X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Иван Козлов
196статей

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Ракеты в Бойных переулках: экскурсия по северу Язовой

Один из самых холодных и коротких дней в году Иван Козлов посвятил прогулке по кварталам около завода «Машиностроитель» — на этот раз экскурсия оказалась очень короткой (что только к лучшему, учитывая морозы, которые стояли в прошедшие выходные), но от этого не менее содержательной.

Большой микрорайон Язовая тянется от площади Восстания до Чапаевского — несколько километров между Соликамским трактом и берегом Камы. Год назад мы его уже посещали, но меня так огорчила утрата старой конструктивистской школы, что я поспешил убраться оттуда и оставил без внимания северную часть микрорайона — в основном это кварталы, расположенные около железнодорожной станции Юбилейной. Их мы в этот раз и исследуем, а начнем с Соликамского тракта — увидев ещё из автобуса это огромное красное кресло, я внутренне порадовался, что хотя бы одна странная достопримечательность уже точно будет в этой экскурсии.

Фото: Иван Козлов

Вот так выглядит часть микрорайона Язовая в окрестностях автобусной остановки «Завод „Машиностроитель“». На вершине холма — здания Второй Вышки.

Фото: Иван Козлов

Ещё пару лет назад остановка называлась «Промкомбинат», но её переименовали. Мне не очень нравится идея называть остановки транспорта в честь предприятий — мало ли их ещё сменится на нашем веку. Но тут такое переименование кажется более чем оправданным — кроме завода в окрестностях все равно нет ничего значительного (окей, если не считать красный диван), а самая широкая улица с аллеей ведет от остановки напрямую к его проходным, пересекая железнодорожные пути (на горизонте видно Мотовилиху):

Фото: Иван Козлов

Завод «Машиностроитель» был создан (точнее, перестал быть филиалом завода имени Ленина и стал самостоятельным предприятием) в 1967 году, а в 1988-м получил свое актуальное название. Вывеску с тех пор явно обновляли, но сохранили узнаваемый шрифт тех времен, молодцы.

Фото: Иван Козлов

Никогда не видел, чтоб какое-то предприятие так заморачивалось над внедрением социальной дистанции — здесь для этого сконструировали целый лабиринт, который не позволяет рабочим стоять рядом друг с другом (по крайней мере, по мысли его создателей). Не знаю уж, как на практике.

Фото: Иван Козлов

Завод производит авиационное, нефтепромысловое и разное прочее оборудование. В год его пятидесятилетия перед проходными установили вот такую штуку — это транспортно-пусковой контейнер ракеты того типа, которыми были оснащены боевые железнодорожные ракетные комплексы. Вот тут подробнее расписано, если вдруг вам интересно. БЖРК представляли собой специально сконструированные составы, которые должны были перевозить (и в случае необходимости запускать) стратегические межконтинентальные ракеты. Такие составы назывались загадочно-угрожающе — например, «поезд-призрак» или «поезд номер ноль», — но их немногочисленные экземпляры, созданные в двадцатом веке (за исключением нескольких, отданных в музеи), к концу нулевых демонтировали, распилили и уничтожили. Лет пять назад, правда, возникла идея воссоздания подобных составов под именем «Баргузин», но к 2017 году проект свернули — что-то там, извините за каламбур, опять не взлетело.

А ТПК ракеты остался заводской гордостью и теперь вот стоит на постаменте.

Фото: Иван Козлов

Рядом с этим футуристичным мемориалом, посвященным жертвам ВОВ:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Ну ладно, пора отсюда двигать и отыскать ещё что-нибудь интересное, а то весь материал уже выглядит как нативная реклама «Машиностроителя»

Фото: Иван Козлов

Не знаю, можно ли назвать «интересным» остановочный пункт станции «Юбилейная», но мне нравятся такие брутальные архитектурные формы:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Что до жилых кварталов этой части микрорайона Язовая, то в них можно обнаружить несколько очень любопытных старых домиков:

Фото: Иван Козлов

Возраст этого дома я определить не берусь, но всё равно помещу его здесь — мне он кажется совершенно очаровательным:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Остальные дома в этих кварталах попроще — они выделяются разве что резными деревянными наличниками:

Фото: Иван Козлов

А это уже пример современной архитектуры — странноватый дом-пирамида на улице Березниковской:

Фото: Иван Козлов

На улице, ведущей к проходным, стоит похожая на бункер закусочная. Ещё относительно недавно такие закусочные были почти на всех призаводских территориях, но позакрывались — похоже, что и эта в том числе. Помню, что в своё время это очень огорчило основателя магазина «Фаланстер» Бориса Куприянова, который называл кафе-шашлычную у проходных Мотовилихинских заводов примером формата настоящего европейского бара. Я уже не вспомню, что и кода там делал Куприянов, но историю эту запомнил и возмущение разделяю.

Фото: Иван Козлов

Постепенно возвращаемся к автобусной остановке на улице Соликамской — около неё стоят такие вот полузаброшенные ворота с советскими паттернами и красной звездочкой:

Фото: Иван Козлов

Лестница, которая начинается сразу за остановкой, могла бы привести нас на Вторую Вышку, но, как и в случае с предыдущей экскурсией по Гарцам, нам туда не нужно.

Фото: Иван Козлов

Лучше пройдем немного в сторону следующей остановки — Балмошной. Подробно задерживаться я тут не буду, потому что когда-то довольно подробно исследовал Соликамский тракт и этот его участок в том числе. Правда, почему-то забыл упомянуть о муниципальном приюте для животных, который находится на Соликамской, 271. Подписывайтесь на его аккаунты — например, в инстаграме — и немедленно разбирайте оттуда всех зверей.

Фото: Иван Козлов

Есть распространенная и довольно дурацкая точка зрения, что приютские собаки трудно поддаются воспитанию. Пусть она вас не смущает: мы с женой пару лет назад взяли оттуда собаку и вообще ни о чём не жалеем, привет:

Фото: Иван Козлов

На стене дома в переулке, ведущем к приюту, баллончиком написано что-то про бойню для собак. Я был там довольно давно и не знаю, какая сейчас в приюте обстановка, но в любом случае собакам там делать нечего, им нужен дом. Но я не об этом вообще: довольно стрёмная ирония в том, что приют расположен по соседству с Бойным переулком. Более того, вся та часть микрорайона, по которой мы только что ходили, только из них и состоит: перпендикулярно железнодорожным путям расположен просто Бойный переулок и четыре Бойных с нумерацией. Например, рабочие каждое утро ходят на завод по 1-му Бойному переулку. Если уж я бы стал переименовывать какие-нибудь пермские улицы, то в первую очередь такие.

Фото: Иван Козлов

А эта экскурсия, в принципе, завершилась — мы дошли до остановки Балмошной. Только ещё один момент. Листая прошлогодний материал про Соликамскую улицу, ссылка на который размещена выше, я наткнулся вот на какой абзац, посвященный перекрёстку Соликамской и Гашкова:

На перекрёстке расположено нечто среднее между оптовой базой, ремесленной мастерской и арт-кластером. Тут принимают металл, торгуют стройматериалами, скупают картины пермских художников, вырезают по дереву и приглашают посетить букинист и шахматный клуб. Все эти объявления подписаны одним телефоном, который не отвечает, а ворота всегда на замке. За забором хозяин возвёл какое-то довольно безумное строение, которое угадывается только по дозорной башенке, торчащей из крон деревьев. Когда-нибудь я всё-таки застану там хоть кого-то и разгадаю эту загадку, а то она пока что не даёт мне покоя.

Так вот — застал, разгадал, ура. Но про это — отдельный материал, чуть попозже.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь