X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Без ансамбля. Восемь самых безнадёжно испорченных видов Перми

История с возможной застройкой территории стадиона «Молот» привлекла внимание городских СМИ и активистов по многим причинам, среди которых (пусть и не в числе главных и наиболее обсуждаемых) была и судьба архитектурного ансамбля ДК имени Ленина — появление за ним многоквартирных жилых домов в перспективе могло бы испортить вид на помпезный Дворец культуры и площадь перед ним. При этом многие горожане вообще не видят здесь какой-либо проблемы, а между тем, сохранение архитектурных ансамблей — важная задача, поскольку они в значительной степени формируют городскую среду, в которой мы живём. В связи с этим «Звезда» вспомнила ещё несколько ярких примеров подобного рода.

Если уж начинать с азов, то вот словарное определение архитектурного ансамбля: это «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». Любой архитектурный ансамбль предполагает единство пространственных решений — оно относительно легко достигается в том случае, если ансамбль проектируется и создаётся единовременно, оставаясь неизменным в течение долгого времени.

Но на практике такое случается очень редко. В городах, где регулярно возводятся новые здания и уничтожаются старые, не имеющие охранного статуса, ансамбли существенно видоизменяются с годами — и чаще всего в худшую сторону, потому что новые поколения строителей и проектировщиков нередко преследуют чисто практические цели и не учитывают контекст, в котором им приходится работать.

К тому же пространственное решение, в отличие, скажем, от конкретного памятника, вещь эфемерная и за редчайшим исключением (например, когда речь идёт о статусе достопримечательного места) никак не защищённая законом, поэтому при взгляде на те или иные изменения в окружающем городском пейзаже градозащитникам и неравнодушным горожанам чаще всего остаётся просто разводить руками. При этом ансамбль или знакомый многим поколениям горожан «открыточный вид» — вещь с точки зрения восприятия города не менее ценная, чем отдельные здания, площади и проспекты.

Сегодня в Перми это большая проблема: отсутствие соответствующего понимания со стороны чиновников и застройщиков меняет город до неузнаваемости. Чтобы сделать этот процесс более наглядным, мы выбрали несколько характерных примеров.

1. Здание «Лукойла» в Разгуляе

При взгляде на фасад здания проблема не особенно бросается в глаза, ведь никакого устоявшегося ансамбля здесь нет: ещё десятилетие назад с этого ракурса открывался вид на неприметное трамвайное депо, которое впоследствии было снесено.

Фото: Иван Козлов

Однако всё меняется, если взглянуть на здание не с фасада, а с одной из важнейших точек панорамного восприятия (которые сами по себе, по идее, должны являться объектами охраны), расположенной около Планетария (если помните, там даже стоит бинокуляр, чтобы рассматривать красоты Разгуляя было сподручнее). То, что вы видите на фотографии на переднем плане, часть достопримечательного места под названием «Егошихинский медеплавильный завод», и его исторический облик грубо и непоправимо изменён глухой стеклянной стеной лукойловского здания:

Фото: Иван Козлов

Но история с Разгуляем всё же не самая очевидная: чтобы оценить её, нужно как минимум выбрать верную точку обзора, а также понимать, что такое в принципе ансамбль и исторический облик достопримечательного места. Есть в Перми и примеры гораздо более явные и кричащие, восприятие которых не требует никаких особых знаний.

2. Дом офицеров пермского гарнизона

Построенный в 1943 году Дом офицеров — памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Прямо за ним возвышается ЖК «Доминанта», построенный на месте бассейна и прозванный «Чёртовым пальцем» — вероятно, из-за специфической конструкции и остроконечных башенок.

Фото: Иван Козлов

3. Проектно-технический институт технологии ТЭК

Проектно-технический институт технологии ТЭК на Островского, 60 — это конструктивистское здание, в котором изначально размещался коммунально-строительный техникум. Оно было построено в середине тридцатых и сегодня является памятником регионального значения. Недавно вплотную за ним была построена новая жилая семиэтажка, контуры которой теперь буквально сливаются с контурами памятника, что, конечно, мешает восприятию единственного исторически значимого архитектурного объекта на одном из самых оживлённых пермских перекрёстков.

