X

Citizen

Вчера
2 дня назад
19 ноября 2017
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017

Крики, оскорбления и пляски у классной доски

Фото: Abhishek Jacob / Flickr

Пермские СМИ облетела новость об издевательствах учительницы начальных классов над одним из первоклассников. Якобы таким образом педагог мстила мальчику за отказ родителей сдавать деньги на рабочие тетради. Как выяснилось, всё не так просто и однозначно. Деньги с родителей действительно собирали, и не только на тетради. Деньги на тетради были сданы. Учительница действительна довела мальчика до нервного стресса, и не его одного. Мы попытались разобраться, кто за кем стоит, что за чем следует и к чему это всё привело.

«Школа вам ничем не обязана»

По рассказу мамы пострадавшего ученика, поборы практиковались ещё в садике, который входит в одну структуру со школой. Она просила пока не называть ни имён, ни номер школы, опасаясь травли ребёнка. Пока.

— В структуре этого образовательного учреждения есть ещё детский сад. Поборы начинаются уже там: просят деньги на канцтовары, на ковры, мебель, шторы, игрушки. Тогда мы деньги сдавали. Но, когда я вступила в общественную организацию «За право детей на образование», я поняла, что это незаконно, и стала требовать объяснений причин поборов.

Если рабочие тетради включены в обязательную школьную программу, они должны предоставляться бесплатно. На общешкольном собрании я задавала вопрос об этом директору школы. Она замялась, ничего не ответила, но стала рассказывать о том, что их плохо финансируют. Тогда я предложила ей взаимодействие, предложила сделать запрос в Департамент образования об индексации финансирования. Но она сказала, что этого делать не стоит.

Мы не знаем, как и на что тратятся деньги, которые собирают с родителей. Муж сдал тысячу рублей на рабочие тетради. Деньги она брала налом, о чём делала записи в свой ежедневник. Я попросила педагога предоставить отчёт о том, на что потрачены деньги. (Ниже приводится расшифровка аудиозаписи, имеющейся в редакции, — Прим. ред.)

— У меня ещё вопрос о тысяче рублей. Это всё, что вы на неё купили?

— Нет, сейчас я дам все остальные.

— Вы можете мне их не отдавать, а отдать тысячу рублей. Тетради школа должна предоставлять бесплатно.

— У меня нет тысячи рублей. Я вам отдам тетради, которые покупали.

— И чек предоставьте.

— Чек я вам дать не могу. Мы покупали тетради централизованно, через представителя организации, которая выпускает эти тетрадки. У меня общий чек. Расходы на тетради не входят в бюджет школы, потому что тетради одноразовые...

Родительский комитет требовал с нас полторы тысячи рублей на хозяйственные нужды. Мы отказались сдавать деньги. Я не понимаю, кто насчитал именно такую сумму и на что эти деньги собирались тратить. На комитете выступила женщина, которая не представилась. По повестке, она должна была рассказать о том, какие задачи будет решать комитет в течение года. Вместо этого, выступление свелось к выражению её беспокойства по поводу того, что не все сдали по полторы тысячи рублей. Также мы столкнулись с тем, что в нашем классе парты ненадлежащего качества — с зазубренными краями, которые портят одежду. Родители решили отреставрировать парты, для чего собрать по 500 рублей за каждого ученика. В этом я участвовать отказалась, потому что этим заблаговременно должна была заниматься школа. На собрании присутствовал заместитель директора школы по АХЧ. Он начал кричать, что школа нам ничем не обязана.

Если школа как-то извернётся, может хватить и на тетрадки

По словам Веры Захаровой, начальника отдела организации предоставления муниципальной услуги общего образования Департамента образования администрации г. Перми, специальные рабочие тетради покупать не обязательно. Родителям надо просто об этом договориться.

— Официальная позиция следующая: если в образовательной программе школы конкретный учебник или тетрадь предусмотрены, на сайте «вывешены», школа предоставляет их бесплатно. Федеральный перечень учебников формирует Минобр России. Министерство образования и науки Пермского края выделяет на учебники и тетради для одного ученика начальной школы 790 рублей в год. На учеников средних и старших классов — по тысяче с небольшим.

Минобрнауки РФ изжил самый дорогой комплект учебников по программе «Школа 2100», которые были одноразовыми. Сейчас учебники опять многоразовые и если покупаются раз в четыре года, той суммы, которая выделяется на это в Пермском крае, достаточно. Если школа как-то извернётся и придумает какой-то финансовый суперплан, может хватить и на тетради. Понимаете, они же (школы — Прим. ред.) не могут покупать тетради на деньги, выделенные им на другие цели, например, на содержание здания. В нынешней сложной ситуации бюджетного дефицита край даёт деньги на то, на что может.

На самом деле, специальные тетради можно и не покупать. Мы посылали в школы методические рекомендации по этому поводу и комментарий нашего Минобра. Если денег не хватает, пишите в обычных тетрадях. Решение о покупке тетрадей за родительские деньги должен принимать родительский комитет.

Причём же здесь издевательства над детьми? Давайте попробуем разобраться.

Зачем педагог прыгала у доски

Мама упомянутого мальчика полагает, что отношение учителя к её ребёнку предвзятое и связано это с её отказом отдавать свои деньги непонятно на что. Деньги на тетради на одном из родительских собраний сдал её муж.

— Я написала заявление на имя директора школы о том, чтобы нам вернули деньги, сданные на тетради, и обеспечили ими бесплатно.

Раньше ребёнок с удовольствием ходил в детский сад. Но, когда пошёл в школу, всё изменилось. На уроки ходить не хотел, плакал, просил перевести его в другой класс. Начались ночные кошмары: ребёнок просыпался, вскакивал с кровати, плакал.

И было от чего. Вот фрагмент урока, записанный на диктофон, который родители дали мальчику с собой в школу:

-...получился у нас посерединке линии, посмотрите здесь тоже, посерединке линии. (Внезапно срывается на крик.) Ещё раз для тебя сейчас покажу, потому что все дети смотрят, а ты руки грызёшь целый день. На мои пальцы в рот. (Далее тоном пониже.) Все дети смотрят, этот сидит, сам себе в тетрадку. А потом чё попало напишет. (Снова крик, сильные глухие удары): Я зачем тут у доски-то прыгаю? Для чего я здесь скачу, скажи мне? Я бы вот вам сказала, открыли и пишите как хотите. Я зачем здесь скачу, для чего? Кто мне скажет, для чего я прыгаю?
— Чтобы мы аккуратно писали.
— Ещё!
— Чтобы понятно было.
— Ещё!
— Чтобы мы правильно писали.
— Ты понял, как писать? Иди сюда! Иди сюда! На, пиши.

Напоминаем, всё это адресовано первокласснику, проучившемуся в школе меньше месяца. Придя домой после уроков 14 сентября, мальчик рассказал, что учительница ударила его при всех дневником по голове за то, что в дневнике не было вклеенных записок. Их удалила мама ученика, выполнив написанные на них указания.

Учит или калечит?

Мы попросили психологов рассказать о том, какие последствия для ребёнка вызовет такое обращение и к чему это приведёт, если ситуация в классе не изменится.

Николай Стрелков, психолог:

В таких условиях возможно развитие личности по невротическому типу. В школе он будет находиться в состоянии дезадаптации, что может замедлить его психоэмоциональное развитие на этот период. Говорить о каких-то глобальных тотальных последствиях здесь не следует, но локальное отставание может как-то сказаться в дальнейшем. Разрушить его личность учитель, пожалуй, таким образом не сможет. Унижение — это сильный стресс для ребёнка, но, если его вывести из этих условий, через некоторое время последствия нивелируются. Хотя неприятные воспоминания, конечно, останутся.

