X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

«Я поэт, моё хобби дирижировать». Что рассказал Теодор Курентзис в интервью «Таймс»: коротко

В газете «Таймс» вышла статья, анонсирующая выступление пермского оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса на одном из самых масштабных музыкальных фестивалей Великобритании BBC Proms.

Статью написал Ричард Моррисон. Специально для этого музыкальный критик «Таймс» приехал в Пермь на Дягилевский фестиваль и посетил ночной концерт хора musicAeterna, который прошёл в Пермской художественной галерее. Примечательно, что в программе фестиваля концерт не был анонсирован, но тем не менее собрал большое количество публики.

«Это необыкновенное зрелище в Перми больше похоже на тайный религиозный обряд, чем на концерт, — абсолютно завораживающее, — описывает атмосферу выступления британский критик. — В течение часа никто из наблюдающих даже мускулом не пошевелил. Курентзис и его певцы представили программу духовной музыки, начиная от средневековой Хильдегарды Бингенской до романтизма Рахманинова, но слово „представили“ не описывает смелость происходящего».

Статья называется «Подвиньтесь, Саймон Рэттл: Теодор Курентзис — тот маэстро, о котором все говорят». Британский критик иронично сбрасывает с корабля современности прославленного Саймона Рэттла, который с 2002 года был главным дирижёром Берлинского филармонического оркестра, а с 2017 года стал главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра, сменив на этом посту Валерия Гергиева.

С Берлинским филармоническим Рэттл записал полный цикл симфоний Людвига ван Бетховена. Вторую и Пятую симфонии Бетховена в лондонском Royal Albert Hall исполнял и пермский musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. «Не стоит ожидать ничего из того, что вы когда-либо слышали», — написал в анонсе Ричард Моррисон.

В интервью «Таймс» дирижёр Теодор Курентзис рассказал о ночном концерте на венецианском кладбище, поиске вдохновения, идеальном оркестре и о том, почему он выбрал жизнь в провинциальном городе.

— Лучшее, что было на Зальцбургском фестивале, — не дорогостоящие официальные концерты, а импровизированное представление в полночь в старом аббатстве Святого Стефана. Мы прокрались внутрь и сказали: «Теперь мы играем для себя». Мы принесли с собой немного вина и пригласили друзей, сыграли и спели Мессу до минор Моцарта в том месте, где она была впервые исполнена. Это было прекрасно. Когда мы были в Венеции, мы также играли на кладбище вечером.

— Нам нужно вдохновение. Проблема профессиональных музыкантов в том, что они всегда играют для других людей. Иногда вам нужно находить время поиграть для себя. Если это просто работа, это не по-настоящему. Чтобы это стало реальным, вам нужно вдохновляться.

— Я хотел бы не знать симфоний Бетховена, а вместо этого открывать их прямо сейчас. Проблема заключается в том, чтобы забыть интерпретации, которые вы знали с колыбели. Если вы хотите узнать настоящего Бетховена, вы должны стереть эти воспоминания. Для меня это была работа на протяжении более 25 лет.

— В каждом оркестре вы найдете трех или четырех исполнителей, которые удивительно увлечены, всегда любопытны, живы во всем в музыке. Поэтому я всегда думал: «Вот бы взять этих трех или четырех исключительных музыкантов из каждого оркестра и создать ансамбль со 100-процентной преданностью делу?» Это всегда было моей мечтой. Мне не нравятся оркестры, которые работают как фабрики. Им нужно постоянно придерживаться расписания, продолжать выступать. Поэтому музыканты играют ноты чисто и ритмично и получают свою зарплату, но у них нет времени, чтобы найти сердце музыки.

Концерт хора в Пермской художественной галерее Фото: Никита Чунтомов (предоставлено Пермским театром оперы и балета)

— Когда вы находитесь в таком маленьком городе, как Пермь, вам не нужны контракты, чтобы заниматься музыкой или искусством с друзьями. Здесь мы просто даем друг другу свое слово. Мы собрались в этом маленьком городе не из-за его большой красоты, связей или профессиональных возможностей, а потому, что мы нашли место, где мы можем установить духовные связи.

— Почему большинство людей поют, находясь в душе? Или во время приготовления пищи? Или за рулем? Потому что в душе вы очищаете себя, а музыка также является очищающей. Когда вы готовите, вы раскрываете свое творческое начало, так же, как это делает музыка. И в машине вы путешествуете и находитесь в поиске, так же как и в случае с музыкой, которую вы ищете для своего внутреннего я.

— Я поэт, мое хобби дирижировать. Поэзия — это возможность смотреть на те же вещи, что и все остальные, и видеть нечто совершенно другое. Точно также и с музыкой. Возможно, мы слышали звуки тысячу раз, но поэзия приходит, когда эти звуки наполняются новым смыслом.

Весь цикл симфоний Бетховена оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит в середине августа на Зальцбургском фестивале. Откроется цикл 15 августа исполнением Девятой симфонии. В концерте примут участие также хор musicAeterna и хор-резидент фестиваля Salzburger Bachchor.

«Курентзис так одарен, так глубоко погружается в постижение того или иного композитора, что сейчас, по-моему, правильный момент для его бетховенского цикла, — цитирует издание Colta интенданта Зальцбургского фестиваля Маркуса Хинтерхойзера. — За последние годы я слышал несколько таких циклов. Они были не слишком интересны. В интерпретациях Курентзиса же столько жизни, что это сегодня ему по силам. Уверен, что Курентзис с его оркестром в Зальцбурге с симфониями Бетховена — это нечто особенное».

На Зальцбургском фестивале все симфонии Бетховена за последние 25 лет звучали дважды: в 1994 году в исполнении Камерного оркестра Европы под управлением Николауса Арнонкура и в 2009 году в исполнении Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена под управлением Пааво Ярви.

С полным текстом статьи «Подвиньтесь, Саймон Рэттл: Теодор Курентзис — тот маэстро, о котором все говорят» с переводе Юлия Разживина можно познакомиться в фан-группе «Теодор Курентзис».

***