X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
10статей

Пятничный проект «Звезды» про пермскую и не только пермскую музыку

Масло чёрного тмина VS Скриптонит

Рэп из Казахстана уже давно зарекомендовал себя как отдельная ниша, которая подарила нам как минимум двоих знаковых артистов. В 2020 году оба редко мелькали в заголовках СМИ: один занялся полировкой стиля своей музыки, другой решил посвятить год продюcированию молодых протеже лейбла Musica36. И тот, и другой выпустили под конец прошлого года по свежему и необычному мини-альбому — подходящий повод наконец-то устроить битву титанов.

Холодный отжим чёрного тмина

В 2019 году моим самым прослушиваемым артистом стал Масло чёрного тмина.

Казахский исполнитель из промышленного города шахтёров — Караганды. Первый релиз Масла «Плохой джаз» вышел в апреле 2018 года, в августе — EP Agiss, в конце года — «Великий и ужасный». В 2018 году Айдын Закария получил награду независимой музыкальной премии «Горгулья» в номинации «Экспериментальный проект». Массовая популярность случилась после выпуска альбома kensshi и совместного сингла «У» с Хаски в 2019 году.

В момент выпуска песни clip часть музыкального сообщества решила, что Масло чёрного тмина — это про мрачный звук, цепляющие хуки и бэнгеры. Вспоминая рецензии на kensshi, пестрящие заголовками в духе: «Масло чёрного тмина — провал года, объясняем почему с аргументами», — хочется только грустно улыбнуться. Если артист выбрал путь, который отличается от популярного, это не означает, что он выбрал его неправильно.

Весь материал артиста воспринимается ламповым и честным. Там нет коммерческой идеи трэпа, нет конъюнктурного звучания, нет попытки запрыгнуть на поезд хайпа. Путь Масла — быть самобытным и быть востребованным за этот счёт.

Закария смешивает в музыке элементы фанка, соула, джаза, рэпа, эмбиента, психоделики и трип-хопа. Для его песен характерен медленный темп, в аранжировке — отчётливые партии ударных, духовые, струнные, фортепиано. Сквозь полотно дискографии красной нитью тянется мрачное и депрессивное настроение, почти осязаемое. Часто используется речитатив, шёпот, пение как бы сквозь зубы, но и ритмичному флоу находится место.

Чтобы понять и прочувствовать, откуда Айдын черпает вдохновение, нужно послушать любимую группу героя этого текста — британцев Portishead, захватить первопроходцев трип-хопа Massive Attack, крёстного отца соула Джеймса Брауна и джазистку Нину Симон. Тем, кто хочет приобщиться к миру джаза, от себя посоветую Майлза Дэвиса — музыканта, стоявшего у истоков многих направлений жанра.

В 2020 году артист отсутствовал в информационном поле практически полностью. Группа в ВК стояла пустая и переименованная. Вероятно, находился в творческом поиске (о чём свидетельствуют периодически всплывающие синглы) и для душевного спокойствия исчез с радаров.

Результатом стали «подогревающий» сингл «Неведомый мир», мини-альбом Harith (EP) и несколько клипов, снова снятых молодым режиссёром Айсултаном Сеитовым. Harith (Харис, Харит) — арабское имя, означающее «Великий лев» или «Тот, кто копает землю».

Пять треков дают концентрированную дозу Масла. Звук стал более обволакивающим, тягучим, вязким. Айдын то нашёптывает текст где-то за ухом, то оказывается в виде еле уловимого призрака прямо перед твоим лицом, то притворяется внутренним голосом слушателя.

Закария долго работал над собственным звучанием и пришёл к настолько атмосферной музыке, что после прослушивания EP мозг сразу требует ещё и побольше.

Рэпер с планеты Скриптон

Адиль Жалелов — рэп-исполнитель и музыкальный продюсер, с недавнего времени основатель лейбла Musica36.

Долгое время хотелось оградить себя от творчества Скриптонита. Не было понимания, что же там такое слышат люди и чем им нравятся его песни. Я слышал только попсовые хиты на тусовках, типа «Ламбады» и «Цепей». После выхода EP Solitude сайд-проекта Gruppa Skryptonite меня зацепил трек Latinskaya Muzyka. Пришлось сдаться и познакомиться со всей дискографией. Лучше поздно, чем никогда.

Забавно, что самые растиражированные песни рэпера особо не запали мне в душу, в отличие от менее народных треков. Скажем, двойной альбом «Уроборос» ты не послушаешь, находясь в компании. Это именно что пластинка на подумать, разобрать тексты и проанализировать звуки.

Скриптонит — один из немногих артистов, кто может выпускать как песни для массовой аудитории, так и экспериментальные релизы. Взять хотя бы недавний PVL is back, где Скрип со своим соратником Niman обыграли звучание Мэмфис-рэпа (фонка, южного рэпа), для которого характерны кассетные призвуки, нарочито ухудшенное звучание вокала и грязный бас.

Главная фишка Скриптонита — флоу: завывания, проглатывание букв и слов, выкрики, стоны, эмоциональность, полупьяный голос. Адиль много раз упоминал, что слушает джаз и оттуда черпает вдохновение, что заметно. В аранжировках музыкант часто использует духовые, струнные, клавишные, миксуя с хип-хоповыми ударными. Больше всего слышно заморочку с вокалом. Куча бэков, которые наслаиваются друг на друга в едином пространстве и образуют узнаваемый стиль.

Абстрактный версус

Когда Масло чёрного тмина активно набирал популярность, слушатели часто сравнивали его со Скриптонитом. Их стили и правда пересекались местами. Особенно манерой флоу. Но даже неподготовленный слушатель способен отличить одного от другого.

Всё-таки Адиля всегда больше тянуло в сторону трэпа и сопутствующих элементов: хэты (тарелки), которые то и дело трещат над ухом, жирный 808 бас, хлёсткие снееры (второй барабан), пробивная бочка (первый барабан), качающий ритм, танцы и клубы.

В то время как Айдын больше про атмосферу и художественность. Барабаны более размашистые, будто помещённые в акустику собора, умеренный ритм, глубокий бас и хэты чаще работают в связке с остальной ритм-секцией. Да и вокал едва ли обладает тем же спектром настроений, что не делает его хуже или менее выдающимся.

Несмотря на то что в воздухе витает ощущение, будто артисты не замечают существование друг друга, в комментариях то и дело мелькают залайканные просьбы фанатов о совместной работе двух представителей казахской рэп-сцены.

Признаюсь, мне бы тоже очень хотелось послушать результат работы настолько разных и одновременно похожих друг на друга ремесленников маститых ответвлений хип-хопа.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь