X

Новости

Вчера
2 дня назад
24 апреля 2018

Война — это плохо для всех. Что нужно знать о «Слепом Гулливере» Мартина Рышавы?

Среди первых фильмов на фестивале «Флаэртиана» — спецпоказ картины «Слепой Гулливер» чешского режиссёра Мартина Рышавы, одной из самых тонких и медитативных внеконкурсных работ. Одной из тех, что требуют подготовки, внутренней настройки зрителя. Поэтому мы поможем вам сфокусироваться перед просмотром.

Как видеть мир

Связь с литературой будет прослеживаться на фестивале не только в связи с тем, что международное жюри возглавляет писатель Леонид Юзефович. Режиссёр Мартин Рышавы тоже является писателем, и писать он начал раньше, чем снимать. Рышавы издал несколько книг, его двухтомник «Путешествия в Сибирь» получил награду в категории «Проза» чешской литературной премии Magnesia Litera. А сейчас в одной из старейших европейских киношкол (в подразделении Академии изящных искусств FAMU в Праге учились студенты, которые позже составили ядро чешской «новой волны», а также известные режиссёры Эмир Кустурица и Милош Форман) он возглавляет отделение наиболее «литературного» направления в кино — сценаристики и драматургии.

Его фильмы тесно связаны с литературой, в них очень важен текст и идея связности мира. Когда, по его словам, «как будто человек находится в одной квартире, где на кухне готовят рыбу, в гостиной почему-то воюют и убивают, в другой комнате занимаются спортом, и иногда из этой воюющей комнаты прорываются к спортсменам — какие-то параллельные миры». Здесь важно, на какой именно мир люди обращают внимание, и как они пытаются сфокусировать свой взгляд или, наоборот, хотят меньше видеть.

Совы не то, чем кажутся

Но даже если людям это удаётся, это не означает, что они видят всё так, как это происходит на самом деле. Точнее всего об этом говорит один диалог бабушки и внучки из фильма.

— Я акулу видела.

— Это ты нерпу видела, здесь акул нет.

— Но я же видела...

— Нет, это нерпа была.

Именно сегодня разговор об этом — о недостоверности любой картины, которая складывается перед глазами, — наиболее актуален, особенно в связи с гражданской войной на Украине.

Это фильм не о политике, но он связан с ней напрямую

Хотя «Слепой Гулливер» рассказывает в том числе о событиях на Майдане, он связан с политическими событиями опосредованно. Мы видим гражданскую войну на Украине, но не понимаем, чьей стороне сопереживают герои, и как они к этому относятся. Мы понимаем только, что война — это плохо для всех.

Это один из самых кинематографичных походов к офтальмологу

Именно за счёт этой кинометафоры — фокусировки взгляда, Рышавы и раскрывает основную идею: всё зависит от того, какую оптику мы выбираем, через какую линзу решаем смотреть. Что может быть проще проверки зрения и что может быть выразительнее попытки сфокусироваться? Весь фильм это пытается сделать режиссёр, который сам находится в кресле пациента. Ведь и Гулливер — центральный образ в его фильме, который зрители не увидят, — тоже постоянно менял фокус.

Кадр из фильма «Слепой Гулливер» Мартина Рышавы

Фильм состоит из самых разных съёмок, которые кажутся несовместимыми

«Слепой Гулливер» соединяет самые разные смысловые пласты, которые, казалось бы, абсолютно между собой не совмещаются, только на уровне ассоциативного монтажа. Это фильм-эссе. В нём полно разных, иногда абсурдистских образов спектакля в честь 9 мая, магических сеансов, похожего на инопланетный корабль квадрокоптера, плаката с Владимиром Путиным и нарисованной на нём свастикой. При таком взгляде даже вызов электрика и поездки в поезде кажутся необычным действием.

«Чтобы тебя услышали, нужно спускать уровень своего знания»

Фильм начинается с размышления о жизненном пути попутчиков режиссёра, с которыми он куда-то направлялся в поезде в разное время. Одному кажется, что это путь до конечной точки, провала в чёрную дыру на краю Земли. Другому — что это постепенный спуск с горы к людям. «Чтобы с кем-то говорить, что-то понять, нужно спускаться с горы, пока тебя не услышали». И так как Мартин Рышавы выстраивает концепцию единого мира, то и эти представления можно совместить. Это картина о пытке быть услышанным, пока во времени не наступила чёрная дыра, последнее путешествие в жизни каждого человека.

***