X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 июля 2019
Фото: Скриншот из видео / «Осторожно, Собчак!»
44статьи

В этом проекте мы расшифровываем и публикуем самые важные и яркие, на наш взгляд, речи общественных, политических и культурных деятелей.

«Они хотели показать, что поставили нас на место». Теодор Курентзис рассказал Ксении Собчак, почему покинул Пермскую оперу

Теодор Курентзис дал первое интервью после своего ухода с должности художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. В программе «Осторожно, Собчак!» он рассказал о причинах своего ухода и разногласиях с краевыми властями. Интернет-журнал «Звезда» публикует самые интересные высказывания дирижёра.

О том, почему покинул Пермскую оперу

— Когда я приехал в театр, [в городе] не было музыкальной культуры. Какие-то симфонические программы делали, но оркестр был очень слабого уровня. Не хочется этого говорить, но это правда. Когда была «[пермская] культурная революция», меня вызвали, чтобы реорганизовать музыкальную жизнь. Мне дали конкретные обещания, что построят театр [по проекту] Дэвида Чипперфилда. Это потрясающий проект! Его сделали до меня. Я сказал: «Здорово!» Потом вуаля — всё случилось: ажиотаж вокруг Пермского театра оперы и балета, появился [культурный] туризм и зрители. В России сейчас лучшая публика — самая образованная.

У нас была необходимость в сцене и репетиционной базе. Потому что у нас репетиционной базы нет. Мы работали в каких-то средневековых условиях. Репетировали в зале ДК Ленина. Там наверху, где бегают крысы и тараканы, есть закрытая футбольная площадка. Деревянная. Когда она не была занята, нам давали возможность репетировать. В этих стенах мы создали произведения Моцарта и Малера.

Фото: Скриншот из видео / «Осторожно, Собчак!»

Потом приехал Максим Геннадьевич (губернатор Пермского края Максим Решетников, — Прим. ред.) — молодой человек, моложе меня. Я обрадовался, потому что он пришёл и сразу сказал: «Мне всё понятно, приоритет — это театр, мы сделаем». Приходили, говорили, всё прекрасно. Потом [был] Зальцбургский фестиваль. Его (губернатора, — Прим. ред.) там не было видно. Он был занят, я так понимаю. Но он даже ассистента не отправил, ни министра культуры — никого.

Когда мы вернулись из Зальцбурга, он отправил нового министра культуры (Вячеслав Торчинский, — Прим. ред.). Он начал спрашивать, почему я мало нахожусь в Перми, почему мы не зарабатываем больше денег. Говорит, летайте в Зальцбург за свой счёт, а спектакли согласовывайте с нами. Это такая атака на терпение. Они проверяли нашу бухгалтерию. Это правильно, я всегда говорю, что нужно всё проверять. Я думаю, что мы были порядочными, поэтому пусть проверяют всё, что захотят. Они проверяли 24 раза в году. Они так хотели показать, что поставили нас на место.

У меня была операция из-за камня в почках, я был в Штутгарте. Мне поставили стент. И они (краевые власти, — Прим. ред.) мне позвонили, чтобы я продирижировал «Ромео и Джульетту» (балет Сергея Прокофьева — Прим. ред.), потому что губернатор хотел пригласить своих друзей. Я поехал в Пермь, продирижировал и вернулся, чтобы сделать вторую операцию. После концерта никто не подошёл сказать спасибо. Даже секретарша цветочек не подарила. У людей такое воспитание.

Фото: Скриншот из видео / «Осторожно, Собчак!»

Я действительно редко бывал в Перми. Моя миссия в Перми — давать людям образование, развивать их вкус и вырастить публику не за счёт количества [концертов], а за счёт качества. Я это и делал. И все самые громкие постановки в Перми создали мы. Пермь, российская провинция, стала державой в мировой культуре. Умные люди, которые живут в этом городе, не покинут его, а захотят остаться, создать консерваторию, образование.

Мой дом в Перми, и я буду продолжать там жить. Но люди и администрация города не ценят этого. После долгих разговоров меня попросили аннулировать гастроли и оставить только 20 % гастрольной деятельности. Они начали выступать как менеджеры, которые, в принципе, не имеют опыта этой работы. Но они думают, что знают лучше нас, что надо делать. Я предупредил, что у меня такая работа. Я понимаю, что хотелось бы больше, но если хотите больше, берите кого-то другого. Я поставил ультиматум и потребовал репетиционную базу, потому что нам негде репетировать, мы репетируем в помойке. Ещё потребовал, чтобы театр начали строить по плану Чипперфильда в 2021 году.

На всё согласились. Потом вдруг говорят, не будет Чипперфильда. Мы приглашаем какого-то неизвестного архитектора, какая-то компания из Петербурга. Какая-то непонятная история. И просто в какой-то момент они делают без меня круглый стол, рядом с губернатором сидит этот человек, чьё имя я даже не хочу произносить (Владимир Кехман, — Прим. ред.). Я даже не знал об этом. Естественно, была конфликтная ситуация. В конкурсе победила компания, у которой не было конкурентов (компания из Санкт-Петербурга, близкая к структурам Владимира Кехмана, до этого проектировала Михайловский и Новосибирский оперные театры, — Прим. ред.).

Фото: Скриншот из видео / «Осторожно, Собчак!»

Я не хочу развалить театр, поэтому сказал, что уеду один. Кто хочет присоединиться ко мне — это его дело и его собственное решение. Чтобы не бросить пермскую аудиторию, я бы хотел продолжать делать Дягилевский фестиваль. Естественно, те, кто пострадает от этой истории больше всего — это наши зрители. Я с большим уважением отношусь к той команде, которая сейчас формируется. В принципе, это хорошая команда, которая остаётся после меня. И я рад, если директором останется Андрей Борисов. Но если директором будет другой человек, тогда все мосты будут сожжены. И я об этом сказал.

Если бы я увидел старание с их стороны, я был бы готов и с крысами продолжать там работать. Потому что я видел бы, что человек не играет в игры, а старается что-то сделать. А когда есть манипуляции, этот человек больше не вызывает у меня доверия в договорённостях. Он кинет! Когда у меня есть 180 артистов хора, которые бросили свои дома в Новосибирске, в Европе и переехали жить в Пермь, я несу за них ответственность. Я могу прощать ошибки, потому что я их тоже делаю. Но когда я вижу, что это не ошибка, а последствия недоверия в договорённостях... я не знаю, что они придумают. Наверное, они думали: «разделяй и властвуй». Есть люди, которые любят интриги и создают проблемы там, где их не существует, чтобы они взяли какой-то контроль. Если всё контролируешь, значит, существуешь.

Фото: Скриншот из видео / «Осторожно, Собчак!»

О звездах

— Звёзды на небесах, а здесь — люди. Есть поумнее, есть поглупее. Адекватно на то, что я делаю, очень сложно смотреть.

О дорогих билетах на концерты

— Хочу отказаться давать концерты там, где дорогие билеты, потому что это неправильно. Когда средняя зарплата — 25 тысяч рублей, ты не можешь покупать билеты в театр за 30 тысяч рублей. Культура должна быть для всех, а не только для обеспеченных.

Фото: Скриншот из видео / «Осторожно, Собчак!»

О музыке как ритуальном искусстве

— Музыка — это ритуальное искусство. Поэтому мне нужно, чтобы люди не только слышали ушами и видели глазами, но и использовали другие органы. Поверили, что есть жизнь после смерти. Мне хочется, чтобы открывалось сердце.

О России

— Русский народ — это потрясающий народ. Но это сложно увидеть, когда находишься в столичных городах. Я бы хотел никогда не уезжать из Перми.

О Европе

— Я не хочу жить за границей. Политический мир Запада не лучше, чем в России. Я не дурак, я жил там 20 лет и знаю, что такое «чёрные полковники» и «европейский тоталитаризм».

О планах на будущее

— Пока рано об этом говорить, но в сердце — Санкт-Петербург. Я с большим уважением отношусь к Гергиеву (Валерий Гергиев — дирижёр, худрук и гендиректор Мариинского театра, — Прим. ред.) и Темирканову (Юрий Темирканов — худрук и главный дирижер симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, — Прим. ред.), но я не дышу их воздухом. У меня скромный труд — лабораторные работы с современной и барочной музыкой. Я вообще не считаю себя гениальным.

Фото: Скриншот из видео / «Осторожно, Собчак!»

