X

Новости

Вчера
2 дня назад
14 августа 2019
Фото: Константин Долгановский
86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Что означает рост госдолга Пермского края на 800 млн рублей?

В июне государственный долг Пермского края увеличился на 800 млн рублей. Суммарный рост госдолга регионов произошёл за полгода и во всей России. На этом фоне Минфин РФ меняет условия кредитования субъектов. «Звезда» разобралась, может ли госдолг стать критичным для экономики Прикамья.

Министерство финансов России констатировало рост суммарного объема государственного долга регионов на 1,5 % за первую половину 2015 года — теперь он составляет 2,1 трлн рублей. При этом в структуре долга растет доля бюджетных кредитов: с конца 2014 года она выросла с 31 % до 36,9 % (а доля коммерческих, напротив, сократилась на 4,8 %).

На фоне того, что регионы не могут сокращать долги достаточно быстро, Минфин РФ намерен изменить условия кредитования. Ведомство подготовило поправки в Правила предоставления кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов. Изменения смягчают требования к регионам: если раньше субъекты обязались сократить долги до 50 % доходов к 1 января 2017 года, то теперь — до 70 %. Сокращение до 50 % оставлено на 2019 год. Смягчаются и требования к дефицитам региональных бюджетов.

«Бюджету нужно занимать столько, сколько он способен обслуживать и рефинансировать по тем ставкам, которые есть в стране, близким к инфляции. Дополнительный долг и расходы ведь идут не в пустоту, а жителям края — в виде зарплат бюджетникам или новых общественных благ. Погашение долга эти блага забирает. Если есть ограничение в 15-30 % от дохода, то можно позволить себе иметь такой долг постоянно. Думать о полном возврате долга нужно частным заёмщикам, а не государственным. Другой вопрос, политический, — что требует федеральный центр. И тут у региона руки связаны. Если требуют сокращения долга, то нужно сокращать расходы, иначе никак», — считает директор УК «Агидель» Виктор Тунёв.

Ситуация в Пермском крае выглядит неоднозначно. С одной стороны, в начале года наш регион показал резкий рост уровня долговых обязательств (почти в 23 раза — до 12,5 млрд рублей). За июнь госдолг увеличился примерно на 800 млн рублей и достиг 12,45 млрд рублей. С другой, положение Прикамья можно назвать более-менее устойчивым, чему оно обязано бюджетной политикой прошлых лет (проводимой до появления майских указов президента). В правительстве Пермского края утверждают, что держат ситуацию под контролем. «Мы находимся в той категории бюджета, которая является устойчивой», — заявлял в конце июня депутатам Заксобрания премьер Геннадий Тушнолобов.

По просьбе «Звезды» ситуацию с госдолгом Пермского края разъяснил преподаватель НИУ ВШЭ — Пермь, начальник аналитического отдела ООО УК «Парма-менеджмент» Дмитрий Тимофеев:

— Долг состоит из 5,2 млрд рублей, взятых в банках под высокие ставки. Насколько я знаю, в начале года бюджет брал кредит в Сбербанке близко к 26 % годовых. Сейчас ставки, понятно, становятся ниже, но всё-таки они высокие и рыночные. Банки выдают регионам сейчас под ключевую ставку примерно плюс 1,5 %. Ключевая ставка сейчас 11,5 %, в пятницу может быть снижена на 0,5 %. Но большая часть долга, 7,2 млрд, представляет собой долг от федерального правительства. Насколько я знаю, ставки по нему минимальные, практически равные нулю, — 0,1 %. Возвращать его также надо нескоро.

Можно ли было вообще обойтись без долга?

— Потенциально. Нужно, чтобы доходы были равны расходам — «потопали-полопали». Только для этого придется сокращать расходы, что трудно сделать по массе соображений, начиная от политических и заканчивая социальными. Возможно, противоречу тому, что сказал выше, но по большому счёту Пермский край живёт примерно по средствам, большого долга у него нет. Шумиха по этому поводу гораздо больше, чем реальная проблема. Пермский край — один из самых консервативных регионов по бюджетной политике.

Долг у регионов начал появляться после «майских указов» президента Владимира Путина 2012 года, который обязал регионы поднять зарплаты бюджетников, сопоставляя их со средним по регионам. Цель этих указов — вполне социальная, чтобы учителя и медики получали достойную оплату за труд и не были в обществе на крайних ролях. Однако указы не дали дополнительных доходов регионам, поэтому регионам пришлось перекраивать существующие расходы. Нарушить указы регионы не решаются, так что текущий дефицит в большей мере отражает этот вектор, нежели кризисные явления 2014/2015 годов.

Каковы ограничения для размера госдолга Пермского края?

— Существует ограничение в 15 % от размеров доходов, но только Пермский край до этого уровня не дошёл и, видимо, не дойдёт. Есть соглашение с федеральными властями о помощи, согласно которым долг не будет наращиваться. То, что у Пермского края сейчас низкий долг, во многом заслуга многолетней консервативной политики региона. Сейчас бюджет стал менее консервативным, как и везде в стране. Причина этому — майские указы президента РФ.

А нужно ли вообще, чтобы госдолг снижался? Как показывает пример многих регионов, объём долга по отношению к доходам остается высоким, и сокращение либо не происходит совсем, либо идёт очень медленно.

— Я не являюсь противником долга как такового. Мне кажется, что федеральный бюджет мог бы проводить более активную политику на долговом рынке. Федеральный центр имеет наилучшее в стране кредитное качество, и ликвидный государственный рынок долга мог бы выполнять стабилизирующую роль для всей финансовой системы страны.

В большинстве случаев с долгом региону помогает федеральный бюджет. Ежегодно планируется дефицит, затем федеральный Минфин перечисляет трансферт, дефицит оказывается меньше, чем ожидалось. Так происходит из года в год. Но то, сколько Минфин РФ подарит региону, каждый раз не очень ясно заранее. Так что регион живёт в подвешенном состоянии вплоть до конца года.

Чем может грозить чрезмерный рост долга? Отказ в займах или кредитах, пересмотр отношений, политические риски?

— Долг региона натолкнётся на политические ограничения раньше, чем будут какие-то последствия. Мне кажется, это не нужно серьёзно обсуждать. У нас вертикаль власти, и федеральная власть не допустит, чтобы какой-то регион смог бесконтрольно занимать. Да и ставки, скорее всего, будут неподъёмные. Большой долг региона не может сложиться без явного или неявного разрешения центра.

Регион может из-за госдолга стать банкротом?

— Вероятность есть на всё, но реально это маловероятно. В нашей стране используются принципы ручного управления. Губернаторы подотчётны федеральному центру, поэтому до крайней степени долг вряд ли дойдёт. Есть мнение на ту же тему, с которым я согласен: дефолта субъекта федерации у нас не может быть по политическим причинам.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+