X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 сентября 2019
Фото: Пресс-служба музея современного искусства

Escif в музее PERMM: поэтический акт в пермской реальности

В Музее современного искусства PERMM с 1 октября по 15 ноября пройдёт уникальная выставка «Привет из Молотова» испанского художника Escif.

Увидеть эту выставку — действительно уникальный случай по нескольким причинам. Пермякам в течение полутора месяцев предоставляется возможность познакомиться с работами одного из наиболее известных в мире художников стрит-арта. Ник Escif так же знаменит в Европе, как псевдонимы анонимных художников Бэнкси и Блу. В России художник известен в основном благодаря интернету. О масштабе его творческого размаха можно судить по изданной недавно книге «Elsewhere» («В других местах»), которая содержит 330 страниц с рисунками, фотографиями, эскизами и идеями художника, собранными за последние пять лет.

Фото: Пресс-служба музея современного искусства
Фото: Пресс-служба музея современного искусства
Фото: Пресс-служба музея современного искусства

В том случае, если вы не собираетесь ехать в Валенсию, откуда родом Эскиф, Париж, Мадрид, Лондон, Барселону, индийский штат Керала или шведский Томмарп, то можно считать, что все эти города собрались и приехали в Пермь. Потому что в пространстве этих городов есть работы Эскифа.

Как пояснил известный художник Арсений Сергеев, в Москве и Петербурге Эскиф тоже работал, оставив жителям российских столиц на память два своих произведения, одно из которых уже закрашено.

Степень известности уличного художника обратно пропорциональна его желанию оказаться в лучах славы. Эскиф создаёт свои работы в городской повседневной среде, на обшарпанных стенах, заборах, дверях, в заброшенных закоулках. Он работает для неизвестного прохожего, каждым граффити задавая вопрос: какова роль искусства в общественном пространстве?

Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея современного искусства PERMM:

— Я мечтала об Эскифе очень давно. Это величайший художник современности, и наши зрители должны о нём узнать. Как видите, мы последовательно поддерживаем в PERMM историю, связанную с уличным искусством — от большой сборной выставки лучших уличных художников России и Украины «Транзитная зона» мы перешли к представлению знаковых имён. Это, конечно, продолжение нашего «интровертного» периода: в городе работать официально мы пока не можем, поэтому выставки становятся очень важным инструментом разговора о значимости уличного искусства в современной культуре.

Ещё одна причина посмотреть выставку — необычность её концепции. Художник специально для Перми придумал проект «Привет из Молотова», который он назвал поэтическим актом. Это скорее тотальная инсталляция, исследование путешественника,чем экспозиция в привычном смысле. Путешествие в Пермь для Эскифа — это путешествие вглубь России. А глубину художник воспринимает не только как пространство, но и как время. Ведь для того чтобы сделать персональную выставку, связанную с историей нашего города, его прошлым, настоящим и будущим, требуется время. В Перми Эскиф работает над выставкой в течение двух недель. В итоге он представит на трёх этажах музея около 150 графических листов, инсталляции из объектов, найденных в Перми, видеоролики, монументальную графику, специально сделанную для проекта «Привет из Молотова».

Арсений Сергеев, художник, (Москва):

— Эскиф не просто рисует, а создаёт удивительные, волшебные истории. Это можно сравнить с застывшим кинематографом. С одной стороны, в нём сочетается острая сатира, как у Блу или Бэнкси, с другой — интонация мудрого рассуждения. Он никогда не пытается возвыситься над зрителем, не смотрит на него свысока. Эскиф не бичует, он ведёт разговор о том, что решение проблем лежит не в политической плоскости, а в плоскости этики, достоинства человека. Стена для Эскифа — зона превращений, кристалл городской жизни. Здесь всё преломляется и становится ясным. А всё, что требуется от людей, — быть талантливыми зрителями.

По словам Арсения Сергеева, как и большинство уличных художников, Эскиф — антикапиталист, его левые взгляды отражаются в граффити. Работы Эскифа всегда предельно сайт-специфичны, то есть уместны относительно момента и места своего появления и крайне критичны в сторону текущего социального и политического сюжета. В сравнении с другими уличными художниками Эскиф снисходителен и мягок по отношению к зрителю, хотя и задаёт ему неудобные вопросы. Коллеги Эскифа свою публику не жалуют. «Обличая пороки общества», они саркастически насмехаются над зрителями своих работ. Эскиф же подбадривает, словно похлопывает по плечу незадачливого обывателя. Такая интонация позволяет каждому, кто видит его рисунки, сказать: «Это не я, я могу быть лучше».

Большинство работ Эскифа сделаны на стенах домов, предназначенных к сносу или снесённых, и у художника свои особые отношения с каждой работой. Он обладает редкостным чувством места, всегда тонко настроен на пространство, в котором размещает своё художественное послание. Архитектурные и фактурные подробности стены и её цвет становятся частью композиции. Живопись преображает место, в нём буквально появляются другие измерения. После внедрения образов стена перестаёт быть руиной — заброшенное место превращается в пространство коммуникаций. Художник перенастраивает его, превращая плоский прямоугольник из камня в «магический кристалл», в котором горожане могут увидеть свою жизнь со стороны, обнаружить скрытые значения многих событий.

Арсений Сергеев:

— Когда я смотрю на стены Эскифа, я будто слышу, как он тихо говорит: посмотри, это волшебство, это не руины, это чудо жизни, ещё одна возможность увидеть, насколько прекрасно, что ты жив.

Фото: Пресс-служба музея современного искусства
Фото: Пресс-служба музея современного искусства
Фото: Пресс-служба музея современного искусства
Фото: Пресс-служба музея современного искусства
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь