музыке, которая выходит за рамки современной музыкальной журналистики. Автор рассказывает хронику эпохальных изменений, произошедших за два десятилетия цифровой революции с индустрией звукозаписи, музыкантами и потребителями музыки. В книге идёт речь о кризисе индустрии звукозаписи, о войне за копирайт, о расколе между музыкантами и слушателями в связи с цифровым пиратством и о прочих не менее актуальных вещах. Отдельная глава посвящена роли музыкальных экспертов в цифровую эпоху:

«Музыкальный эксперт, в котором так нуждается цифровая эпоха, существенно отличается от классического критика. Он воплощает в себе совершенно иные навыки и качества. Его авторитетность определяется уже не столько умением высказывать глубокие суждения о самых резонансных явлениях культуры, сколько способностью находить жемчужины среди глобального информационного беспорядка» — Ю. Стракович, «Цифролюция».

По мнению А. Троицкого, «Цифролюция» Юлии Стракович: это «...дотошнейшая, практически исчерпывающая научно-публицистическая книга о том, как музыкальная жизнь на нашей планете преодолела... затейливую девиацию длиною в ХХ век и вернулась к практике предыдущих веков».

Композитор Владимир Мартынов: «Наконец-то у нас появился свой Лебрехт и даже нечто гораздо большее. Эту книгу просто обязаны прочесть не только все музыканты, но и все, кто имеет хоть какое-то отношение к судьбам культуры».

«Что ждёт нас уже в ближайшем будущем? Действительно ли технологии ведут нас в тупик? Или с их помощью могут сформироваться новая экономика, новая мораль и, в конце концов, новый человек?» — интригующе вопрошает аннотация к книге. Ну что же, почитаем.

Музыка

От текстов про музыку перейдём непосредственно к музыке. В июне 2015 года вышли два российских релиза, на которые я не мог не обратить внимание!

Стук Бамбука в XI часов, «Лёгкое Дело Холод». Мирумир, 2015

Московский лейбл «Мирумир» переиздал прекрасный и, к сожалению, единственный альбом культовой ижевской группы «Стук Бамбука в XI часов». Оригинальный CD выходил небольшим тиражом в 2001 году на собственном лейбле музыкантов Izhitsa Records и является коллекционной редкостью. Альбом был записан в 1991 году в Ижевске на квартире одного из музыкантов. На песню «Лошадь моей жизни» в университетском подвале был снят чёрно-белый видеоклип, который занял первое место на всесоюзном конкурсе Программы «А». Ещё один видеоклип (на финальную композицию альбома «Снежный мёд») получил первое место в программе «Экзотика», выходившей в начале 90-х по телеканалу РТР. Выход альбома и видеоролики вызвали настоящий фурор среди музыкальных критиков и любителей музыки в России и за рубежом. Посмотрев первый раз клип «Снежный мёд», я долго не мог поверить, что всё это записано и сделано в соседском провинциальном Ижевске. С лёгкой руки Артемия Троицкого Ижевск получил статус столицы российской электронной музыки. Успех «Бамбуков» позволил сформироваться так называемой ижевской волне («Самцы дронта», «Красивая Пришла», «Ряба Мутант» и др.). Я очень советую вам прочитать интереснейший материал об ижевской музыкальной сцене «Ижевская электронная музыка как мифотворчество и обыденность», опубликованный на «Снобе».

По итогам глобального опроса музыкантов и экспертов журнал «Афиша-Волна» в 2014 году поместил «Лёгкое Дело Холод» в топ-33 главных электронных альбомов всех времён и народов — в одном ряду с такими авторами, как Brian Eno, Kraftwerk, Boards of Canada.

Химера, «Zudwa». Изд. «Сияние», 2015

Небольшой казанский лейбл «Сияние» переиздал легендарный альбом 1996 года одной из лучших российских групп 90-х — питерской «Химеры»! Про «Химеру» прекрасно написано в книге «Песни в пустоту». Так что тем, кто пожелает подробно узнать про эту уникальную группу и трагический путь её лидера Эдуарда («Рэтд») Старкова, настоятельно советую эту книгу прочитать. Здесь же немного расскажу непосредственно о самом альбоме.

ZuDwa, как считают многие, — лучший альбом «Химеры». Он был записан в мае 1996 года и стал для группы последним. Продюсировал альбом Всеволод Гаккель, записывали и сводили его отличные питерские звукорежиссёры: Андрей Алякринский и Александр Докшин. Отличие этого альбома от ранних работ заключается прежде всего в качественном звуке и технике игры: все инструменты и вокал чётко прописаны. Стиль «Химеры» трудно определить. Вообще, фраза «стиль Химеры» абсурдна. Группа не вписывается ни в одну из классификаций. Можно только попытаться перечислить, что в этой музыке есть: хардкор, фолк, гранж, нойз и даже джаз. Причём все эти стили не «нарезаны кусками», а гармонично смешаны. И на первом месте всё-таки хардкор. Это основной стержень. И, конечно, высокий хриплый голос Рэтда, то надрывно кричащий, то поющий. Периодически появляющийся в нужных местах отдалённый и протяжный звук трубы доводит общую психоделическую атмосферу альбома до предельной концентрации. Отдельная тема — странные минималистические стихи Старкова, представляющие зачастую эксперименты в звукопоэзии, близкие к творчеству обэриутов. Слушая «Зудву», ощущаешь себя участником шаманского ритуала, после которого никогда не будешь прежним! Великий альбом!

Кино

К сожалению, особо ярких музыкальных киноновинок я пока не обнаружил. Но несколько любопытных фильмов, на которые стоит обратить внимание, появились в прокате или в сети.

«На стиле» (Fresh Dressed), реж. Саша Дженкинс, США — Франция, 2015

11 июня компания Beat Films выпускает в российский прокат документальный фильм Fresh Dressed, демонстрирующий эволюцию моды через призму хип-хоп-культуры. Режиссёр фильма Дженкинс провёл более 70 интервью с представителями хип-хоп-сцены — Канье Уэстом, Фареллом Уильямсом, рэпером Nas, а также с музыкальными и модными критиками. Одним из экспертов выступил легендарный редактор Vogue Андре Леон Телли. В фильме также использовано много архивных материалов, часть из которых Дженкинс откровенно позаимствовал из культового фильма о хип-хопе Style Wars, вышедшего в 1983 году. Премьера «На стиле» состоялась в этом году на фестивале «Сандэнс». Критики отмечают, что этот фильм — единственная в своём роде история уличной моды, родившейся в чёрных кварталах Нью-Йорка и совершившей революцию в фэшн-индустрии. Рекомендуется всем, у кого есть хотя бы одна любимая пара кроссовок. В Перми фильм будет демонстрироваться до 31 июля в кинотеатре «Премьер».

«Второй шанс» (Danny Collins), реж. Дэн Фогельман, 2014

Я, наверное, не стал бы рекомендовать этот милый голливудский фильм для просмотра, если бы не две вещи: достаточно интересная и оригинальная РЕАЛЬНАЯ история, положенная в основу фильма, и прекрасная игра Аль Пачино, снявшегося в роли престарелой рок-звезды Дэнни Коллинза.

Итак, Дэнни Коллинз — рок-звезда. Последний свой хит Дэнни написал 30 лет назад. Он даёт аншлаговые концерты, на которых пляшут и подпевают бабушки, у него много денег, кокаина и молодая невеста. А ещё он всё чаще и чаще задумывается о самоубийстве, понимая, что давно творчески мёртв. В день рождения певца друг и менеджер дарят ему ценный подарок: письмо, написанное Дэнни Коллинзу Джоном Ленноном 30 лет назад, из-за превратностей судьбы это письмо не дошло до адресата вовремя. Что, конечно же, меняет жизнь нашего героя.

Источником вдохновения для создателей фильма стала история певца Стива Тилстона, узнавшего о существовании письма, которое написал ему сам Джон Леннон, только через 34 года после того, как оно было написано.

Повторюсь: это ничуть не оригинальный и не новаторский фильм. Присутствуют и штампы, и вечная голливудская дидактика, но великолепная игра Аль Пачино (которому, в общем-то, и напрягаться особо не надо — он в какой-то степени играет сам себя) и саундтрек из ленновских песен перевешивают все минусы вторичности и банальности.

«Из машины» (Ex Machine), реж. Алекс Гарленд, 2014

Дебютная кибердрама Алекса Гарленда о проблемах искусственного интеллекта, сюжетно к музыке отношения не имеющая, попала в эту колонку из-за крутого саундтрека, который написал один из моих любимых музыкантов — Джефф Барроу (Portishead; Beak). Обратите на саундтрек внимание, когда будете смотреть этот хороший фантастический фильм.

P. S.

Вдруг кто-то ещё не видел — лучший видеоклип 2015 (пока) года!

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь