X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 октября 2018

«Может быть, такого закона и нет». Кто отвечает за безопасность аттракционов в пермских парках?

Фото: Екатерина Воронова

С наступлением весны парки аттракционов снова наполнились оглушительным визгом. Заскрипела ладья «Емели», потянулись к небу кабинки колеса обозрения. Если говорить о механических аттракционах, то тут любой понимает, чем может грозить поломка части агрегата или выход из строя всего комплекса. Мы попытались узнать, какие законы обязывают проводить ежегодную проверку аттракционов и какое ведомство осуществляет надзор за их выполнением.

Для начала обратились в администрацию Перми. В мэрии ответили, что надзором аттракционов не занимаются и посоветовали позвонить в региональную инспекцию Гостехнадзора. В этом ведомстве также заверили, что парки развлечения не в их компетенции: «Мы регистрируем самоходные машины: трактора, экскаваторы, мотовездеходы». И перенаправили в Ростехнадзор. В Ростехнадзоре ничего о каруселях не знали. А в Роспотребнадзоре ответили: «У нас санитарные врачи, которые не в состоянии оценить надежность конструкций».

Оказывается, в Пермском крае нет органа, осуществляющего надзор за безопасностью аттракционов. Не было ни федерального, ни местного закона, обязывающего собственников и арендаторов проверять аттракционы перед началом летнего сезона. В некоторых регионах России (обычно после гибели людей на аттракционах) функции надзора решением местных властей возложили на региональные инспекции Гостехнадзора. Несмотря на то, что в 2013 году в Перми погибла женщина, выпавшая из кабины американских горок в парке Горького, местными властями не было принято никаких мер по законодательному урегулированию.

Аттракцион Twister Coaster в Горьковском парке, упав с которого, погибла женщина. Фото: Екатерина Воронова

«Надзор и проверка осуществляется региональным органом надзора в сфере аттракционов. В России такие органы созданы примерно в четверти регионов, — рассказал вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Игорь Родионов. — В остальных, в том числе в Пермском крае, аттракционы эксплуатируются свободно, под ответственность владельцев. Сейчас ежегодная сертификация добровольная. Но с 18 апреля вступает в силу технический регламент Евразийского экономического союза „О безопасности аттракционов“, по которому на каждый аттракцион нужно будет получать сертификат соответствия. Его после оценки технического состояния будет выдавать сертифицированный орган. Сертификат нужно будет подтверждать каждый год. Для более простых механизмов будет введено декларирование, которым займутся специальные лаборатории (та же процедура, только упрощенная), для батутов, например. Но под закон попадают только новые аттракционы, так как документ не может работать обратно».

Связаться с директором парка «Счастье есть» в Кировском районе в течение недели так и не удалось: к телефону она не подходила, ссылаясь на занятость, и на отправленное по электронной почте письмо не отвечала. В парке отдыха «Балатово» из аттракционов — только детская карусель и колесо обозрения. Найти контакты владельца последнего оказалось не просто: у парка нет ни сайта, ни группы в соцсетях. Пришлось прогуляться.

Колесо обозрения в Балатовском парке Фото: Екатерина Воронова

Балатовский парк с наступлением тепла снова ожил. Ребятня помладше каталась на разодетых пони или рыбачила в надувном бассейне. Подростки зависали в тире. На колесе обозрения никого не было. И не удивительно. В парке Горького колесо куда больше, да и вид лучше. Здесь же, даже на самом вверху, видны лишь верхушки сосен. Женщина-оператор запускала механизм для каждого редкого гостя отдельно. А пока колесо делало круг, она долбила лед вокруг конструкции лопатой. На наш вопрос, проверяли ли аттракцион перед летним сезоном, женщина неуверенно кивнула. Кто именно и когда проверял, ответить затруднилась, сказала лишь, что работает здесь недавно. Немного подумала и дала номер телефона хозяина.

Вид из кабины на сосны и многоэтажки Фото: Екатерина Воронова

Собственник колеса, индивидуальный предприниматель Сергей Конюшевич рассказал, что обычно перед летним сезоном аттракцион проверяет специализированная компания «Кедр». Но в прошлом году у них не оказалось «каких-то документов». В этом году колесо ещё не проверяли. Мужчина занимается аттракционами уже 22 года, но назвать законы, обязывающие предпринимателя проверять их ежегодно, не смог.

«Может быть, такого закона и нет. Но в случае ЧП эта цепочка вся и подтягивается. „Кедр“ ведь не бесплатно это делает. Получается, что степень ответственности делится между собственником и компанией, делающей освидетельствование. Боюсь вас ввести в заблуждение (насчёт законов), но если у собственника есть хоть немного разумения, он обратится к тем, кто дают освидетельствование».

В пресс-службе парка Горького ответили, что арендаторы аттракционов на их территории по инициативе администрации парка обязаны проводить ежегодную оценку технического состояния с помощью специализированных компаний. Без этого их не допускают к работе. «Вся ответственность за безопасность аттракционов лежит на эксплуатанте аттракциона, — заявили в администрации парка. — Все затраты также несёт он». Дать контакты арендаторов отказались.

Мы поднялись к будке администратора колеса обозрения и попросили показать документы, свидетельствующие о безопасности аттракциона. Молодой парень достал «Журнал учёта технического обслуживания и ремонта», в котором он и механик каждый день делают запись после осмотра аттракциона. «Больше никаких документов нет, — сказал он. — В этом году мы ещё не проходили ежегодную оценку технического состояния, а где подтверждающий документ за тот год, я не знаю. Есть ещё другие журналы, но они на исправлении».

Колесо обозрения в парке Горького Фото: Екатерина Воронова

Деятельность аттракционного бизнеса регламентирует лишь ГОСТ 33807-2016 года. В пункте 7.8.1 говорится, что «администратор должен организовать проведение полных проверок технического состояния каждого находящегося в эксплуатации аттракциона. Для сезонно эксплуатируемых аттракционов полные проверки технического состояния должны проводиться, если это возможно, до начала очередного сезона, но в любом случае до истечения срока, указанного в протоколе предыдущей проверки технического состояния». Но сейчас выполнение ГОСТов не является обязательным. Об этом говорит Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

«Стандарт не устанавливает требований к надзору, — пояснил вице-президент РАППА, — но если происходит ЧП, то в суде используются доказательства несоблюдения госта: могли предотвратить, но не предотвратили. Так что, это добровольно-принудительно».

После того, как технический регламент «О безопасности аттракционов» начнёт действовать, проводить сертификацию смогут только получившие на это разрешение частные компании. Сейчас их около 20, в Пермском крае таких фирм нет. Компания «Кедр», услугами которой пользовались парки, не получила аккредитацию. Осуществлять надзор за наличием сертификата будет, скорее всего, региональная служба Ростехнадзора.

«Сейчас правительство решает, кому передать полномочия по надзору: федеральному органу или спустить это в регионы. И как я знаю, склоняется к последнему, — поделился Игорь Родионов. — Во многих городах функцию надзора и проверки уже выполняет региональная служба Ростехнадзора. Это успешный опыт. Знаю, например в Ханты Мансийске работает комиссия, где четко прописаны требования к ежегодной оценке качества ко всем аттракционам».

Вице-президент РАППА заверил, что несмотря на то, что технический регламент относится только к новым аттракционам, комиссия будет проверять и карусели, которые начали эксплуатировать до принятия закона. Для этого местным властям необходимо будет разработать специальное положение. Новый регламент вступает в силу уже в апреле этого года, но в пермском отделении Ростехнадзора о своих возможных обязанностях пока ничего не знают.

***