X

Новости

Вчера
2 дня назад
16 сентября 2019
Фото: Иван Козлов

Наиля Аллахвердиева: Почему мы должны сгорать от стыда от выходок министра культуры?

Руководство музея PERMM в лице директора Елены Щербаковой определилось с виновным в срыве сроков открытия выставки «Мои университеты», посвящённой 100-летию высшей школы на Урале. Об этом рассказала арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева, которая и была назначена виновницей того, что выставка открылась на 21 день позднее назначенного срока.

Ранее «Звезда» писала об этой истории. Из статьи явственно следует, что открытие выставки задержали бесконечные проверки и предварительная цензура со стороны Минкульта, спровоцированные преждевременным «вбросом» в министерство чернового варианта концепции выставки. Утечка документов произошла по инициативе директора музея PERMM и без ведома Аллахвердиевой. На момент планируемого открытия выставки директором Щербаковой не был подписан ни один необходимый договор.

Очевидно логическая связь между вмешательством администрации в работу творческого коллектива музея и задержкой открытия выставки оказалась слишком сложной для понимания чиновниками, поэтому заместитель министра Ирина Ясырева направила руководству музея письмо с требованием найти виновных и наказать. В ситуации, когда один виновный требует от второго виновного найти какого-нибудь другого за всё сразу виноватого, чтобы наказать, абсурдные результаты ожидаемы.

«Мне вынесли замечание с удивительной формулировкой, — пишет Наиля Аллахвердиева в своём блоге в Facebook, — „за невыполнение моих должностных обязанностей, которые повлекли вмешательство министерства культуры ПК“. Хочу сообщить, что это наглая, запредельная ложь, потому что всё было совсем наоборот. Помимо замечания, мне вынесли финансовое взыскание, которое вступит в силу через 2 месяца и составит 35 т. р... Это означает ещё и то, что у меня не будет квартальной и годовой премии.

Хочу обратить также внимание на изощрённый садизм в системе нашей музейной коммуникации — извещение о замечании мне вручили накануне открытия выставки, что очень помогло мне „расслабиться“ после недели авральной подготовки, а извещение о финансовом наказании на следующий день после открытия. Вообще-то я заслуживаю как минимум извинения со стороны всех „сопричастных“ и, как максимум, благодарности и комфортных условий работы».

Фото: Иван Козлов

Это далеко не первый конфликт между директором и творческим руководителем музея, однако Наиля Аллахвердиева полагает, что вовлечение в это Министерства культуры и активное участие последнего в конфликте на стороне администрации музея — это та самая черта, за которой кулуарное решение проблемы перестаёт быть возможным.

Её мнение разделяют не все творческие сотрудники музея PERMM. Многие из них по-прежнему очень сдержаны в комментариях, полагая, что дальнейшее раздувание конфликта навредит музею. Однако количество полученных кратких комментариев позволяет свести их примерно к следующему:

«Ситуация очень непростая. Конфликт между Еленой Щербаковой и Наилей Аллахвердиевой давний. По мнению многих, перевод конфликта в публичную плоскость неконструктивен и вредит музею.

Коллектив очень хотел бы, чтобы творческой команде музея доверяли, ценили её профессионализм, чтобы не было предварительных цензурных просмотров ещё не открывшихся выставок. Это очень мешает работе. Вероятно, в основе такого поведения администрации лежит страх конфликта с теми городскими активистами, которые готовы свою нелюбовь к современной культуре выражать заявлениями в прокуратуру. У Минкульта есть дефицит доверия музею. Мы считаем Наилю творческим лидером, доверяем ей и надеемся, что компромисс будет всё же найден».

Очевидно, повод для перестраховок и частичной эвакуации из Перми перед каждым открытием новой выставки у администрации музея есть. Это внешнее проявление внутренней цензуры, порождённой страхом перед бдительными и не в меру активными гражданами, которые без устали заваливают прокуратуру жалобами на содержание выставок. О том, как выглядят результаты ответной активности прокуратуры и прочих надзорных органов изнутри, нам рассказала Валерия Олейник, куратор выставки швейцарских художников Герды Штайнер и Йорга Ленцлингера «Пикник», которая проходила в декабре прошлого года:

«Я с директором не общалась. Швейцарцы несколько удивлялись тому, что директор музея с ними даже не встретилась. Они с таким ещё не сталкивались. Честно говоря, ситуация была ужасная. Выставка готовилась примерно месяц, и всё это время музей „стоял на ушах“ — были проверки прокуратуры, постоянно приезжала полиция. Это было связано с выставкой современного азербайджанского искусства „Конфетные горы, нефтяные берега“, которая проходила до нас. Какой-то религиозный активист написал в прокуратуру заявление, в котором обвинял музей в развратных действиях в отношении малолетних. Я давно работаю в искусстве, но такой травли не видела нигде. Это шокировало и швейцарцев. Было очень жаль сотрудников музея, которые, вместо того чтобы заниматься подготовкой выставки, были вынуждены писать какие-то бесконечные объяснительные и справляться со всеми напастями.

Потом этот же странный человек написал и про нашу выставку — что-то про пень, который не оттуда, откуда надо. Это было удивительно».

«Письма „трудящихся“ регулярно приходят. У нас ведь теперь новый вид спорта — напиши заявление в спецорганы на учреждение культуры», — подтверждают сотрудники музея слова Олейник.

Однако дело городских сумасшедших — портить жизнь вменяемым гражданам, дело правоохранительных органов — адекватно реагировать на все «сигналы», дело музея — нести искусство людям, а Минкульта — помогать ему в этом. Но что-то явно пошло не так.

Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!

Экспонат выставки «Мои университеты» Фото: Иван Козлов

«В таких условиях я не только не могу, но и не имею права работать», — воскликнул бы булгаковский Преображенский. Что-то в этом роде заявила и творческий руководитель музея PERMM, обратившись к СМИ, общественности и лично губернатору Виктору Басаргину:

***

  • Смотрите фоторепортаж Ивана Козлова с выставки «Мои университеты», посвящённой 100-летию высшей школы на Урале.
  • Читайте также о том, как на открытии выставки в PERMM её куратор, известный художник Александр Шабуров обратился к Игорю Гладневу с предложением уволить директора PERMM Елену Щербакову.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь