X

Новости

Вчера
2 дня назад
12 декабря 2017
11 декабря 2017
10 декабря 2017
08 декабря 2017

Кто сдаёт продукт вторичный? Репортаж с выезда «Экотакси»

96статей

Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.

Фото: Максим Артамонов

В Перми уже несколько лет работает проект «Экотакси» — услуга по вывозу раздельного мусора и передаче его на переработку. Мы несколько раз упоминали о нём в своих публикациях, а теперь решили сами проехать вместе со сборщиками и посмотреть, как это работает.

У проекта два координатора — Анна Кондратьева и Екатерина Порсева. По очереди они выезжают раз в два месяца. Через группу «Вконтакте» собирают адреса от людей, которые хотят сдать мусор, затем назначают дату выезда и продумывают маршрут.

Мы поехали в «экотур» с Екатериной Порсевой, была её очередь. Садимся в микроавтобус, выходим на линию. На приборной панели — путевой лист, ксерокопии с адресами пунктов приёма вторсырья из 2GIS, мобильный телефон. Катя рассказывает свою историю.

«Муж был в командировке»

Она жила в другом регионе, потом переехала в один из городов Пермского края, а оттуда — в Пермь, где живёт уже четыре года. Здесь у неё родился ребёнок. Девушка вспоминает, как однажды ей позвонила подруга из маленького города и рассказала, что сортирует все отходы. У подруги есть машина, и на ней она развозит всё собранное по разным пунктам приёма. После того звонка Катя тоже стала собирать мусор раздельно. Так это и работает, считает координатор «Экотакси», от человека к человеку.

Сначала Екатерина Порсева была простым пользователем услуги, а потом — «подружилась с девочками», которые тогда координировали проект. Искала информацию в Сети, была куча вопросов — что перерабатывается, а что нет, куда и что сдавать... Возникла потребность информацию структурировать и выдать в простом виде, «чтобы людям было понятно». Так она сама стала координатором «Экотакси».

Муж был в командировке. Я его поставила перед фактом: это собираем сюда, это — туда. Тут же нашлось место в шкафу, хотя раньше казалось, что места нет вообще. Это как раз про то, что мужчины о таком не задумываются. В конце концов, муж просто смирился. Хотя вот вчера был готов со мной развестись из-за объёмов вторсырья, которое привезли для сдачи в «Экотакси» мои подруги (смеётся).

Фото: Максим Артамонов

Сложности в работе есть. Бывает, построишь «красивый» маршрут, а потом половина адресов откажется, появляются дыры. Приходится всё время подстраиваться. «Вчера несколько часов сидела, чтобы выстроить маршрут. А в выходной день надо ещё найти, куда сдать, потому что не все пункты принимают», — сетует Катя. Жесть сдаётся в одно место, стекло в другое, пластик и макулатура — в третье. Всё надо рассортировать — приёмщики ругаются, если привезти вперемешку.

За один выезд «Экотакси» может объехать около 15 адресов. Есть несколько условий для тех, кто пользуется его услугами: выходной день, не менее 10 кг отходов, 200 рублей в качестве оплаты с одного адреса (можно скооперироваться с соседями по дому, тогда будет дешевле).

В путевом листе нашего выезда 99 % заявок оставили женщины. Спрашиваю, с чем это связано?

Фото: Максим Артамонов

Катя объясняет по-своему: когда женщина рожает ребёнка, у неё что-то переключается, она начинает иначе понимать ответственность за себя, своего ребёнка и будущие поколения. «Многие мамы, например, покупают детское питание. И начинают думать: „Столько уже баночек скопилось, надо их как-то использовать...“ Ну а мужчинам, как правило, некогда этим всем заниматься — они деньги зарабатывают», — говорит девушка. Они в любом случае включаются в процесс — хотя бы отходы к подъезду вынести, когда приезжает машина. Но примерно в половине случаев — против.

Фото: Максим Артамонов

Они не понимают, для чего копить дома отходы и вообще — «Зачем ты это здесь всё положила?». Это грустно. В таких семьях реально идёт борьба за мусорные пакетики. Но есть и обратные примеры, когда в семье совместно занимаются раздельным сбором.

Пользователи

Координаторы проекта называют людей, которые сдают мусор в «Экотакси», «пользователями». Эти горожане придерживаются принципов раздельного сбора отходов, сортируют их по фракциям. Все пользователи, которых мы объехали, сдают отходы уже больше года. Для кого-то так удобнее, а у кого-то просто нет возможности самостоятельно увозить мусор в пункты приёма вторсырья.

Заезжаем в узкий дворик одного из домов на Комсомольском проспекте. Попасть на придомовую территорию не так-то просто: жители повесили тросик, который крепится на железную трубу с замком, чужие не заедут. Но нас уже ждёт Ирина Шаляева. Она открыла замок, и мы подъехали ближе.

Фото: Максим Артамонов

Ирина работает в Пермском филиале Высшей школы экономики, ведёт курс по информационным технологиям. Сдаёт мусор уже три года, а макулатуру — с детства. Раньше жила в общежитии, но там собирать отходы было «некомфортно», да и ездить куда-то, сдавать самой не было возможности.