Психолог Светлана Чергик смотрит на ситуацию менее оптимистично:

Длительное пребывание ребенка во фрустрирующей ситуации — по описанию, в ситуации морального подавления и угрозы физического насилия, приводит к нарушениям сна и неспецифическим соматическим жалобам (от повышенной утомляемости до головной боли и расстройств пищеварения), трудностям концентрации внимания и, как следствие, снижению успеваемости, изменениям в поведении. Последние могут развиваться в сторону усиления различных страхов, в том числе немотивированных, тревожности, выраженной реакции испуга в ситуациях социального взаимодействия или, наоборот, в сторону повышенной возбудимости, раздражительности и агрессивности (от спонтанных эксплозивных вспышек до антисоциальных действий).

Успокоится ли теперь неуравновешенный педагог?

Разговор родителей с учительницей заставляет в этом усомниться. Как выяснилось, педагог начальных классов с 26-летним стажем пользуется своими уникальными методами воспитания и подачи знаний в отношении всего класса. (Ниже приводится расшифровка аудиозаписи, имеющейся в редакции, — Прим. ред.)

— Я очень недовольна вашим и педагогическими методами, тем, что вы занимаетесь рукоприкладством и унижаете моего сына.

— А что, я его унижаю? Почему вы верите ему?

— А почему я должна подвергать сомнению слова моего ребёнка? Мы доверили его вам. А вы глумитесь над детьми. Вы доводите ребёнка до слёз, оскорбляете. У него что, нет права на ошибку?

— Как я их оскорбляю?

— Называете тупыми, безголовыми, бестолковыми.

— Я?

— На каком основании вы их не отпускаете в туалет во время урока?

— Как не отпускаю?

— Был случай, когда у вас на уроке девочка просто описалась.

— Где?

— Мы собираем факты, и у нас есть доказательства.

— Вы такой ужас говорите сейчас!

— Мы сделали аудиозапись целого урока.

— А кто вам позволил делать аудиозапись?

— А кто сказал, что нельзя?

— Объясните мне, как вы сделали эту аудиозапись.

— Мы всё объясним на педагогическом совете. Пускай совет решает, что делать с таким педагогом.

— Я просто спрашивала ответы на свои вопросы.

— Почему тогда ребёнок после ваших вопросов ревёт?

— Я не знаю, почему ты, Даша, плакала. Она сказала: «Я не знаю, как это выполнять». Стояла здесь, у доски. Я другого стала спрашивать. Потом разобрались.

— (Ребёнку) На тебя кричала учительница? (Учителю) Почему вы кричите на детей? Вы их пугаете. У вас вообще есть опыт работы с первоклассниками?

— У меня опыт достаточно большой. У меня это получается не хуже, чем у других. Я не знаю, почему у вас предвзятое ко мне отношение. Если я вас не устраиваю, можете уйти...

— «На, погрызи мои руки» — это что за реплика?

— Так если он грызёт ногти, надо отучить.

— Он начал их грызть, когда стал у вас учиться. В садике никаких замечаний не было... И это такой педагогический метод — засунуть свои руки ему в рот?

— А я совала, что ли?

— Я хотела бы, чтобы вы извинились перед моим сыном.

— Я извинюсь только тогда, когда это будет нужно...

— Ваши крики в классе слышит половина школы, нам рассказывали об этом не раз ученики старших классов.

— Ладно, я соглашусь, что я кричу, что я эмоциональна... Не думала, что так относиться к учителям могут люди.

Очевидно, родители тоже не думали, что учителя могут так относиться к детям.

***

Продолжение следует.

Учительница пока по-прежнему преподаёт в школе. Мама пострадавшего первоклассника направила жалобу на действия педагога и директора школы в прокуратуру и обещала держать нас в курсе событий. А мы постараемся узнать о прошлом директора и педагога (по сведениям источника «Звезды», родные сёстры), которые когда-то почему-то дружно уволились из школы в одном из областных городов и перебрались в другую школу, за сотни километров от прежнего места работы.