X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 октября 2018
18 октября 2018

Избранные места из концепции благоустройства Компроса

Фото: Иван Козлов

Градостроительный совет при главе Перми представил концепцию развития Комсомольского проспекта к 300-летию города. Мы были удивлены некоторыми пунктами концепции, а ещё — безупречной последовательностью чиновников в их запретах и разрешениях.

Полностью концепцию можно просмотреть здесь. Если в общем, то на Комсомольском проспекте предполагается выдерживать единый стиль рекламы, сделать больше света, меньше «паутины» проводов в небе, выделенную велодорожку, отреставрировать фасады. По предварительным оценкам, на это понадобится от 900 млн до 1,5 млрд рублей. И уложиться надо в четыре года.

1. Трагическая судьба парковок

По поводу парковок в концепции сказано: планируется устройство параллельной парковки шириной 2-2,5м и ликвидация парковочных карманов, если из-за них тротуар занимает менее 3 метров. Таким образом, от улицы Монастырской до Белинского планируют убрать одиннадцать парковочных зон. Пешеходы могут ликовать, однако не их количество с каждым годом увеличивается, и не они занимают столько места в городе.

Градозащитник Денис Галицкий считает, что это вряд ли можно реализовать: «На Компросе и сейчас пешеходам комфортно, а больших проблем с парковками нет. Если существенно сократить количество парковок, это может снизить деловую активность, особенно выше бюджетного сегмента. Покупатели на автомобилях будут стараться сюда не приезжать, потихоньку с Компроса могут исчезнуть бутики и дорогие магазины. Их и сейчас там уже немного».

На Градсовете предложили «спрятать» автостоянки под землю. Однако в «Институте территориального планирования» называют несколько причин, почему это невозможно — большие денежные затраты, провокация криминальной обстановки и нежелание «загонять людей под землю».

«Нужно заходить больше чем на 8 метров под землю, ведь под дорогой находится технический водовод, поставляющий воду к предприятиям. Это то же самое, что делать метро!» — размышлял во время заседания глава города Дмитрий Самойлов.

Чиновники также обеспокоены судьбой парковок у продуктовых супермаркетов, потому что «это удобно жителям улицы».

2. Город смелых велосипедистов

Возможно, в силу того, что чиновники не ездят на велосипедах, они предлагают сделать выделенную велодорожку по Комсомольскому проспекту вдоль бульвара. Можно себе представить глаза автомобилистов, не читающих новости, когда велосипедист захочет повернуть на улицу Революции из третьего ряда.

Читаем ПДД. В пункте 24.1. сказано: «Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет осуществляется по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». Если эти дорожки отсутствуют или нет возможности к ним пробраться, велосипедист может ехать по правому краю проезжей части. То есть для общей безопасности главная инспекция дорожного движения для всей России выбрала правый край дороги, а пермская администрация — левый.

Велосипедист Евгений Сагитов:

«Очень неудобно расположение дорожки по центру, каждый квартал надо спешиваться и переходить по пешеходному переходу. Некомфортно и небезопасно на велосипеде ехать между забором и автомобильным потоком. Совмещение в обоих направлениях тоже не удобно — дорожка на Ленина показывает, что встречный разъезд будет затруднён».

Общественный активист и велосипедист Александр Синявский:

«Идея с велодорожкой вдоль аллеи ужасна! Такой вариант заставляет спешиваться, чтобы начать по ней движение, исключает возможность правого поворота. Эти пункты идут вразрез с концепцией организации безразрывной сети велосипедных дорожек. Ощущение, что проектировали люди, которые не ездят на велосипеде. Согласно ПДД, движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам и велосипедным дорожкам, если они выделены. Кто-то может представить себе родителей, которые отпустят ребенка ехать на велосипеде по велодорожке, расположенной вдоль самой скоростной полосы?»

Александр привёл предварительные результаты «портрета велосипедиста» — свежего исследования велосообщества Pin Mix Perm на улицах города. Исследование показывает, что из 200 человек спешиваются на переходах только 30 (около 7 %). Несмотря на то, что это нарушение ПДД. « Люди либо не будут спешиваться, либо не будут вообще ездить по этой дорожке, а автомобилисты будут ждать его именно оттуда. Всё это повышает вероятность ДТП», — добавляет Александр.

3. Непрерывный бульвар

Надо признать, пешеходы давно мечтают о том, чтобы не нужно было во время променада каждый квартал переходить с бульвара на улицу, а потом обратно. Если вы переходите напрямую — нарушаете правила. Кстати, в концепции нарисованы «зебры» между частей бульвара, а в реальности их нет.

«По центральному бульвару сейчас нельзя пройти без нарушения ПДД, — заметил Денис Галицкий. — Мне кажется, „зебры“ когда-то были, но легко понять, почему их убрали. На этом перекрёстке поворачивают автобусы, а стоп-линия должна быть перед пешеходным переходом. Если вернуть „зебру“, то поворот будет сильно затруднён. Сдаётся мне, что красивую идею прогулок по бульвару Компроса не обсуждали с Пермской дирекцией дорожного движения».

Фото: Тимур Абасов

4. Дизайн-код треснувших домов

Концепция обещает восстановление исторического облика общественных и жилых зданий по Комсомольскому проспекту, отделку фасадов, приведение балконов и входов к единообразному виду.

Фото: Иван Козлов

«У нас особая климатическая зона. Эта концепция обжигает глаза яркими солнечными фотографиями. Поместите модели объектов в декорации длинной серой пермской зимы, и вам сразу станет скучно. Конечно, важно сохранить исторический облик, но точно нужно активное участие цвета», — высказался на обсуждении бывший главный архитектор Перми Геннадий Игошин.

Коллеги-архитекторы, в свою очередь, не без сарказма намекнули, что некоторые дома «сталинской постройки» нужно не реставрировать в области фасадов, а сносить и строить новые. К примеру, общежития на Белинского несколько лет назад отмечены как аварийные, однако собственники и фонд капремонта это не признают.

Фото: Иван Козлов

5. Октябрьская площадь

Благоустройство Компроса предполагает ввести в центр Октябрьской площади пешеходную часть, выделенную зелёной аллеей. «Мы должны изменить поведение автомобилистов», — считает господин Самойлов. Коллеги по градсовету поддержали главу города: «На этой площади паркуются только студенты Политеха, можно их всех оттуда выгнать». Председатель правления Пермской организации Союза архитекторов России Сергей Шамарин также согласился с тем, что надо видоизменить Октябрьскую площадь, назвав её «нерегулируемой неухоженной территорией».

6. Пересечения и «небесная линия»

Ещё Сергей Шамарин раскритиковал концепцию за то, что она не на должном уровне глубины рассматривает Комсомольский проспект, не касается пересекающих его улиц. На них не так давно построены высотные дома, нарушающие архитектурный облик Компроса.

Наконец-то появилось ограничение, запрещающее строить вблизи Комсомольского проспекта здания выше пяти этажей — в правилах землепользования и застройки и в проекте зон охраны объектов культурного наследия. Напомним, последний раз в 2015 году Комсомольский проспект стал «достопримечательным местом» и «объектом культурного наследия РФ».

На уже построенных высотках это ограничение никак не отразится.

***