Фото: Иван Козлов

4. Дворец культуры имени Солдатова

Ну и раз уж мы упомянули канонические примеры, нельзя обойти вниманием самый вопиющий из них. Построенный в сороковые годы прошлого века Дворец культуры имени Солдатова и площадь с фонтанами перед ним представляли собой, пожалуй, один из самых изящных архитектурных ансамблей в городе. Но появление высотки бизнес-центра «Грин-Плаза» внесло в этот открыточный вид свои коррективы. Сейчас это катастрофическое влияние ещё не так заметно, поскольку с конька крыши ДК недавно убрали для реконструкции скульптуры, которые совершенно терялись на фоне остекления бизнес-центра.

Фото: Иван Козлов

Впрочем, общественник Денис Галицкий в своё время предложил крайне элегантный способ восстановить гармонию архитектурного ансамбля так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Вот так выглядит визуализация его идеи:

Фото: Денис Галицкий

5. Детский клуб «Муравейник»

А вот вид на построенное в 1912 году Кирилло-Мефодиевское училище, в котором после революции находился детский клуб «Муравейник». Говорить о каком-то многосоставном ансамбле здесь трудно — собственно, других исторических зданий и объектов, кроме самого «Муравейника», в поле нашего зрения не сохранилось. Однако он находится в границах достопримечательного места «Комсомольский проспект», в отличие от ЖК «Онегин», который построен ровно за его границей и из-за которого полноценное восприятие «Муравейника» с единственной адекватной обзорной точки становится практически невозможным:

Фото: Иван Козлов

6. Комсомольский проспект

Ещё более характерный пример, связанный с бесцеремонным отношением к Компросу как достопримечательному месту, зелёно-белая высотка ЖК «Арсенал», которая вот таким вот образом вторгается в гармоничную перспективу проспекта:

Фото: Иван Козлов

7. Речной вокзал

А вот вид на Речной вокзал — именно таким его каждый день видят тысячи пермяков, пересекающих Коммунальный мост (надо полагать, что с какого-либо другого ракурса — с набережной, с реки или из Средней Курьи — его наблюдает гораздо меньшее количество людей). Вид на Речной практически полностью забит чёрно-стеклянным кубом, строительство которого продолжалось полтора десятка лет. Местные СМИ неоднократно писали об этом мучительном процессе, в котором не вызывала симпатий ни одна сторона: ни власти, которые закошмарили предпринимателя, ни предприниматель, которому в голову пришло возводить этот гроб в одном из красивейших мест на набережной. В итоге всё выглядит так, как выглядит:

Фото: Иван Козлов

Вблизи, кстати, всё ещё хуже, что отлично видно из недавнего гневного поста руководителя PERMM Наили Аллахвердиевой.

8. Спасо-Преображенский кафедральный собор

И, наконец, последнее (только в нашей подборке, но не в городе). Если вы давно не были на правом берегу Камы в районе городского пляжа, то вы, возможно, сильно удивитесь, узнав, что даже один из самых популярных видов Перми, архитектурный ансамбль Кафедрального собора, контуры которого вызывают устойчивую ассоциацию с городом, больше не такой, как прежде. С недавних пор его неотъемлемой частью стали высотки ЖК «Гулливер»:

Фото: Иван Козлов

***

Ранее мы писали о том, как в историческом центре появилось здание в виде огромного логотипа «Лукойла», и почему жители Разгуляя были этому недовольны.

Читайте также нашу статью, почему нужно сохранять исторические черты Разгуляя.

О здании Проектно-технологического института экологии ТЭК можно узнать из статьи Ивана Козлова, посвященной пермскому конструктивизму.

«Муравейнику» и другим зданиям, выполненным в неорусском и псевдорусском стилях, посвящен еще один обзор Ивана Козлова.

О Комсомольском проспекте у нас тоже есть статьи —здесь и здесь. А Разгуляю мы посвятили четыре прогулки — они здесь, здесь, здесь и здесь.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь