X

Рассылка

Подкасты

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

«Учитывая свой опыт работы, я не хочу пользоваться доставкой». Монолог бывшего курьера сервиса по доставке еды

Курьеры сервисов доставки плотно вошли в нашу жизнь, и трудно представить, как туго без них пришлось бы в пору самоизоляции. Работа курьеров стала необычайно важной в наши дни. Этот труд не назовёшь лёгким не только потому, что приходится наматывать пешком километры с тяжёлыми сумками, но и потому, что условия работы в этих сервисах довольно специфические: постоянный контроль, штрафы за малейшие опоздания и никаких социальных гарантий. Об этих и других неочевидных и неприятных сторонах работы доставщика еды в своём монологе рассказывает бывший курьер. По просьбе респондента его имя и название сервиса не указывается.

О трудоустройстве в доставку, простом и сложном одновременно

Я устроился на работу курьером в сервис доставки ближе к концу 2021 года. Зачем? Чтобы не умереть с голоду. Чтобы зарабатывать какие-то деньги и что-то есть. Искал постоянную работу, ничего интересного, что бы меня устроило, найти не мог. Поэтому решил в качестве временной меры, ну и наказания самого себя, устроиться в доставку. До этого я ничего не слышал о тамошних условиях работы. Хотя догадывался, что всё не идеально. Но идеальной работы в принципе, наверное, не существует. И всё-таки то, что в итоге я там получил, меня удивило.

Веселье началось сразу с момента устройства на работу. Там как всё происходит: ты заполняешь небольшую анкету на сайте этой службы доставки, тебе перезванивают, назначают, так скажем, собеседование. Ну как собеседование? Просто оформление документов. Мне назначили его через день, на десять часов утра. Назвали адрес: в «Гостином дворе», офис на пятом этаже. В назначенный день, в назначенное время я прихожу туда, а там непонятный офис какого-то банка и никакой службой доставки даже не пахнет. Двери закрыты. Я сижу как дурак, жду, пока кто-нибудь придёт. Жду, и ничего не происходит. Я еле-еле дозвонился до человека, который назначил мне встречу, он сказал, что они ошиблись — офис переехал. А эта информация у них на сайте не обновлена. И прислали мне новый адрес.

Это оказалось недалеко от Института культуры, на ул. Ленина. Я пришёл туда. Там сидит бедный человек, который оформляет этих курьеров. По идее, как он объяснил мне, у них должен приходить один человек в час. То есть на 10:00 могут назначить только одного человека, потому что время оформления нового сотрудника занимает примерно час. Ведь кроме того, что тебя трудоустраивают в эту доставку, ещё делают карту определённого банка, на которую тебе будет поступать зарплата, плюс ещё оформляют самозанятость. Сразу три этапа оформления тебя на работу: в саму доставку, самозанятым и в банк. Поэтому у них норма — один человек в час.

А я прихожу, естественно, уже не в десять, а где-то без двадцати одиннадцать: в «Гостином дворе» время-то потратил. А на нужном месте уже сидит человека четыре. Я спрашиваю: «Вот, я устраиваться». Они говорят: «На сколько вам назначили?» Отвечаю, что на десять часов. А люди в очереди: «Да вы третий или четвёртый человек, которому на десять назначили!» Потом люди ещё приходили, там было четыре-пять человек, записанных на одиннадцать. То есть назначают приёмы, видимо, где-то в Москве. Как офисы — головной и региональный — между собой контактируют, вообще непонятно. К тому же я пришёл пятым, а у них осталось всего четыре термосумки, тех самых, в которых надо всё таскать. Получается, что больше четырёх человек в тот день, в который я пришёл, они оформить на работу не могли. Ладно хоть кто-то не выдержал ожидания и ушёл.

Так что я сидел, ждал. Час до меня человека оформляли, а потом говорят: «А кто ещё на десять был?» Говорю, что я. Меня и вызвали. Час оформляли. Выдали мне сумку, и, слава богу, нашлась куртка нужного мне размера. Уже почти зима была, холодно. Ещё мне показали, как пользоваться приложением, где в нём обучение. Ну то есть сам он мне ничего толком не объяснил, договор подписали, ну и всё. На следующий день он мне поставил сразу три смены — три дня подряд. Объяснил, как можно их отменить, если нужно.