Дмитрий Ренанский о том, почему Курентзис крут

В передаче Ксения Собчак говорит о Теодоре Курентзисе с театроведом и музыкальным критиком Дмитрием Ренанским. Он объясняет, почему Курентзис крут:

Дмитрий Ренанский Фото: Скриншот из видео / «Осторожно, Собчак!»

— То, что делает Курентзис — это прямой укол адреналина в сердце. Как работает он, не может сегодня работать никто. На его концертах ты получаешь абсолютно уникальный эмоциональный опыт, это нечто среднее между литургией и рейвом, потому что и то, и то — это вхождение в некое трансовое состояние.

Он появился на большой музыкальной сцене в правильное время и в правильном месте. С одной стороны, это человек, который получил фундаментальное музыкальное образование в Петербурге у профессора Ильи Мусина — учителя великих российских дирижёров. С другой стороны, он музыкант нового сознания, нового времени и нового опыта, который сумел совместить этот колоссальный бэкграунд традиции с абсолютно новым чувствованием. Это сочетание фантастического профессионализма, невероятной работоспособности и уникального дара, как бы пафосно это ни звучало.

Фото: Скриншот из видео / «Осторожно, Собчак!»

Звездой он стал в два этапа. Первый — это выход на лейбле Sony Classical его моцартовских опер, которые услышали по всему миру и очень сильно впечатлились, хотя надо бы сказать русское слово о***ли. Это был тот самый прямой укол адреналина в сердце. Дальше он появляется в 2017 году на Зальцбургском фестивале — главном музыкальном фестивале мира, месте, где делаются карьеры. И после первого спектакля к нему в очередь выстроились все интенданты крупных музыкальных театров мира и всех главных концертных площадок Европы. Это история, когда человек в один момент стал знаменитым.

Курентзис превратил Пермь в музыкальную оперную столицу России. Он перевернул привычную расстановку сил между регионами и столицей. И Дягилевский фестиваль стал местом паломничества культурных туристов со всей России. Потому что раньше как было — если были какие-то прекрасные музыканты в регионах, они давали отчётные концерты в столицах. А Теодор сделал так, что все из столиц начали ездить к нему. Главный спектакль, который он сделал в Перми с великим режиссёром Робертом Уилсоном — «Травиата». Он сказал — нет, ребята, мы в Москву его не повезём на фестиваль «Золотая маска». Вы приедете к нам! Потому что только у себя в Перми мы можем обеспечить вам идеальные условия проведения этого спектакля.

***

  • 21 июня Теодор Курентзис объявил о том, что уходит с должности художественного руководителя Пермской оперы, но продолжит руководить Дягилевским фестивалем. 26 июня на пресс-конференции губернатор Максим Решетников рассказал о противоречиях краевых властей с Теодором Курентзисом, одна из низ — малое присутствие Теодора в Перми и количество постановок театра. На следующий день появилось открытое письмо Курентзиса зрителям и труппе, в котором он обвинил в своем уходе непонимание властей.
  • Информация об уходе Теодора Курентзиса из Перми появилась накануне Дягилевского фестиваля. 19 апреля на закрытом совещании по поводу строительства нового здания оперного театра у губернатора Максима Решетникова присутствовал Владимир Кехман, худрук Михайловского и Новосибирского театров оперы и балета. Тогда краевые власти не подтвердили, что Кехман может стать куратором будущей стройки, однако не исключили, что могут привлечь в качестве консультанта, как видного театрального менеджера.
  • 30 апреля 2019 года Управление капитального строительства Пермского края объявило конкурс на проектирование здания нового театра оперы и балета. В конкурсной документации было туманно сформулировано, какие именно требования предъявляются к внешнему виду здания театра. Источники предположили, что это было сделано намерено, чтобы Владимир Кехман смог реализовать свой проект здания Пермского театра оперы и балета.
  • 7 июня стало известно, что проектировать новое здание театра будет ООО «Группа компаний Строй-Эксперт». Именно эта компания разрабатывала техническую документацию на проведение работ в Михайловском театре в Санкт-Петербурге.
  • После Дягилевского фестиваля зрители Пермского театра оперы и балета, обеспокоенные ситуацией, сложившейся вокруг строительства новой сцены, деятельности театра и его художественного руководителя, написали в адрес губернатора Пермского края Максима Решетникова открытое письмо.
  • Полную версию интервью Теодора Курензтиса смотрите на канале «Осторожно, Собчак».
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+