X

Важнее прибыли. История проекта «Стало мало»

2статьи

В этом цикле мы расскажем про социальных предпринимателей Перми. Про тех, кто занимается социальным бизнесом не благодаря, а вопреки — государственным барьерам, бюрократии и несовершенному законодательству. Это проект о том, как живут и работают те предприниматели, для которых есть вещи важнее прибыли: человеческое отношение, желание помочь другим людям и уверенность в том, что «закон бумеранга» работает.

Фото: Тимур Абасов

«Я всегда работала в проектах. Было интересно создавать что-то новое. Для страны в целом», — одна из основательниц магазина детской комиссионной одежды «Стало мало» Наталья Малахова вспоминает, как четыре года назад, когда франчайзинг только начинал набирать обороты, она решила выбрать свой путь социального предпринимателя. С тех пор вся её деятельность связана с этой сферой.

Идея создать комиссионный детский магазин нового формата в Перми возникла в 2012 году. Инвесторы, которые его делали, посмотрели на европейский опыт комиссионных магазинов и решили сделать что-то своё. В России тогда такого ещё не было.

Сегодня проект «Стало мало» — социальный бизнес. Он помогает родителям возвращать деньги, потраченные на покупку товаров для детей, и покупать необходимые детские вещи по доступным ценам. А ещё проводит различные мероприятия для родителей, участвует в благотворительности. На базе этой инициативы сформировалось сообщество молодых мам и отцов с активной жизненной позицией. Семьи помогают друг другу, встречаются и общаются на мастер-классах и семинарах, проводят время вместе с детьми.

Не как в Европе

«Людям важно получить деньги, как можно больше денег, за те вещи, которые они сдают. Никуда от этого не деться, это Россия. Сказывается менталитет. Поэтому пришлось придумывать новый формат», — объясняет Наталья. Тогда она работала в группе компаний «Custom Capital». Учредитель предложил ей реализовать проект по франчайзинговой схеме.

Сделать проект как в Европе не позволяли противоречия в российском законодательстве, поэтому приходилось всё адаптировать и учитывать российские условия. Сначала была идея создать сеть магазинов по всей России. Но в 2013 году начались экономические сложности. С ними пришло и понимание, что «зайти» в отдалённые города сложно. Проще и здесь применить схему франчайзинга, когда создатель бизнеса хорошо знает свою территорию, получает ориентиры и стандарты и подключается в систему.

Когда проводили маркетинговые исследования, создали формат, который изначально назывался «европейский», потому что он отличался хорошим сервисом, дополнительными услугами. В Перми два таких магазина, а по стране — восемь. По сути, здесь у нас экспериментальная площадка, и все остальные магазины открываются по нашим стандартам.

Наталья рассказывает, что на старте проекта, когда магазины только-только начали открывать, люди осторожно относились к покупке вещей в детской комиссионке: многие стеснялись войти в магазин, помня убогость секонд-хендов. Помогла просветительская работа, формирование культуры потребления среди родителей. Для популяризации своего проекта организаторы участвовали в различных федеральных и краевых конкурсах. Большой вклад внесли и благотворительные организации: фонды «Дедморозим», «Солнечный круг» и «Берегиня». Барьеры сомнений удалось преодолеть и благодаря различным «ивентам» в самом магазине.

Работать в магазин приходят, как правило, молодые мамы, которым непросто найти работу, но которые знают, как общаться с детьми. Остальному их обучают. Больших заработков сотрудники не имеют, да и прибыли как таковой магазин не приносит: аренда, зарплата — вот и всё. Таково социальное предпринимательство.

В каждом магазине создается от 6 до 12 рабочих мест, привлекаются волонтеры и партнеры для организации благотворительных мероприятий или проведения мастер-классов для детей и родителей.

Фото: Тимур Абасов

Кому стало мало?

Существует представление, что комиссионный магазин всегда ориентирован на средний или нижний социальный класс. Когда приходят маркетологи, которые не знакомы с форматом работы детского комиссионного магазина европейского типа, то начинают разводить руками и говорят: «Ой, так к вам люди боятся заходить, потому что у вас комиссионка, значит, должны быть стеллажи, где всё хаотично навалено, и там должны стоять мамочки и рыться». Учредители «Стало мало» в Перми Галина Кремер и Наталья Малахова утверждают, что это глубокое заблуждение.

Они поясняют, что, если молодая мама захотела сдать вещи в магазин, с ней заключают договор комиссии. Вещи принимаются только в хорошем состоянии, чистые и выглаженные.

Фото: Тимур Абасов

У нас нет такой услуги, что мы сами вещи приводим в порядок, — говорит Галина Кремер. — Этим должны заниматься комитенты, то есть те, кто приносит свои вещи в магазин и хочет продать. Люди-то приходят совершенно разные: и продавцы, и покупатели. И не каждая мамочка захочет рыться в вещах. А когда все вещи аккуратно разложены по полкам, развешаны, то и отношение другое. Когда вещи проданы, делается отчёт комитенту, выплачиваются деньги. Ещё у нас есть полки с вещами в дар. Человек может положить туда вещи, если по каким-то причинам не хочет их продавать. Это вещи мы потом разбираем. Что-то идёт в приют.

Фото: Тимур Абасов

Целевая аудитория детской комиссионки очень разная. И хотя для каждой социальной группы — свои методы работы, организаторы проекта сотрудничают со всеми слоями населения. Наталья признаётся, что поначалу было трудно работать с богатыми людьми — надо было ввести культуру экономного потребления, показать, что это совсем не плохо, а экологично и социально ответственно.

«Сейчас такая нестабильная ситуация, и денежки все считают. А богатые их считают гораздо больше, чем все остальные. С ними как комитентами гораздо проще разговаривать», — признаётся Галина. Бывают случаи, когда приходит женщина с мужем, а он руководитель какого-то предприятия. По глазам видно, что сконфужен: вроде как неудобно в такой магазин заходить, но жена попросила. Но когда узнаёт, что за сданные вещи он может получить около 20 тыс. рублей, то меняет своё отношение.

Если приносят совсем новые вещи, которыми ещё не пользовались, то ставится специальный ярлычок «Вещь новая». Наталья приводит в пример свою сестру, у которой родился очень крупный ребёнок, и всё, что им надарили родственники и друзья, просто не налезло с первого же месяца. Отнесли в магазин.

Фото: Тимур Абасов

Социальная миссия

В городе очень мало магазинов, где с комфортом можно совершать покупки вместе с детьми. Либо вы отдаёте ребёнка в платную комнату под присмотр аниматоров (а это затратно), либо бродите по магазину вместе с детьми (а это мучительно). В магазине «Стало мало» есть уголок для детей, где малыши могут поиграть, ожидая маму. А ещё там проходят различные мероприятия, куда также могут приходить родители вместе с детьми и участвовать в мастер-классах, семинарах, ярмарках. Для координации и общения есть клуб «Между нами, мамами», где семьи объединяются для взаимопомощи, активной социальной жизни.

У проекта есть много партнеров — таких же социальных предпринимателей, например: Школа танца и фитнеса Ballroom, «Кофепончик», мастерицы hand made, психологи и многие другие. На нашей площадке выступает инклюзивный театр «Кот Морковкин». В Перми, как и в других городах, есть сообщества, где мамочки обмениваются вещами. Но им нужны площадки, а где, как не в таком месте, это организовать? Ярмарка мам проводится. Мы им даём площадь, они встают и проводят, — рассказывает Наталья.

Фото: Тимур Абасов

«Стало мало» работает и с крупными предприятиями, когда те хотят помочь. Большая организация просто собирает вещи, отдаёт их в магазин, а вырученные деньги идут на благотворительность в фонд, с которым предприятие сотрудничает. Предприятию это выгодно, потому что благотворительность — это социальная ответственность и хороший PR, проекту «Стало мало» — потому что магазин пополняется новыми товарами.

Главным в своей работе идеологи считают бережное и экологичное отношение к вещи, понимание того, что вещи всегда нужно постараться дать вторую жизнь. Есть в этом педагогическая функция: родители приходят со своими детьми в магазин, у детей перед глазами — пример разумного и бережного отношения. «Мы пропагандируем этичное потребление и разумное использование ресурсов: денежных, материальных и временных», — звучит миссия проекта во всех городах.

***

  • Читайте также репортаж Олега Сабитова о социальном предпринимателе Вячеславе Горелове, который пытается изменить государственную систему адаптации и трудоустройства выпускников детских домов.