О приложении сервиса, которое следит и штрафует

Для работы с приложением этой службы телефон обязательно должен быть на Android. В приложении тебе приходит заказ, и его нужно обязательно принять. Ты не можешь от него отказаться. Если ты от него откажешься, то на тебя наложат так называемый «штраф» в размере 150 рублей. А в итоге заказы оплачиваются таким образом: 110 рублей за выполненный заказ плюс 20 рублей за каждый пройденный километр. Так что в среднем один заказ выходит как раз на 150 рублей. Если не принял, то считай, что эти деньги забрали, как будто ты эти полчаса и не работал. Такая система.

Когда ты принимаешь заказ, ты не видишь, откуда нужно забрать и куда отнести. Можешь быть где угодно: тебе придёт заказ и ты должен его принять. Только тогда показывают, откуда нужно его забрать. Встроенного навигатора в приложении нет, оно предлагает пользоваться Яндекс.Картами, Google Картами и прочим. Но при этом само приложение как-то высчитывает время в пути. Допустим, мне приходит заказ, я его принимаю, мне пишут: «Надо забрать заказ из KFC у Театра-Театра». И дают время: пять минут. Я перехожу в навигатор, чтобы узнать дорогу. В тот момент я знал, куда идти, но решил просто посмотреть ради интереса, сколько мне даёт навигатор времени. Навигатор показывал семь минут. Получается, служба доставки хочет, чтобы я шёл быстрее, чем надо.

Важное примечание: В службах доставки еды штрафы для курьеров не называют официально штрафами. Так, в приложении сервиса, где работал герой этого текста, эти списания проходили по параметру «корректировки и бонусы». Но воспринимаются они как штрафы, которые становились причиной крупных забастовок курьеров, и их полная отмена всегда была одним из основных требований бастующих.

О выборе места и продолжительности смен

В приложении сам себе смены выставляешь. Ты должен на неделю вперёд расставить себе желаемые дни и желаемые точки старта. Я обычно ставил с 12:00 утра до 16:00 у ЦУМа. Всё потому, что я поработал один раз четыре часа и после этого понял, что не хочу в день брать бо́льшую смену. Ноги устают.

Смену нужно выставить за три дня. Допустим, сегодня среда. Я себе смену могу поставить на воскресенье, а вот на субботу, пятницу или четверг уже не выставлю. А отменять смены нужно до 23:00 за день до. Получается, если я хочу в воскресенье смену отменить, то мне нужно это сделать в субботу до одиннадцати вечера, иначе у меня будет штраф за невыход на смену 900 рублей. За четыре часа в среднем ты зарабатываешь от 700 до 800 рублей. Получается, ты ещё и в минус немножко уходишь. У меня вот был случай, когда я заболел и не вышел на смену. Так у меня до сих пор висит минус 900 рублей, потому что с тех пор я там не работал. Мне сказали, что можно оспорить это решение, если есть какая-то справка о том, что не мог работать в тот день. А у меня есть такая справка. Но я так и не смог найти, куда подать эту жалобу, ведь с оператором связаться — это целая история. Для этого нужно писать сообщения в телеграм-канал, а просто дозвониться очень трудно. Скорее всего, вообще не дозвонишься, потому что тебе потом по телефону бот отвечает, мол если у вас какие-то вопросы, пишите в чат телеграм-канала.

Есть ещё такой момент: ты выбираешь себе желаемое место старта, но приложение может отправить тебя куда угодно. Я всегда выбирал старт у ЦУМа, но иногда начинал работать возле ДК Солдатова. Иногда начинал работать вообще на ул. Плеханова, хотя там рядом вообще ничего нет: ни «Макдональдса», ни KFC.

О первой и следующих сменах: напрасная спешка и очень странная логистика

Я вышел на смену в первый свой рабочий день, и мне пришёл первый заказ: нужно было забрать из «Бургер Кинга», который находится недалеко от «Айсберга», и донести еду до какого-то офиса, который был чуть дальше Театра-Театра. Я отнёс. Приходит новый заказ: его нужно забрать из KFC, что рядом с театром.

Приложение показывает, что за пять минут надо дойти. Хотя мне навигатор говорит, что за семь. Я иду, тороплюсь, немножко потею из-за этого, а это ведь уже зима. Ты потеешь, начинаешь остывать, пока стоишь на месте, и получается, что можешь заболеть.

