X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
02 июня 2020
Фото: Константин Долгановский

Коллекторские агентства. Чем красен долг: платежом или кровью?

Что из себя представляют коллекторские агентства и на что их сотрудники имеют право? Мы попытались разобраться, чем ограничиваются полномочия коллекторов и зачем они вообще нужны.

По статистике, банки реализуют через коллекторские агентства до половины просроченной задолженности граждан. При этом наиболее часто банки уступают коллекторам задолженность по необеспечённым потребительским кредитам, поскольку величина каждого из них невелика относительно издержек на самостоятельное или судебное взыскание.

Однако если на Западе, откуда пришла коллекторская практика, деятельность таких компаний строго регламентирована, то в России она нередко напоминает грубое выбивание денег в 90-е годы. В нашей стране, к примеру, нет закона, аналогичного американскому «О добросовестной практике взимания долгов», который и регламентирует в США работу коллекторов уже более тридцати лет. В результате и появляются систематические жалобы россиян на действия коллекторских агентств в контролирующие и надзорные органы, противоречивая судебная практика и, наконец, недовольство самих коллекторов по поводу сложившегося в обществе негативного представления о них.

Главная проблема заключается в том, что все участники соответствующих правоотношений вынуждены руководствоваться крайне разрозненными положениями гражданского и банковского законодательства, нормами в области защиты прав потребителей, которые изначально принимались без учёта данного рынка услуг и не позволяют сегодня однозначно и комплексно его регулировать.

Коллекторские агентства — это коммерческие организации с общей правоспособностью, не обладающие каким-либо особым правовым статусом или властными полномочиями. Сама по себе деятельность коллекторов не лицензируется, данные компании не аккредитуются, а их услуги не стандартизируются. Инструменты разрешения споров и конфликтных ситуаций для коллекторов такие же, как и для других граждан и организаций: суды, правоохранительные органы, претензионная работа и переговоры.

При этом наибольшую известность коллекторские агентства получили в связи со своей деятельностью по взысканию задолженности по кредитам. Однако стоит отметить, что они также занимаются долгами по ЖКХ, телекоммуникационным услугам, проверкой залогового имущества, долговым консалтингом. Также существует отдельное направление — корпоративные коллекторы, которые специализируются на долгах организаций.

Как работают коллекторы

Действия коллекторов нередко бывают опасны для здоровья и жизни должников. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить нашумевшую не так давно историю о том, как пермяк был убит из-за долга в тысячу рублей.

Напомним, Андрей Черных занял небольшую сумму у одной из микрофинансовых организаций, однако вовремя долг не вернул. После звонка коллекторов он вместе со своим другом Никитой Пальяновым отправился с ними на встречу. Как только молодые люди вышли из машины в назначенном месте, коллекторы начали их избивать. В результате Никита Пальянов умер в реанимации, а сам должник Андрей Черных получил серьёзные травмы. В настоящее время следователи разбираются в данной ситуации. По факту убийства уже возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

Сегодня журналист Сергей Лекомцев выложил на своей странице в Facebook фотографию подъезда, в котором так же «поработали» коллекторы.

В апреле этого года в Санкт-Петербурге из окна десятого этажа дома на Прибрежной улице выбросилась пятиклассница. Ее доставили в больницу в тяжелом состоянии. То, что выяснилось в ходе расследования, вызвало возмущение у всего города. Оказалось, до попытки самоубийства девочку довели коллекторы. Семья жила в съёмной квартире, а долг «висел» на сыне её владельца. Коллекторы регулярно звонили по домашнему телефону, требуя выплаты долга. Угрожали — в том числе и ребёнку.

В Топкинском районе Кемеровской области из-за телефонных угроз коллекторов пыталась уйти из жизни мать пятерых детей. Причём коллекторы преследовали не только 52-летнюю женщину, но и её родственников и знакомых.

Как себя вести, если к вам пришли коллекторы

Случаи, когда коллекторы бесцеремонно вмешиваются в личную жизнь и совершают противоправные действия, — к сожалению, не редкость. К слову, на территории Перми на данный момент работают почти четыре десятка организаций, чья деятельность связана с коллекторскими услугами. А потому, если вы являетесь должником и имеете хотя бы один просроченный кредит, будьте готовы к тому, что и к вам придут или позвонят коллекторы. При этом нужно знать, как правильно общаться с такого рода «специалистами», чтобы это было максимально безопасно для вашего здоровья и психики, а также не выходило за рамки правового поля. Существует несколько правил общения с коллекторами, о которых должен знать каждый заемщик.

  • Если беседа происходит по телефону, то стоит в первую очередь попросить собеседника представиться, а также узнать, какую именно компанию он представляет и его контактный телефон. Если ответ не получен, разговор можно смело прекратить.
  • Если в ваш адрес прозвучали угрозы, необходимо сообщить собеседнику, что разговор записывается, и по данному факту вы обратитесь в органы внутренних дел. Именно поэтому все разговоры с коллекторами действительно необходимо записывать.
  • Если звонят коллекторы, то в разговоре должны соблюдаться правила этикета — нельзя позволять унижать и оскорблять вас, а также допускать оскорбления со своей стороны.

Если же беседа происходит при личной встрече, то действуют следующие правила:

  • В случае, если к вам домой пришли и пугают коллекторы, то вы вправе не пускать их в квартиру. Однако не стоит полностью избегать встречи с ними. Необходимо договориться с коллектором о встрече, которая поможет найти варианты выхода из сложившейся ситуации.
  • Если назначенная встреча будет проходить в офисе агентства, необходимо взять с собой все документы, которые подтверждают сложившуюся ситуацию.

Учитывая, что коллекторы прежде всего используют механизмы психологического воздействия, нужно не забывать о главном правиле — сохранять спокойствие и не терять терпения.

Марина Стрельникова, психолог:

— При общении с коллекторами ведите себя естественно, спокойно. Даже не вздумайте что-то доказывать. Не нужно сообщать свои личные данные о кредитах в банке, имуществе, находящемся в собственности. Не вздумайте рассказывать о своих близких, вообще старайтесь не отвечать на вопросы такого характера. Помните, грубить тоже не надо, отвечайте нормально так, чтобы не вызвать у человека неприязни к вам. Не унижайтесь, умоляя об отсрочке, этим вы только покажите, настолько жалки и что на вас можно давить.

Юрист Андрей Перевозчиков, занимающийся частной практикой, рассказывает, что случаев, когда люди обращаются с жалобами на действия коллекторов, совсем немного. В основном должники понимают, что сами стали причиной возникновения такой ситуации, и предпочитают терпеть угрощы и унижения.

Тем не менее проще воспользоваться услугами профессионального юриста, чтобы не довести ситуацию до критичной, поскольку известны случаи, при которых моральным давлением коллекторы доводили должников даже до попыток самоубийства. В этом деле важно идти на контакт с банком, вполне вероятно, что удастся решить вопрос с об уменьшении процентов, о приостановлении начисления процентов или перерасчёте суммы долга. Для этого нужно встретиться с банковскими работниками, объяснить ситуацию, найти компромисс и расписать реальный график погашения задолженности.

Андрей Перевозчиков, юрист:

— Коллекторские агентства растут как грибы после дождя, поскольку люди видят, что на этом можно заработать. Отчего все эти крики по телефону, угрозы должнику и его родным? Это идёт от бессилия, потому что правовыми методами коллекторы не могут обеспечить взыскание с должника денежных средств. Не только должники банков часто неграмотны юридически, но сотрудники коллекторских агентств действуют без законодательной базы. Да и законы, которые регламентировали бы деятельность коллекторских агентств, в России пока достаточно «сырые». Поэтому не стоит прятать голову в песок и делать вид, что если я забыл о том, что не выплачиваю кредит, то проблема исчезнет сама собой. Бездействие чаще всего приводит к тому, что сумма долга растёт, дело передается коллекторам, и проблема нарастает, как снежный ком.

К слову, хамским поведением и моральным давлением сотрудников коллекторских агентств уже заинтересовались и на государственном уровне. Так, депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов внёс на рассмотрение парламента законопроект, который должен запретить коллекторам донимать недобросовестных заемщиков звонками и письмами, а также любыми другими действиями «наносить вред физическому, психическому или духовному здоровью граждан».

Если федеральная инициатива Милонова будет принята, вскоре она поступит на рассмотрение Госдумы. Как сообщается в пояснительной записке, актуальность документа подтверждается многочисленными сообщениями в СМИ о попытках со стороны коллекторов вернуть долг с применением «порчи имущества, угроз, шантажа».

В связи с этим Милонов предложил ряд изменений в действующее законодательство. В частности, он предлагает запретить коллекторам «совершать действия, причиняющие вред здоровью, физическому, психическому, духовному благополучию граждан». Агентства смогут звонить и отправлять смс-сообщения с просьбой погасить задолженность только один раз в сутки и только в период с 10:00 до 21:00 в будни и с 12:00 до 18:00 — в праздничные дни.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь