X

Новости

Вчера
2 дня назад
15 августа 2019
14 августа 2019
Фото: Тимур Абасов

«Море возможностей»: Нить между прошлым и будущим

Говорят, что один переезд равен двум пожарам. Пермская художественная галерея уже давно находится в состоянии затянувшегося переезда из здания Кафедрального собора в бывшее здание ВКИУ. Сотрудники музея решили не сдаваться на волю этой «стихии», а наоборот — превратить её разрушительную силу в энергию творчества с помощью проекта «Море возможностей», официальный старт которому был дан 4 декабря.

Проблема переезда — злободневный вопрос для многих музеев страны. По словам директора галереи Юлии Борисовны Тавризян, эта проблема стоит более чем перед 30 музеями России.

Юлия Тавризян Фото: Тимур Абасов

Юлия Тавризян:

— Все музеи сегодня воспринимают этот этап уже не как трагедию, а как вызов, на который они готовы ответить, над которым они думают, как это будет происходить. И не только технически, но и потом... когда пройдут открытия. То есть какие новые вещи будут введены в экспозицию, какие экспозиции можно вообще представить. Но самое главное для нас то, как сообщество, которое существует вокруг музея, может участвовать в нашей жизни, в нашей работе».

Проект «Море возможностей» — как раз тот самый ответ художественной галереи на этот вызов. Это новаторская попытка музеефицировать саму процедуру смены места жительства галереи через цикл различных мероприятий, которые начнутся уже в декабре и закончатся летом, когда галерея должна будет уже переехать в новое здание.

В этом году проект «Море возможностей» стал победителем XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музей и местное сообщество». Региональный координатор конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» по Приволжскому федеральному округу, замдиректора по развитию Пермского краеведческого музея Татьяна Вострикова отметила, что проекты из Перми высоко ценятся на этом конкурсе: «Если в целом, то по фонду Потанина и по конкурсу „Меняющийся музей в меняющемся мире“ Пермь находится на очень хороших, лидирующих позициях. Она всегда конкурирует по Приволжскому округу, идёт наравне с Казанью, Самарой, Ульяновском. Это всегда наибольшее количество заявок... На мой взгляд, погоду здесь делают краеведческий музей и художественная галерея. Не буду скромничать, идеи пермских музейщиков довольно прогрессивны, всегда находятся в тренде. И то, что эти проекты становятся победителями, означает, что результат налицо».

«Море возможностей» будет проектом довольно насыщенным событиями. И все они так или иначе будут преподносить художественную галерею с новой, почти неизвестной зрителю стороны, будут активно взаимодействовать с обществом. Но главная цель проекта в том, чтобы творчески и художественно сделать такую тяжёлую и сложную работу, как переезд, и рассказать его историю, ведь она гораздо длиннее, чем принято считать. Оказывается, попытка смены галереей помещения Кафедрального собора на другое здание длится гораздо дольше по времени, чем мы знаем.

Владимир Береснев Фото: Тимур Абасов

Руководитель проекта «Море возможностей» Владимир Береснев сообщил нам, что именно с желания рассказать эту историю и возникла сама идея проекта:

— История с выигранным конкурсом началась абсолютно стохастически. У меня лично не было какого-то плана участвовать в этой заявочной компании, но была общая мобилизация среди сотрудников музея как-то поучаствовать в конкурсе Потанина. И я в это время поехал на семинар в Москву с довольно абстрактной идеей сделать что-то яркое, что-то запоминающееся. И на этом семинаре неожиданно выяснилось, что люди со всей России, которые там собрались, интересуются судьбой галереи. То есть они про нас знают, но в таком ключе, что в Перми фактически идёт война за будущее нашего музея. Всех очень интересовали «вести с полей». И в это время случилось озарение, что мы сидим на «золотой жиле» для проектной идеи и сами этого не замечаем. Тут же пришла идея рассказать историю нашего переезда. Но о чём именно рассказывать, ещё было непонятно. В итоге пришла мысль рассказать историю несостоявшихся переездов, потому что народ знает про Цумтора, но не знает, откуда Цумтор возник и почему пропал с горизонта. А когда я вернулся с семинара и поговорил с Юлией Борисовной и Надеждой Владимировной Беляевой, то вдруг выяснилось, что история переезда галереи длится не последний год, даже не последние пять лет. Это сорокалетняя история. Мы посчитали, что за это время было предпринято 22 попытки найти галерее новый дом.

Организаторы, чтобы запустить проект, долго ждали, когда галерее предоставят новое помещение. Но ожидание затянулось. Наконец, решили начать «Море возможностей» заранее. Проект будет подразделяться на несколько пунктов. Один из них посвятят истории несостоявшихся переездов галереи. Здесь предусмотрены создание сайта, проведение экскурсий по местам, где планировали разместить галерею ранее, конкурс «народной навигации» по этим местам, маркировка этих зданий.

Важной частью «Моря возможностей» будет активное взаимодействие с городским сообществом. В галерее будет создан «Волонтёрский корпус» — сообщество неравнодушных к судьбе галереи людей, готовых помогать музею в период переезда и в его текущей деятельности. Надо отметить, что с этой идеей художественная галерея идёт в ногу с последними тенденциями в организации музейного дела: свои отлаженные волонтёрские службы, которые активно помогают в проведении разовой сложной работы, требующей большого количества персонала (например, соцопросов), есть у многих культурных институций Перми. В качестве примера особенно хорошо организованной волонтёрской службы Владимир Береснев назвал фестиваль «Флаэртина». Кроме корпуса волонтёров, в 2016 году планируется сформировать «Круг друзей музея» — сообщество людей, оказывающих ресурсную поддержку галерее в период переезда и дальнейшего развития.

Пожалуй, самой интересной частью «Моря возможностей» должен стать «Парад хранителей». Так называется цикл различных мероприятий: выставок, встреч, благотворительных акций и тематических экскурсий. Во время проведения «Парада хранителей» посетители смогут увидеть «подводную часть айсберга» музейной коллекции. Это будут произведения из фондов галереи, которые выставляются редко или не выставляются вообще из-за нехватки места, необходимости реставрации или оформления. Кроме того, посетители сами смогут принять участие в реставрации и оформлении этих экспонатов.

«Парад хранителей» начинается раньше всех этапов проекта. Уже 10 декабря в кафе «Прана» откроется выставка репродукций картин Элия Белютина из запасников музея, подготовленная галереей и мастерской «Золотая эпоха». Специально для этого проекта галерея и «Прана» сделали из уральских трав чай, назвав его в честь художника — «Белютин». Часть средств от продажи этого чая пойдёт на реставрацию картин художника. Это будет своеобразный эксперимент краудфандинговой кампании в помощь галерее. А 17 декабря начнётся выставка «Светлое святое», на которой молодые пермские художники представят свои интерпретации деревянной скульптуры.

Все три направления «Моря возможностей» сольются воедино в июне на итоговой уличной выставке, которая протянется от Кафедрального собора до нового здания музея на Окулова, 4. Можно сказать, что эта выставка станет своеобразной связующей нитью между прошлым и будущим галереи и в художественной форме покажет ситуацию переезда музея, выбора нового места и помещения. Правда, пока с новым помещением есть ряд технических трудностей.

У «Моря возможностей» очень стильный и многозначный логотип. Владимир Береснев говорит, что он одновременно может стать знаком геолокации, символизировать закат над Камой... Ну, или, на худой конец, каплю в море. Остаётся только надеяться, что стартовавший в художественной галерее интересный и разнообразный, а во многом и уникальный проект всё-таки не станет каплей в море и позволит художественной галерее удачно перебраться в новый дом.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+