Ну это ладно. Ещё на тот момент у меня не было QR-кода. И это очень странно, что в службу доставки меня взяли без него. Моя нынешняя работа никак вообще с едой не связана, но там у меня при трудоустройстве требовали QR-код. А в службе доставки у тебя его не требуют. Хотя этот документ уже нужен был везде. Я доставлял еду из «Макдональдсов», KFC, из других ресторанов быстрого питания, но я не мог в них войти, потому что у меня не было QR-кода. Забрать я мог только через специальное окошко и затем относить это людям. Это очень странно, но такая вот система.

В итоге я пришёл за заказом вовремя. Если бы я не успел, то за каждую минуту опоздания у меня два рубля списывали бы штрафом. Получается, я четыре рубля мог бы потерять, если бы шёл медленнее. И вот я пришёл на место, нажал «я пришёл» в приложении. И дальше минут десять ждал, пока заказ приготовят. Получается, я мог ещё 10 минут идти, но приложение меня торопит, чтобы я зачем-то куда-то бежал. Зачем? Я не понимаю. Понял бы, если бы заказ уже был готовым и тебя торопили. А если он ещё не готов, зачем так делать? Это либо какие-то гениальные программисты, либо система именно так устроена.

У меня есть конспирологическая теория, что они специально так делают, чтобы штрафовать курьеров. Ты вроде как потерял всего два рубля — на минуту опоздал, четыре рубля — на две минуты опоздал. Для тебя это, может быть, и не очень весомая сумма, но сколько курьеров по России ходит и сколько этот сервис в день на таких опозданиях экономит?

Ещё, что важно: пока ты ждёшь, ты не можешь посмотреть, куда ты понесёшь заказ. Ты видишь только, что пришёл заказ, и точку, откуда надо его забрать. Приходишь туда, нажимаешь «прибыл», забираешь заказ, нажимаешь «забрал заказ», и только тогда показывают точку, куда нужно идти. Две минуты на дорогу, как всегда, отнимут, но ты ещё минуту-полминуты потратишь на то, чтобы сориентироваться, в какую сторону идти. А Пермь — город большой. Я хоть и живу в нём довольно давно, но я не знаю названия всех улиц наизусть. Хотя меня больше повеселило другое: после того как я принял заказ у театра, приложение написало, что идти надо в Индустриальный район. Приложение дало на это 46 минут. Навигатор показывал 48 минут.

А если у тебя расстояние, которое нужно пройти, больше четырёх километров, то оплачивают проезд на автобусе. На тот момент это было 24 рубля. Не знаю, кстати, сейчас 30 или 33 будут платить, если у тебя расстояние больше. Но смысл в том, что у меня расстояние до Индустриального района было высчитано 3,9 километра — меньше четырёх. Я думаю: «Ну ок, пойду гулять». Для этого же я устраивался сюда — погулять.

Тогда я дошёл, успел вовремя, то есть нагнал эти две минуты. Принёс заказ, всё оставил, и мне сразу приходит уже следующий заказ. И его нужно было забрать из «Макдональдса», что возле ТРК «Столица». Я думаю: «Так, когда я выбирал зону работы, где хочу работать, то указал, что у ЦУМа. Но как в итоге я оказался у „Столицы“?» Ну, я принял заказ из того «Макдональдса», отнёс его недалеко, всё оставил, вернулся опять в «Макдональдс». Думал, что новый заказ, скорее всего, будет опять оттуда. Но пока заказов не было, я сидел на лавочке и писал в общий курьерский чат в «Телеграм»: «Это нормально, что я работал у ЦУМа, а сейчас сижу у „Столицы“?» И сразу отвечают: «Нормально. Я работал у „Столицы“ — сейчас сижу у ЦУМа. Мы с тобой, видимо, поменялись».

Но у меня такой вопрос возник тогда: почему я из KFC, который находится у Драмтеатра, понёс в Индустриальный район, если в Индустриальном районе есть свой KFC на Мира?

Один мой друг, когда я ему всё это рассказал, произнёс: «А, вот оно что, я-то думаю, чего они по 40 минут несут заказы, если тут идти десять минут!» И ведь может такое случиться, что ты несёшь заказ, ещё не доставил его, а тебе уже приходит новый. И его надо принять. И на это тоже уходит время: пока первый заказ отдашь, пока второй примешь. Потом, пока ты это донесёшь, возможно, в другой район города, в итоге может и больше часа пройти. Я всегда людям, которые где-то заказывают еду и спрашивают: «Чего так долго-то?», — отвечал на это: «Вы в следующий раз, если будете из этой службы доставки что-нибудь заказывать, заказывайте минут за сорок или вообще за час до того, когда вы хотите поесть, потому что раньше вам вряд ли принесут». Ну, затем объяснял, как работает эта система... В курьерском чате писали, что это всё нормально и так постоянно случается.

И вот я донёс заказ до Индустриального района. Проработал там всю смену до самого конца. Но мне приходит последний заказ, который надо забрать из KFC на Мира, 20а (я даже адрес помню) и доставить... почти до Перми-II! Это всё в один день происходит. Мне навигатор показывал, что идти надо было 47 минут, а приложение говорило, что 41 минуту. И естественно, расстояние там 3,7 или 3,8 км — значит, никто мне за автобус платить не будет. Можно было за свои проехать, но я решил для чистоты эксперимента пойти пешком. Успел. Причём у меня смена должна была закончиться в 16:00, а учитывая, что у меня последний заказ пришёл где-то без десяти четыре, я думал, что сейчас недалеко отнесу. А оказалось, что мне 47 минут идти. Получается, что смена закончилась в полпятого — на полчаса позже. А за это тоже не доплачивают. Можно подумать, что система всю дорогу отнимала у меня две минуты и под конец дня решила так: «Ну, раз он везде успевал, видимо, надо ему пробежаться ещё под конец».

Идеальные и странные смены

Но так, как у меня случилось в первый день, бывает не всегда. Я вот не знаю, честно говоря, как именно у этого сервиса приложение работает. Например, у меня был один день, когда всё шло идеально. Когда на самый первый заказ мне приложение дало времени на минуту больше, чем навигатор, то я очень сильно удивился. Было и так, что в течение дня приложение показывало столько же времени, столько и навигатор. Тогда у меня идеально всё сходилось, я ходил в среднем темпе, мне было комфортно.

И вот, в идеальный день я работал возле ДК Солдатова, по Компросу ходил туда-сюда — там ведь всё недалеко. И тут мне приходит очередной заказ. Мне нужно отнести еду примерно до гипермаркета «Семья». Ну, далековато. Хотя там в пределах четырёх км по договору. Ладно, я отнёс, всё нормально. Потом мне приходит заказ забрать еду из ресторана, который недалеко от «Семьи». Очень дорогой ресторан, судя по тому, какой там был состав заказа: в приложении ведь пишут, что у тебя в заказе должно быть, и сумму заказа. И вот там я просидел, прождал минут 20, наверное, пока они приготовят и вынесут мне заказ, а может, даже больше. Но не меньше 20 минут точно. И вот с этого момента у меня всё пошло не так. Опять начали отжимать время.

Видимо, у них есть какое-то общее время заказа, за которое нужно успеть. Я не знаю: я ни разу сам не пользовался этой доставкой, поэтому я не могу сказать, как пользователь это приложение видит. Но учитывая свой опыт работы, я и не хочу пользоваться этой доставкой.

Было такое, что меня в какое-то автобусное депо отправили. Мне сказали: забери из KFC недалеко от ДК Солдатова, — я понёс заказ в это депо, до которого больше сорока минут топать. При этом конкретно адреса нет: какие-то гаражи, ангары. Непонятно, куда идти. В комментарии к заказу было написано: едете прямо-прямо, потом направо и до конца. Но я-то не еду! Человек, видимо, думал, что ему на машине привезут. Ходил, искал, не мог найти. А пока ищу, трачу на это время, штраф капает потихоньку. В приложении можно нажать «я прибыл», когда ты за 200-300 метров до пункта назначения. Но я не мог понять, куда надо прибыть! Приложение начинает пиликать, если ты долго на каком-то этапе завис. Допустим, на передаче заказа заказчику. Оно начинает тебя так подгонять, мол давай быстрей.

Но в той ситуации я не знал, что делать. Звонил оператору — дозвониться не смог. Ведь чтобы позвонить оператору, нужно специальный код ввести. Я так сделал, но мне ответили, что этот заказ уже не актуален. В общем, эта система связи с оператором у них очень плохо работает. Когда не надо, когда я выходной был или болел и не мог работать, операторы мне сами звонили и говорили: не хотите выйти на смену? А когда они мне были нужны, я до них дозвониться не мог никогда.

В итоге я нашёл мусороперерабатывающую свалку, где мусор прессуют. Там какая-то бабушка была, я сказал, что ищу такого-то-такого-то. Она говорит: «Не знаю такого, но пойдём, поищем». И вот мы с бабушкой вдвоём ходили, искали заказчика, в итоге еле-еле нашли. А он и говорит, что он тоже до оператора дозвониться не может.

Как отсутствие возможности ходить не отменяет необходимости принять заказ

Был такой день, у меня до конца смены оставался час. Несу заказ, и тут у меня лопнула мозоль на ноге. Мне было ужасно больно. Просто очень больно. И видимо, из-за того случая с курьером, у которого сердце остановилось, в приложении появился пункт: «Если у вас проблемы со здоровьем, то позвоните на экстренный номер сюда». Вот там можно дозвониться до оператора. Я звоню, рассказываю, что у меня проблема, лопнула мозоль, ужасно больно идти. Сказал, что сейчас закончу заказ, но вы закройте мне смену на час раньше, потому что я не могу работать: я буду опаздывать, а меня за это будут штрафовать. Мне сказали: «Хорошо, закроем смену».

Я отнёс заказ, успел вовремя, хромая кое-как, из последних сил дошёл. Смотрю — смена не закрывается. Но и заказов новых не приходит. А обычно там промежуток между доставленным заказом и новым очень короткий либо они вообще внахлёст идут. Пока ты один делаешь, следующий приходит. Думаю, что они сами смену не закроют, но она через час сама закроется, как обычно. Просто заказы не будут мне отправлять. Думаю, ну ладно, хорошо. Как раз недалеко от места последней доставки была остановка, где ходит автобус, который до моего дома едет. Сажусь в автобус, уже оплатил проезд, и тут мне прилетает заказ! Думаю: вот сволочи! Спасибо! В итоге, хромая, еле-еле, из последних сил я этот заказ выполнил, всё вовремя успел и у меня смена закончилась. А второй раз дозвониться до оператора, чтобы выяснить, как такое случилось, я уже не смог. Трубки там не брали.

Об увольнении, которого не было

Формально я не уволился и вроде как до сих пор там работаю. Но уже несколько месяцев ни на одну смену не выходил: просто в какой-то момент перестал ставить себе смены. Но мне никто ничего не говорит, у меня даже экипировка — куртка, термосумка — до сих пор лежит. Приложение даже не удалил. Когда я только-только перестал брать смены, мне позвонили и спросили: «А вы не хотите выйти на смену?» Я отказался, сказал, что у меня проблемы со здоровьем. И всё, с тех пор мне не звонил никто. Честно говоря, я даже не знаю, как там уволиться нормально.

О самом главном плюсе работы курьером

Положительных моментов в этой работе мало. Хотя чисто теоретически, если ты работаешь пять дней в неделю по восемь часов, то ты можешь зарабатывать неплохие деньги. Наверное, велокурьером работать получше. Ведь когда начинаешь смену, выбираешь в приложении, как ты передвигаешься: пеший, вело или на самокате. Я не знаю, на что это влияет. Возможно, велокурьерам меньше времени дают или ещё что-нибудь. Но я бы рекомендовал тем, кто хочет работать там, иметь велосипед, а ещё лучше электросамокат, но при выборе смены брать пеший вариант. Тогда вы точно будете везде всё успевать. Но учитывая, что вы заказы будете быстрее доставлять, у вас будет больше заказов и за те же условные четыре часа вы заработаете не 700-800 рублей, а тысячу, к примеру.

Сейчас вижу курьеров на улице, думаю: «Как я вас понимаю». Это я заметил, когда ещё работал в доставке: ты идёшь по улице, навстречу тебе идёт другой курьер и не важно, в какой службе он работает, вы друг с другом всегда здороваетесь. Это словно какое-то братство. Как-то зашёл в ЦУМ, в «Макдональдсе» взял поесть с собой, выхожу — а там курьер пытается надеть тяжёлую, явно полную сумку. В заказах же ещё напитки бывают, а они имеют свойство расплескиваться: они ведь не в герметичной упаковке. И парень явно пытается надеть сумку, чтобы не расплескать. Я подошёл, говорю: «Давай помогу». Помог ему надеть сумку, он сказал «спасибо». Ответил что-то в духе: да ладно, я сам такой же.

***

Дорогие читатели! Если у вас есть похожие истории о вашей работе, о сложностях и проблемах в трудовой деятельности и вы готовы рассказать о них в формате подобной статьи от первого лица, то пишите нам на почту: web@zvzda.ru.

***

Читайте также: Один день из жизни курьера «Яндекс. Еды».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь