X

Citizen

Сегодня
Вчера
13 октября 2017
12 октября 2017
11 октября 2017
10 октября 2017

«Братья по-разному»: Два входа в лабиринт

Фото: Тимур Абасов

В этом году Пермская государственная художественная галерея отмечает свой 95-летний юбилей. Первая выставка юбилейного года — «Братья по-разному» — открылась 24 января. На ней представлены работы четырнадцати художников, которых объединяют общие место и время — Пермь, наши дни.

«Братья по-разному» — это собрание картин пермских художников разной степени известности. Как говорила на открытии выставки её куратор Нина Казаринова, их уже можно позиционировать как некое художественное веяние в пермском искусстве. И даже можно говорить о Пермской школе живописи XXI века.

Связана эта школа с тем, что произошло четверть века назад. В начале девяностых в Перми возникли сразу два заведения высшего художественного образования: в 1991 году открылся Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, а в 1993-м прошёл первый набор на кафедру живописи института культуры в мастерскую Народного художника СССР Евгения Широкова. Все участники «Братьев по-разному» — Александр Греков, Николай Береснев, Анна Демидова, Максим Каёткин, Мария Колывалова, Артема Кутергин, Евгений Наймушин, Татьяна Нечеухина, Константин Николаев, Максим Нурулин, Елена Постнова, Юлия Пермякова, Константин Суслов, Максим Титов — выходцы их этих двух ВУЗов.

Нина Казаринова, куратор выставки:

Сегодня, когда говорят, что живопись — это уходящая натура, у нас вдруг в Перми появляется классическая школа, которая относится к живописи как к новой реальности, новому реальному пространству. Именно это объединяет эту группу художников, и тут не важно, что одни из института культуры, а другие из академии художеств. Главное, что эта группа состоит из художников одного времени, одного поколения. Пермь соединила их. Но вся эта общность у каждого проявляется по-своему, в своей тематике, в своей колористике. Поэтому и «братья по-разному».

По словам директора художественной галереи Юлия Тавризян, не случайно именно эти авторы стали героями первой в юбилейном году выставки, ведь галерея все 95 лет работает с пермскими художниками.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

В самом начале выставки участники пермской студии творческого развития Константина Хабенского показали отрывок из спектакля «Бумажный человек». Эта энергичная работа студийцев по-своему готовила многочисленных посетителей вернисажа к погружению в атмосферу «Братьев по-разному».

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

На афише выставки изображён лабиринт с именами всех художников, и это можно рассматривать как интересный символ того, как устроены «Братья по-разному» — это похоже на то, какой путь, как по своеобразному лабиринту, предстоит пройти по этой выставке посетителям.

Первым их встречает утомлённый работой живописец, рухнувший без сил — очень выразительная инсталляция «Уставший художник», созданная на батарее отопления. Дальше движение по лабиринту выставки будет постепенно проходить от мрачных внешне, но светлых по сути, к всё более ярким, но столь же душевным картинам.

Фото: Тимур Абасов

Если говорить слегка обобщённо, выглядит это примерно так. После пространства города, заполненного ржавеющими кораблями и поездами с картин Максима Каёткина, серых подъездов, запечатлённых Александром Грековым, и хрущёвок, в которых тот же Греков и Мария Колывалова вдруг разглядели Средневековые «Равелин» и «Каменный город», идёт плавный переход уже к некой деревенской, более лёгкой эстетике картин Максима Титова. Затем возникают изображения людей: портреты друзей, родственников, изображения клоунов. А после нескольких картин Татьяны Нечеухиной в предпоследней части экспозиции и вовсе возникает совсем нездешняя экзотика — тут очень удачно разбросана серия Максима Нурулина «Путешествие в ночь», а три «Берберские женщины» с картины Юлии Пермяковой смотрят на трёх деревенских старух, изображённых на полотне «Земля» того же автора.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Тут же, почти у самого финала, гостей ждёт сюрприз — видеоролик, в котором все художники, участвующие в «Братьях по-разному», буквально разговаривают сами с собой об искусстве. В конце ролика каждый из них отвечает сам себе на очень важный вопрос: «Считаете ли вы себя пермским художником?»...

Заканчиваются «Братья по-разному» яркими, добрыми и немного наивными (в плане ощущения, а не изобразительных средств), слегка контрастирующими друг с другом изображениями зимнего посёлка кисти Артёма Кутергина и солнечной серией «Марокко» Анны Демидовой. А красивой точкой вполне можно назвать картину «Пермь-Сортировочная» Николая Береснева.

Вся выставка «Братья по-разному» построена таким удивительным образом, что, благодаря естественным и незаметным переходам от одной темы к другой, по возрастающей, от темноты подвала к летнему солнцу, абсолютно разные работы разных художников говорят об одном и том же. И так они вместе складываются в одно целое, что только подтверждает точность названия выставки.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Занятно, но благодаря этой цельности высказывания, можно получить несколько иное впечатление, если пройти по этой выставке наоборот, из конца в начало. Так посетитель сможет приехать на закате на «Пермь-Сортировочную», сойти в заснеженном посёлке, услышать внутренние диалоги художников, пройти сквозь ночь, взглянуть в лица разных людей, попасть в деревню, а из неё уже в город. А затем очутиться в мастерской художника, и тогда станет понятнее, от чего же он так устал. Поэтому можно сказать, что в условный лабиринт выставки «Братья по-разному» есть два входа — оба разные, и оба, по своему, правильные.