Девушка придерживается принципов «повседневной экологичности» — старается не покупать продукты в неперерабатываемой упаковке, и проект «Экотакси» для неё — это, в первую очередь, удобство. «Когда у тебя всего пять бутылок из стекла и три из пластика, то неудобно куда-то ездить, чтобы их сдать. А тут могу сдать всё разом за счет того, что макулатуры у меня всегда много», — говорит Ирина.

Предприниматель Арина Давыдова, как и другие, узнала про «Экотакси» из интернета. Увидела в своей ленте новостей у кого-то из друзей в социальных сетях. Решила присоединиться, потому что «мотаться самой по пунктам приёма нет желания». Больше всего из отходов — пластик. Она относит его в контейнеры у мусорных бачков во дворе своего дома. Батарейки и ткань сдаёт также самостоятельно. В Перми есть такой проект «Нафталин», там как раз принимают. Но вот макулатуры тоже много. И когда её становится слишком много, Арина отправляет заявку в «Экотакси».

Фото: Максим Артамонов

Катя даёт ей брошюру, в которой собраны ответы по раздельному сбору мусора. «Экотакси — это очень хорошая идея. Городу — меньшее количество мусора, а людям — мысль о том, что планету надо беречь и ответственно подходить к вопросам экологии», — делится мыслями Арина.

Пункты приёма

Объехав больше десятка адресов, направляемся в пункты приёма. В нашей дорожной карте таких два — «Перммакулатура» и «Уралтара». На первой сразу бросаются в глаза кучи спрессованного пластика.

Фото: Максим Артамонов

Нас встречают приёмщики. Они подходят к микроавтобусу с большим баулом и начинают перегружать в него макулатуру. Потом всё это взвесят и посчитают. Координатор «Экотакси» получит на руки чуть больше тысячи рублей. Деньги пойдут на покрытие расходов.

Фото: Максим Артамонов

В это время мы разговариваем с Андреем Окуневым. Он руководит организацией по сбору отходов и сотрудничает с «Перммакулатурой». Рассказывает о проблемах утилизации и переработки мусора.

Фото: Максим Артамонов

Был случай, одни ребята решили подзаработать. Набрали пустых бутылок из-под Irn-Bru, молока, — весь крашенный ПЭТ. Они закупили 90 тонн этого добра за наличку, приехали на завод в Москве, чтобы сдать на переработку. А им там говорят: «Нет, ребята, это не принимаем». «Ребята» уехали ни с чем обратно в Пермь. А там, где закупались, им заявили: «Вы смотрели, что покупаете». Весь этот мусор они даже бесплатно сдать никуда не смогли. Он не перерабатывается.

Андрей говорит, что с 1 января 2019 года должен вступить в силу закон, который запрещает вывозить несортированные коммунальные отходы на полигон. Но в каком это будет виде — сортировочная база при полигоне, сортировочные узлы или раздельный сбор — пока неясно.

Мы двигаемся дальше. Вторая база находится на бывшей территории Пермского мукомольного завода. Сейчас там пункт приёма стекла и пластика. Начальник базы попросил не фотографировать сам пункт приёма, поэтому пришлось ограничиться наружной съёмкой того, что осталось от крупного предприятия.

Фото: Максим Артамонов

Начинаем выгружать стекло. Приёмщики просят в следующий привозить его в мешках по 40 бутылок в каждом — так удобнее считать. Здесь все стеклянные бутылки хранятся в мешках. Они стоят рядами, слева и справа. И когда вы попадаете на территорию базы, то движетесь по искусственно созданному коридору — из мешков, полных стекла.

Выгрузив последний пакет со стеклом из микроавтобуса, Катя ждёт, когда работник базы взвесит оставшуюся партию отходов, всё подсчитает и выдаст квитанцию. С этой квитанцией потом надо будет подойти в бухгалтерию «Уралтары», чтобы получить деньги за привезённый мусор. Но это возможно только в будний день. Получив документ, садимся обратно в машину и отправляемся каждый по своим делам. Выезд закончен, и в ближайшие дни координаторы будут планировать новый маршрут.

Волонтёры понимают, что не смогут решить все проблемы города, связанные с экологией. У них не так много ресурсов, всё держится на плечах двух хрупких девушек. Но организацию в Перми и за её пределами знают. Неслучайно во время поездки по российским городам Greenpeace вышел именно на этих пермских эко-активисток. У Кати с Аней была была идея написать проект на конкурс «Город — это мы». Но они от неё отказались. Здраво оценив свои силы, поняли, что не потянут. По крайней мере, пока.

***

  • Как жить, почти не оставляя после себя мусора, можно узнать из наших карточек.
  • Читайте также, как Greenpeace и пермские экоактивисты продвигают безотходную жизнь.
  • Пункты приёма различных отходов в Перми можно найти на карте, созданной волонтёрами Greenpeace, Recyclemap.