X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
09 декабря 2019
Фото: Тимур Абасов
6статей

Как устроен театр. Мы заглядываем за кулисы, заходим в гримёрки и помещения реквизиторов.

Театр-Театр. Метаморфозы изнанки и триумф селфи

Впервые в своей истории Театр-Театр вывернулся наизнанку. Сезон стартовал 4 сентября «Ночью открытых дверей». Театр предложил зрителям заглянуть за кулисы, посетить репетиции, встретиться с актёрами и сделать столько арт-селфи, сколько вместят карты памяти камер и смартфонов.

Краткий репортаж о том, что можно было за час увидеть, услышать и запечатлеть в этот вечер.

19:56 Издали видно, что на площади перед театром непривычно многолюдно. Между фонтаном и парадной лестницей здания скопилась толпа. Только рисковая попытка любопытствующего подпрыгнуть и заглянуть внутрь этого сплочённого круга объяснила причину её появления. Красный кабриолет, когда-то бывший автомобилем ГАЗ-21 и ставший декорацией к мюзиклу «8 женщин», выставлен на площадь. Возле него фотографируются вместе с драматическими актрисами в элегантных шляпах все желающие. Невольно думаешь: сколь высоким должно быть мастерство фотографа, чтобы в кадр попало только авто, актёры и ещё одно лицо! Подъём по лестнице театра озадачил ещё раз. Очередь перед входом растянулась до самых ступенек. Такое же явление наблюдалось в этом месте ровно десять лет назад, на предпремьерном показе первого мюзикла пермской драмы «Владимирская площадь». Мы с фотографом Тимуром Абасовым вспоминаем о другом входе в театр — «Сцена-Молот». Там действительно свободно. Но... администратор спрашивает: «Ваш билет». Как же так? Ведь в программе написано, что сегодня «все двери в зрительный зал открыты»! Вежливо представляемся, и слово «пресса» открывает доступ в театр.

Фото: Тимур Абасов

20:05 В фойе перед входом в малый зал нас встречает, сидя на табурете, лысый персонаж в чёрных очках, костюме гангстера и с пистолетом в руках. Согласно своей роли он смотрит вызывающе и периодически выкрикивает громкие непонятные фразы. За ним, на квадратном подиуме-сцене, расположилась актриса в пышном свадебном платье. Идёт «свадебная фотосессия», к которой может присоединиться любой желающий. С белым автоматом в руках нам уже позирует красный Чебурашка. Мы не успеваем заглянуть в табличку, объясняющую, инсталляцию какого спектакля этот персонаж представляет, но мозг автоматически начинает перебирать спектакли из репертуара театра: «Петя и волк», «Чужой ребёнок»... Нет, не похоже... «Красные человечки»... Образ из прошлого... Да-да, припоминается прошлое «Сцены-Молот» времён Эдуарда Боякова. Точно! Спектакль «Чукчи»! Правда, по герою о содержании того спектакля уже ничего сказать нельзя. Можно только любоваться декорациями. Игровая атмосфера театра рождает большое недоумение, которое сначала ошарашивает, а потом уступает место весёлому любопытству.

20:08 В переходе между «Сценой-Молот» и нижним фойе театра встречаем стремительно идущего навстречу нам художественного руководителя Театр-Театра Бориса Мильграма. Просим поделиться впечатлениями о «Ночи открытых дверей».

Борис Мильграм:

— Поразительная история. Я был удивлён, когда увидел очередь в кассу. Мы не пускали зрителей вплоть до 20:00 часов. Этим можно объяснить очередь у главного входа. Но очередь за билетами... Мне сегодня напомнили, что в 1980-е годы были очереди за билетами на «Таганку», но они быстро кончались, ведь в зале ограниченное число мест. Мы продаём билеты на всю территорию театра, а всё равно билеты скоро закончатся...

Думаю, первая причина, почему сегодня пришло так много посетителей, — это любопытство. Вторая причина — это отношение пермских зрителей к театру. Третья — правильное расположение нашего театра в городе. И четвёртая — культурный голод, недостаток впечатлений, в которых сегодня нуждаются люди.

20:15 Театральных впечатлений в этот вечер было с избытком. У входа в театр зрителей встречал духовой оркестр Дедов Морозов, оглушая до хохота: если и захочешь что-то сказать, никто не услышит. В верхнем и нижнем фойе расположились сцены-инсталляции, посвящённые спектаклям Театра-Театра. Алые паруса стали фоном для фото зрителей со звёздами театра — Михаилом Чудновым, Ириной Максимкиной и Лизой Фроловой. Тут же в фойе — арт-маркет, мастер-класс по керамике, мастерская росписи мехенди. Те, кто чтят ритуалы, отдыхают на диванах «Кафе-Кафе», чтобы среди театральной кутерьмы выпить чашечку кофе с пирожным.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Интересно узнать, как воспринимают происходящее сами посетители «Ночи открытых дверей».

Влада:

— Я пришла сегодня, потому что интересно посмотреть, как в театре всё происходит. Мы любим театр, хотя бываем на спектаклях нечасто.

Ксения:

— Я довольно часто и регулярно бываю на спектаклях Театра-Театра и мне интересно увидеть закулисную жизнь. Хочется сфотографироваться с актёрами, которые играют в замечательных спектаклях и которых я уже в лицо знаю. Мой самый любимый спектакль — «Квадратура круга». Собираюсь в новом сезоне посмотреть мюзикл «Алые паруса». Мы решили провести этот вечер вдвоём в театре. Пришли, как на спектакль, но с ожиданием чего-то большего. Реальность оказалась интереснее, чем мои ожидания: не думала, что всё будет настолько хорошо организовано. Очередь за билетами? Нет, нас она не отпугнула.

Алексей:

— Здесь здорово! Наверное, я изрядно заскучал летом без интересных событий. «Белых ночей» в этом году не было, и лето в городе было скучным. Хочется драйва, хочется снова прикоснуться к чему-то новому в культуре и искусстве.

20:27 В верхнем фойе узнаём персонажей спектакля «Географ глобус пропил». Неподалёку распевают песни под аккордеон герои «Квадратуры круга». Ещё выше раздаётся гомон детских голосов — там идёт представление «Пеппи».

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Мимо то и дело пробегают загримированные актёры. Вот проехал Волк на меховом велосипеде, пробежали гуськом юноши в майках и лодках из папье-маше, вот проплыла в огромном напудренном парике Дама. Так и хочется спросить: из какого вы измерения? Полное впечатление, будто случился «праздник абсурда и непослушания» и условные реальности всех спектаклей — каждый со своим «время-пространство действия-герои» — вдруг вырвались на свободу и перемешались, чтобы погрузить посетителей в густой эмоциональный коктейль с пузырьками.

Действует он заразительно. Посетители моментально включились в игру. У каждого есть полная свобода в выборе, чем себя занять. Девушка принимает красивые позы на фоне белых античных декораций,другая её фотографирует. Нарядно одетая семейная пара позирует для фото в жанре «Мы у микрофона». Дети радостно бегают от сцены к сцене. Кто-то просит автограф — актёры с готовностью подписывают программку и, конечно, фотографируются. По проходу большого зала пробегает мужчина с камерой, закреплённой на палке для селфи. Словно это не просто палка, а «видеорука» режиссёра Бориса Юхананова (специфический авторский термин, означающий «независимую от взгляда режиссёра позицию камеры, двигающейся отдельно от перемещений снимающего»).

20:36 Замечаем директора театра Анатолия Пичкалёва и просим рассказать, ожидали ли создатели «Ночи открытых дверей» такой ажиотаж.

Фото: Тимур Абасов

Анатолий Пичкалёв, директор Театра-Театра:

— Вчера мы узнали, что уже проданы все входные билеты, оставалось около 60 билетов на экскурсии по театру. Но то, что на данный момент продано уже два зала, мы, конечно, не прогнозировали. Очередь на улице — метров сто! Это так подкупает, так приятно... При этом возникают опасения, сможем ли мы разместить всех желающих. Наш план и надежды основаны на том, что сегодня — необычный день, а значит, зрители могут расположиться не только в большом зале. Во всех пространствах театра что-то происходит, и каждый сможет найти свой интерес и своё место в театре в этот вечер.

Билеты на «Ночь открытых дверей» — это символическая плата в размере ста рублей. Для нас это принципиальный момент. Выше стоимость билетов в театр может быть, ниже — нет. Сколько стоит проезд в трамвае? Шестнадцать рублей? Получается, входной билет в театр с возможностью увидеть в нём абсолютно всё равнозначен пяти поездкам в трамвае.

Пока я не знаю, как объяснить такой наплыв посетителей сегодня. Может быть, холодная погода наскучила, может быть, зритель соскучился по театру. Ведь мы не работаем с 1 апреля. Такой ажиотаж мне, конечно, очень приятно видеть, но боязно, выдюжим ли мы. Вот полчаса уже прошло — пока держимся!

20:48 Идём дальше. В стеклянных комнатах фойе расположились костюмерная и гримёрка, где можно примерить театральные костюмы, парики, шляпы, короны и прочие предметы не из реальной жизни. Из комнаты под названием «Свободный костюм» вышел молодой человек в расшитом камзоле и треуголке. Девушка (как все уже догадались) фотографирует его на камеру. Спросим, как себя чувствует человек в театральном костюме, если он не актёр.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Никита:

— Две недели назад я побывал на «Оперном экстриме» в Театре оперы и балета. Решил посмотреть, что предложит сегодня Театр-Театр. Мне нравятся все мюзиклы, которые идут здесь. Но такого рода мероприятие, как «Ночь открытых дверей», проходит впервые, поэтому мне интересно всё увидеть своими глазами. Я примерил костюм одного из театральных персонажей. Хочу в нём сфотографироваться и выложить фото в социальных сетях, чтобы другие позавидовали, что они здесь не были. В этом костюме из парчи, в треуголке, как у капитана испанского корабля, ощущаешь себя героем.

20:55 Замечаем табличку: «Билеты на экскурсию». Очередь выстроилась и здесь. Те, кому повезло попасть в одну из групп потоковых экскурсий, смогли побывать в бутафорном цехе, на репетиции в балетном классе, послушали эмоциональное пение заведующей музыкальной частью театра Татьяны Виноградовой, заглянули в гримёрку обаятельной Елены Старостиной и даже поднялись под самую крышу театра, чтобы вблизи увидеть конструкции, на которых спускаются декорации в зал.

21:06 Возвращаемся в фойе «Сцены-Молот», чтобы увидеть репетицию спектакля «Ромео и Джульетта». Дверь с табличкой «Осторожно, режиссёр» крепко держит один из сотрудников театра. К двери выстроилась очередь. Вдоль ряда послушно ожидающих зрителей стремительно проходит всё тот же персонаж в чёрных очках с пистолетом в руке. Он поднимает эту руку высоко, раздаётся громкий хлопок. «Всем стоять!» — кричит персонаж и удаляется.

21:10 Удалимся и мы. Выходим из театра и видим... очередь в кассу длиной почти до фонтана. Ещё один всплеск любопытства — интересно, почему людям не жаль потраченного в очереди времени. А ещё интереснее сравнить ожидания тех, кто только стремится к открытому источнику искусства, с тем, что происходит в театре.

Фото: Тимур Абасов

Светлана:

— Я стою, чтобы побывать на «Ночи открытых дверей». А разве это очередь в кассу? Не слышала, что вход по билетам. Я ожидаю увидеть внутреннюю жизнь театра: как она построена, из чего складывается и как выглядит. Не назову себя театралом. Хожу в театры примерно раз в два месяца. Потратить время на то, чтобы выстоять очередь в кассу, мне не жалко. И нас таких много, посмотрите! Не так часто предоставляется случай увидеть внутреннее содержание театра. Мне хочется не просто войти в зал, сесть в кресло и смотреть спектакль. Я хочу увидеть другую, скрытую, сторону театральной жизни. Хочу сесть перед зеркалом гримёрной комнаты, где особенная подсветка, и почувствовать себя актрисой. В зависимости от того, что можно будет примерить, я бы согласилась надеть театральный костюм. Не думаю, что проведу здесь вечер до самой полуночи: ведь в театре не так много помещений, чтобы три часа смотреть. Да и когда ещё наша очередь подойдёт...

По данным пресс-службы театра, «Ночь открытых дверей» посетило более 2 тысяч человек.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь