X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 октября 2019
19 октября 2019
Фото: vk.com/ptahperm

Границы, фантазии, мистификации и переезды. Что готовят в новом сезоне независимые театры Перми

Новый театральный сезон уже разгорается вовсю, как костры рябины в одной песне. Давно пора узнать, что же готовят театры своим зрителям в новом для себя году. А поскольку в последнее время в городе стало очень много независимых театров, мы решили рассказать именно об их проектах, потому что о спектаклях государственных театров вы узнаете и без нас.

Сразу необходимо уточнить, независимые театры не так строги в отчётности, как их государственные коллеги, поэтому планы их могут быть немного размыты, а самих проектов в год может быть крайне немного, так что не удивляйтесь обрывочности некоторой информации и если кого-то не увидите в списке. Это нормально.

«Новая драма»: две премьеры в один месяц

Начнём с ветеранов независимого театрального движения Перми, благо в этом сезоне им есть что показать. Особенно Камерному театру «Новая драма», который, кажется, в прошлом сезоне собрался с силами и вернулся к новой драме через читки современных пьес и спектакль «Летели качели». В этом сезоне камерный театр представит сразу две премьеры, уникальные сразу по нескольким пунктам. Во-первых — премьеры пройдут там с разницей всего в неделю, что даже для больших репертуарных театров что-то из ряда вон. А во-вторых, это будут первые в стране постановки пьес иностранных авторов. Эксклюзив, так сказать.

Сначала, 3 ноября, зрителям представят спектакль «Игра неведомого» (18+) по пьесе писательницы из Словакии, переводчика русской и осетинской литературы Евы Малити Франевой. Год назад в «Новой драме», в рамках III международного фестиваля городов-побратимов Перми «Мы вместе!» (Come together!) проходила читка «Игры неведомого», в которой вместе с артистами участвовала сама Ева Малити Франева. Из той читки спектакль, можно сказать, и вырос. Ставит его руководитель театра Марина Оленёва.

Рассказывает «Игра неведомого» о довольно актуальных вопросах миграции и пересечении границ, а так же самоопределении человека в современном мире, причём делает это с юмором, иронией, и даже небольшой долей абсурда. А ещё там есть путешествие в Африку духа (не Индия, конечно, но тоже хорошо).

Через неделю, 10 ноября, выпускник курса Марины Оленёвой и студент режиссерской мастерской худрука БДТ Андрея Могучего Арсений Бехтерев представит премьеру своего спектакля «Море» (16+) по пьесе норвежского драматурга Йона Фоссе. Это один из самых известных и популярных современных драматургов в мире на данный момент, но в России постановки его пьес достаточно редки, а «Море», написанное в 2014 году, вообще ни разу в нашей стране не ставили. Арсений Бехтерев сам перевёл эту пьесу и подготовил её сценическую версию. Спектакль расскажет о человеке, выхваченном из течения времени.

«Большая стирка»: спектакль об одной мистификации

Руководитель старейшего независимого театра Перми «Большая стирка» Дмитрий Заболотских — не только режиссёр, но и драматург, и в этом сезоне он представит спектакль по своей пьесе «История Черубины де Габриак» (16+). Она основана на реальных событиях, произошедших в Петербурге в 1909 году, когда из-за любви к таинственной писательнице Черубине де Габриак (которая, на самом деле, оказалась литературной мистификацией) на дуэли чуть не убили друг друга поэты Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. По словам самого Дмитрия Заболотских, на сцене будут действовать не реальные поэты Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин и редактор журнала «Аполлон» Сергей Маковский, а некие артистические персоны, примерившие их судьбы и погружённые в ситуацию интриги и мистификации. Дистанция между реальными людьми и этими персонами должна быть такой же, как дистанция, отделяющей поэта от его лирического героя. Премьера «История Черубины де Габриак» должна состояться в ноябре.

Фото с первых репетиций спектакля о Черубине Де Габриак Фото: Наталья Айманова / /vk.com/theatrebigwash

«Карабаска»: Всё страньше и страньше

Этот независимый коллектив, состоящий из двух актёров театра кукол — Андрея Тетюрина и Натальи Красильниковой, в этом сезоне отмечает пятнадцать лет с момента создания. Премьерой юбилейного сезона в «Карабаске» станет спектакль «АЛИСА... Сны и фантазии» (7+), как нетрудно догадаться, по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Над постановкой, кроме актёров театра, работают польский режиссёр Эвой Пиотровской и художник Вера Задорожняя.

