X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Тимур Абасов
86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Как в пермских школах организуется жизнь по карточкам?

С сентября этого года 130 общеобразовательных школ города (за исключением коррекционных учреждений) должны обеспечить учащихся электронными карточками, с помощью которых можно будет оплачивать питание в школьных столовых, следить за посещаемостью ребёнка и даже брать книги в библиотеке. Однако новый проект вызвал неоднозначную реакцию и у педагогов, и у родителей.

Поставщики услуги «Электронная карта школьника» ещё пару лет назад обнаружили этот девственно чистый пермский рынок. Тогда же первые электронные карты появились почти в 70 школах города. Где-то они были приняты на ура и прижились, а где-то были розданы ученикам, но так и остались лежать среди груды прошлогодних тетрадей. Некоторые школяры и вовсе умудрились потерять не пригодившийся «пластик».

Тем не менее руководитель департамента образования администрации Перми Людмила Гаджиева на прошлой неделе заявила на пресс-конференции о масштабной реализации нового проекта. Кроме журналистов, туда были приглашены директора школ, успешно внедрившие новую систему, родители, поддержавшие проект, и представители компаний поставщиков новой услуги.

Всеми силами спикеры на пресс-конференции пытались доказать родительскому сообществу пользу новой услуги, чтобы последние не воспринимали новшество «в штыки». Но, похоже, целевая аудитория была выбрана не совсем верно — ведь в нашей взрослой, родительской, жизни мы давно привыкли ко всевозможным пластиковым картам, удобство которых уже никто не оспаривает. Но, прежде чем ответить на вопрос, что тормозит реализацию нового проекта, давайте разберёмся: что это такое — электронная карта школьника?

Действительно, пластиковые карты очень прочно вошли в нашу с вами жизнь. Сегодня мы не представляем себя без банкомата или онлайн-банкинга. И, пожалуй, только школа до последнего времени отставала от этого технического прогресса: мы по старинке сдавали деньги на питание классному руководителю или самому активному родителю, взвалившему на себя ношу сбора средств. Вечерами мы интересовались у ребёнка, чем его кормили в школе, и наше чадо, честно глядя нам в глаза, сообщало о пюре и котлетке, а на самом деле оно с удовольствием грызло на перемене чипсы из соседнего киоска.

Мы заставляли ребёнка отправлять нам SMS-отчёты о приходе в школу и выходе из неё. С подобными элементами «ручного» контроля знакома наверняка большая часть родителей. Как раз его и должна была, по замыслу инициаторов, упразднить электронная карта школьника. Именно на карту через специальные банкоматы, установленные (в идеале) в фойе школы, родители могли бы закидывать деньги на питание. А в школьной столовой, вставив карту в специальный терминал, ребёнок мог бы оплачивать либо комплексные обеды, либо те же пиццу и компот — кому что больше нравится. При этом родитель, оформив доступ в личный кабинет на сайте компании-поставщика данной услуги, своими глазами видел бы меню. Там же, в Личном кабинете, либо заказав SMS-оповещение (эта услуга стоит от 100 рублей в месяц, в отличие, например, от сообщений на электронную почту, стоящих порядка 10 рублей в месяц), можно было бы проконтролировать вход-выход ребёнка из школы, отменив обязательные SMS своего чада, которые он иногда просто забывал отправлять. Теперь, как только ребёнок пройдёт через специальный турникет, установленный на входе в школу, родители могли бы получать сообщение, например, на электронную почту. Естественно, всё это делается не с точки зрения тотального контроля над ребёнком, а исключительно для безопасности ребёнка и спокойствия родителей. В перспективе, по заявлению Людмилы Гаджиевой, с помощью карты школьники смогут брать книги из библиотеки и пользоваться услугами дополнительного образования.

Так почему же внедрение такой удобной системы не встречают на ура все участники этого процесса?

Как рассказала Людмила Гаджиева, в основу проекта изначально были заложены три принципа: бесплатное получение и активация карты, подключение платных сервисов только по желанию родителей, в перспективе к карте должны быть «привязаны» такие услуги, как проезд ребёнка в транспорте, оплата кружков и секций из сферы дополнительного муниципального образования... Однако опыт показал, что разработчики услуги зачастую забывали о таком принципе, как бесплатность, и собирали деньги с родителей. Правда, позже, когда департамент образования указывал им на эту забывчивость, они исправлялись и обещали жить по установленным правилам.

Всего на территории Перми на сегодняшний день работает порядка восьми компаний-поставщиков услуги «Электронная карта школьника». Условия их работы и контакты должны быть размещены как минимум на сайтах тех образовательных учреждений, с которыми у компаний заключены договоры. Или на сайте департамента образования. Но далеко не у всех школ эти данные на сайтах есть. Почему? Вопрос и к школам, и к компаниям-поставщикам услуги, и к самому департаменту.

При этом одной из причин нежелания начать совместную работу является также неуверенность директоров в готовности самой системы.

Например, одна из бесплатных функций школьной карты — оплата за питание. И здесь не всё так просто. Да, школьник может подойти к терминалу в столовой, провести по устройству картой и оплатить свой обед. Но, как известно, на школьной пятнадцатиминутной перемене в столовую приходит сразу несколько классов, и не факт, что за 15 минут работники столовой смогут обслужить очередь из, например, 100 человек. А для того, чтобы столы были накрыты заранее, каждый классный руководитель должен приходить и своей картой каждый божий день подтверждать поимённо количество пообедавших. Но, по словам самих учителей, особенно среднего звена, расписание зачастую составлено таким образом, что класс учится в одну смену, а классный руководитель работает в другую... Так что разработчики, которые хотели облегчить жизнь учителю с помощью электронного новшества, по факту только больше усложнили её.

Ещё один из явных минусов новой системы, которые присутствуют у некоторых компаний-поставщиков услуги: отсутствие в школах платёжных терминалов, через которые могут пополняться электронные школьные карты. Конечно, при этом компании предлагают заносить деньги на карту с помощью банков-партнёров. Но если мы говорим об удобстве и комфорте, то неплохо было бы продумать и этот момент...

Сегодня, по словам Людмилы Гаджиевой, система далека от идеала, требуется время, чтобы её наладить. И пока мы не увидим прозрачные правила этой новой и увлекательной игры под названием «Электронная карта школьника», пока будем думать, что это очередная затея по «честному отъёму средств» у родителей и навешивание дополнительных обязательств на учителей, новый проект вряд ли пойдёт вперёд.