Основной идеей этого спектакля должна стать мысль о том, что важно не то, какой ответ ты получишь на свой вопрос, а важно то, что у тебя есть желание задавать вопросы. «АЛИСА... Сны и фантазии» будет состоять из необычных картин, в которых используются разнообразные театральные приёмы (система плоских кукол, элементы теневого театра) и современная электронная музыка. Так перед зрителями развернётся путешествие Алисы по лабиринтам снов, её подсознательный поиск самой себя, попытка выяснения собственных желаний и взаимоотношения с окружающим миром в пространстве сна.

Фото: Театр «Карабаска»

«Туки-луки»: вспоминая начало пути

В этом сезоне театр «Туки-луки» планирует поставить спектакль по сказке «Царевна-лягушка». Для театра это будет своеобразное возвращение к истокам, поскольку когда-то он начинался именно с этой сказки, и она довольно долго и с успехом шла в репертуаре. Теперь в «Туки-луки» хотят вернуться к этому произведению, но сделать не просто забавную волшебную сказку о добре и зле, а создать драматичную историю о настоящей любви и верности, о любви к природе, к человеку, к близким людям. При этом многие персонажи предстанут в совершенно неожиданных образах. Жанр будущего спектакля обозначается как «сказка-быль».

«Век жизни»: Много классики. Очень много классики

В этом сезоне семейный театр «Век жизни» обрёл своё собственное помещение в подвале по адресу Куйбышева 67/1, где раньше располагался театр «КТО» (о них чуть попозже). Теперь уже на своей площадке театр представит много премьер по русской классике: в первых числах октября — чеховскую комедию «Медведь» (16+), а потом мелодраму для семейного просмотра «Мери» (12+) по произведению Ивана Шмелёва. Ещё «Век жизни» готовит два спектакля по произведениям Гоголя: на ноябрь запланирована премьера «Шинели» (16+), а на 22 декабря — спектакль «Гоголь. Страшная месть» (16+).

Репетиция спектакля «Медведь» Фото: vk.com/theate_vek_zhizni

Свободный театр современного танца: эксперимент на пределе возможного

Свободный театр современного танца в этот раз начнёт сезон с эксперимента, 7 и 8 октября показав в частной филармонии «Триумф» физическое исследование «Без вызова не входить!» (16+). Его создатели — хореограф Елизавета Тарабанова (Санкт-Петербург) и режиссёр Ксения Малинина — заявляют, что это будет спектакль-эксперимент для тех, кто готов бросить себе вызов. Эксперимент с пространством, временем и телом, который даже не обнажает людей, а просвечивает изнутри как «психофизический рентген». Поэтому работа планируется на пределе телесных возможностей, а сложные физические задачи должны показать реальные эмоции танцовщиков. Проживая предельные состояния вместе с танцовщиками, зритель должен будет совершить открытия для себя и внутри себя. Всё это звучит жутковато, но интригующе.

Фото: vk.com/free.theatre

Театр-лаборатория ПТАХ: читают с душой

ПТАХ в этом сезоне продолжит свои проекты — уже ставшие знаменитыми «Стихи в темноте» и стартовавшие недавно «Душевные чтения». В основу последних лёг сборник Льва Давыдычева «Душа не на своём месте», который состоит из семи тетрадей коротких, но невероятно ёмких рассказов о жизни, смерти, войне, детстве, любви, о путешествии человеческой души. На каждом таком чтении артисты ПТАХа стремятся создать для зрителей особую домашнюю атмосферу тепла и уюта, чтобы зрителям не нужно было думать о житейских проблемах и внешнем мире. Новые «Душевные чтения» должны состояться в конце ноября.

Также в этом сезоне ПТАХ набирает новых актёров в свою труппу, подробности кастинга все желающие могут узнать в паблике театра.

«Стихи в темноте» Фото: vk.com/stihivtemnote

Театр «КТО»: старые друзья на новом месте

Театр «КТО» в этом сезоне сменил прописку и, уступив свою старую площадку на Куйбышева «Веку жизни», переехал на новую, более просторную, в отдельном здании по адресу Тургенева, 9а. Там «КТО» продолжит играть свои спектакли, обучать людей на актёрских курсах и предоставлять свои помещения другим в аренду другим коллективам. При этом на постоянной основе на Тургенева, 9а будет играть свои спектакли ещё один независимый театр — «Гистрион». Это коллектив, основанный выпускниками актёрской мастерской Виктора Афанасьевича Ильева, закончившими ПГИК в 2014 году. Когда-то от «Гистриона» отделилась супружеская пара Рамиса Заббарова и Елены Костаревой, чтобы основать свой театр «КТО». Теперь, можно сказать, старые друзья воссоединились на одной площадке.

Фото со зрителями после спектакля «Пацаны» Фото: vk.com/k.t.o_theatre_film

Смог над городом

На поле независимого театра в Перми теперь постоянно появляются новые игроки. Одним из таких обещает стать Свободный творческий союз «СМОГ», основанный бывшим актёром молодёжной труппы Театра-Театра Дмитрием Курочкиным. До появления «СМОГа» он уже делал свои проекты — иммерсивный спектакль GET OUT и актёрский тренинг-интенсив. По словам Дмитрия, на создание чего-то своего его подтолкнуло участие в нескольких независимых творческих проектах в прошлом сезоне, вроде «Иранской конференции», поставленной Николаем Гостюхиным, и «Пробуждения весны» театральной компании «неМХАТ» (объявившей у себя в паблике, что этот сезон для неё станет последним). Поскольку Дмитрий Курочкин любит стихи советского поэта Леонида Губанова, то свой проект он назвал в честь основанного Губановым в 1965 году независимого объединения поэтов СМОГ, одним из самых известных участников которого был автор «Школы для дураков» Саша Соколов.

Пермский СМОГ будет арт-группой, куда должны входить не только люди из театрального мира, но и музыканты, авторы стрит-арта и другие участники художественного процесса. У арт-группы уже есть своё помещение в центре города, где они смогут проводить акции, перформансы, выставки. Там они уже провели 25 сентября свой первый вечер под названием «БЕЗмузыки». Но ограничиваться только этим помещением СМОГ не собирается. Творческий манифест СМОГа Дмитрий Курочкин обозначает как «спуститься с небес на землю» — в том смысле, чтобы не обосабливаться от зрителя и избегать возвышенного пафоса, из-за которого порой актёры репертуарных театров превращаются в условных «небожителей». Более подробно о планах арт-группы Дмитрий пока не распространяется.

Фото: vk.com/club186409058
Фото: vk.com/club186409058

Важные слова для важных людей

Какими бы независимыми не были перечисленные в этом тексте театры, им всё равно приходиться иметь дело с государством. В основном, получать гранты на свои постановки. Выделение этих денег всегда сопровождается бумажной работой и выполнением коллективами множества требований, порой абсолютно маразматического характера. Например, в публикациях в СМИ обязательно должны быть указания, при чьей поддержке делается спектакль (порой такие публикации вообще нужны в печатном виде и в количестве двух штук). Мы, журналисты, эти указания ставим редко, потому что в тексте подобная вставка всегда смотрится нелепо, как и само это требование. Но театрам это очень важно для отчётности, поэтому здесь, в отдельной главе мы перечислим спектакли из этого списка, которые создаются на выделенные средства.

Так «Игра неведомого» в «Новой драме» и «АЛИСА... Сны и фантазии» театра «Карабаска» создаются при поддержке Министерства культуры Пермского края, а эксперимент Свободного театра современного танца «Без вызова не входить!» — при поддержке Союза театральных деятелей РФ. Вот теперь они могут включать этот текст в свои отчёты.

***

Читайте также наши статьи о независимых театрах Перми: Камерном театре «Новая драма», театре «Большая стирка», семейном театре «Век жизни», Свободном театре современного танца, театре-лаборатории ПТАХ, театре «КТО», театральной компании «неМХАТ».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь