X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Реконструируй это. Что предлагают разработчики новой градостроительной концепции Перми

38статей

В этом проекте мы расшифровываем и публикуем самые важные и яркие, на наш взгляд, речи общественных, политических и культурных деятелей.

Фото: Диана Корсакова

Краевые и городские власти намерены преобразовать Пермь к 300-летию. Концепцию развития промышленных территорий и береговой линии депутатам представили на выставке «Моя Пермь — мое будущее» в Фестивальном доме. Её разработчик — международное архитектурно-градостроительное бюро MLA+. Представил концепцию руководитель проектов бюро Андрей Головин. Интернет-журнал «Звезда» публикует расшифровку презентации.

Открыть доступ к Каме

Перед нами стояла задача проанализировать, какие перспективы возникают у города с возможностью альтернативных видов использования коридора железной дороги Горнозаводского направления и реконструкции промышленных территорий, расположенных вдоль береговой линии. Основная идея, заложенная при постановке задачи, — расширение доступа города к реке Каме и вовлечение в жизнь города, в использование горожанами прибрежных территорий.

Основная проблема, которая не позволяет железной дороге стать эффективным городским транспортом, — это её позиция. Вдоль застроенных территорий линия железной дороги проходит существенно ниже городских кварталов. Часть дороги проходит по промышленным или незастроенным территориям. Станций немного, они труднодоступные. Генеральный план Перми Генеральный планДокумент территориального планирования, в котором представлены транспортные, архитектурно-планировочные, инженерные, социальные, производственные и экологические аспекты развития города. Это картина будущего города, которая предлагает наиболее эффективные пути решения городских проблем и помогает поставить цели городского развития с учетом реальных временных, финансовых, организационных, человеческих и других ресурсов города, принятый Городской думой в 2010 году, не предусматривает ликвидацию железнодорожных путей. Но в тоже время не обладает ясным представлением будущего развития этой инфраструктуры.

Фото: Тимур Абасов

Железная дорога, построенная на высокой насыпи, разделяет город Пермь на несколько частей. Горнозаводское направление прерывается только двумя транспортными и одним пешеходным тоннелями, которые расположены друг от друга на большом расстоянии. Железная дорога, технологические площади железнодорожного вокзала с одной стороны и неприступная набережная Камы с другой тщательно изолировали промышленную часть Дзержинского района от города и физически, и в сознании жителей.

Вывод из эксплуатации железной дороги Горнозаводского направления позволит организовать новые комфортные транспортно-пешеходные связи и вдохнуть новую жизнь в застывшую в своем развитии территорию города.

В настоящее время сложилась ситуация, когда промышленные предприятия используют лишь треть своих зданий и территорий. Относительно невысокие цены на недвижимость и близость к центру позволяют формироваться новой жизни. Хорошим примером может служить офисное здание на ул. Дзержинского с логотипом компании «Билайн». Это говорит о том, что промзоны обладают хорошим потенциалом для редевелопмента РедевелопментОдин из наиболее эффективных способов перепрофилирования невостребованных в существующем состоянии объектов недвижимости или нерационально используемых территорий.

Одновременно городские и краевые власти обсуждали реновацию транспортно-пересадочного узла на вокзале Пермь-II и промзоны вокруг него. Пермский университет разрабатывает концепцию своего развития. Предполагается редивелопмент промышленных помещений завода Шпагина. Создание нового культурного центра на Разгуляе. Использование части промышленных зданий и территорий на Мотовилихинских заводах, которые были предложены компанией Ростех (владеет 50 % акций заводов, — Прим. ред.).

Концепция последовательно развивает идеологию Генерального плана и мастер-плана Перми Мастер-планПредставляет собой общее видение перспективного развития города, определяющее его основные пространственные параметры, потенциал развития, недостатки и достоинства по формированию компактной планировочной структуры города. Основные идеи мастер-плана — не допустить расползания города вширь, поскольку это потребует затрат на инфраструктуру и сети. Сосредоточить все публичные инвестиции в центральном планировочном районе. Единственное новшество, которое мы привнесли, — редевелопмент промышленной зоны. Поскольку промзоны примыкают к центральному планировочному району, их можно задействовать для решения градостроительных задач Перми.

Территории планирования: промышленный узел Дзержинский, транспортно-пересадочный узел на Перми-II, товарный двор (бывшая контейнерная площадка за железнодорожным вокзалом в районе улицы Локомотивная), завод им. Шпагина, Егошиха, Разгуляй и часть территории Мотовилихинских заводов.

Генеральная идея проекта: объединить старый центр Перми XIX века с советским центром XX века, обозначить его выход к реке и сосредоточить все публичные инвестиции в центральном планировочном районе и прилегающих к нему территориях. Новая сцена Пермского театра оперы и балета, новое здание Пермской художественная галереи должны придать новый импульс этим территориям.

В результате последовательной реализации обсуждаемой стратегии город выйдет на Каму, появятся новые участки доступной набережной общей длиной около 6 километров, будут запущены процессы регенерации исторически освоенных территорий на площади около 350 га.

Проект скоростного трамвая

Современные трамваи могут двигаться с различной скоростью и поэтому ограничимся одним термином — трамвай, не разделяя при этом «городской» или «скоростной», так как он может работать в различных режимах.

Связь железнодорожного вокзала Пермь-II с центром города может быть гарантирована трамвайным сообщением, маршруты которого проходят в непосредственной близости от здания вокзала, с малыми интервалами движения. На первом этапе это может быть существующий маршрут, подходящий к вокзалу с ул. Петропавловская. На следующих этапах будет добавлен маршрут из микрорайона Парковый с выходом на ул. Дзержинского и на новую трассу вдоль набережной.

Сейчас трамвайные пути на Парковом проходят по промзоне, поэтому трамвай не загружен и работает неэффективно. Лишь немногие жители используют его для поездок. В Генеральном плане заложены мероприятия: завести трамвайные пути на проспект Парковый и на Заостровку. У Перми-II трамвайный маршрут будет проходить по ул. Углеуральская, через тоннель под Трансибом и далее — в центр города. Для размещения трамвайного маршрута вдоль набережной существует два коридора.

Маршрут на месте железной дороги Горнозаводского направления, который позволяет обеспечить доступ к променаду на набережной, к территориям реконструкции и нового строительства расположенных вдоль берега Камы. Альтернативным решением может быть трамвайный маршрут, проходящий по ул. Окулова и ул. Монастырская, который подходит к реке на станции Пермь-I и далее по освободившимся железнодорожным путям на Площадь Восстания. Выбор места наилучшего размещения, обоснование этапов строительства трамвайных маршрутов относятся к следующим стадиям планирования и проектирования.

Вокзал Пермь-II и товарный двор

Вокзал Пермь-II будет представлять собой не только транспортно-пересадочный узел, но и мощный общественный центр, что обусловлено близостью Университета и возможностью размещения в центре города крупных общественных объектов городского и регионального значения. С общественного транспорта можно сразу сделать пересадку на поезд, региональный автобус. Если сейчас остановки находятся на расстоянии 300 метров от вокзала, то после преобразований пешеходный путь до них составит 25-40 метров.

Раньше на территории товарного двора общей площадью около 12 га, примыкающего к вокзалу, предполагалось строительство торгового центра. Однако мы поддерживаем подход сторон, которые считают, что в этой части Перми нужно формировать качественную городскую среду, а не парковку, и хорошей альтернативой для этого места является многофункциональная застройка в планировочной структуре, ориентированной на пешеходные перемещения.

Концепция застройки территории около вокзала учитывает планы строительства транзитной ул. Строителей, которая нацелена на улучшение транспортной связи Закамска с центром города.

Предлагается сохранить исторические здания железнодорожного вокзала, но при этом создать новый объём, который выйдет из тупика на раскрытую площадь и станет ближе к городу. Сократятся пешеходные подходы от маршрутов городского транспорта, а сам вокзал станет заметным объектом не на окраине города, а воротами города.

Район Университетский

Территории промышленного узла Дзержинский и кварталы Пермского университета станут новым районом Университетский — «городом новой экономики».

Мировой опыт реализации проектов реновации индустриальных зон показывает, что экономический потенциал территорий с «затухающей» промышленной деятельностью обычно выше, чем ожидается. Местоположение Университетского района: близость к городскому центру, близость к друзьям и родственникам, кафе, объекты культуры, университет в непосредственной близости, непосредственный контакт с рекой Камой, историческая атмосфера застройки, пусть даже индустриальных зданий, новый образ, репутация, уникальная типология жилья — это далеко неполный перечень факторов успешного развития и популяризации района. Это не проект, который нужно спроектировать и построить — это планирование совместных действий публичной власти и собственников недвижимости, инвесторов, это создание условий и регламентов, в рамках которых собственники выстроят свои стратегии по трансформации недвижимости и видов деятельности.

Концепция реновации не ставит задачи приостановить действующие производственные виды деятельности, но при этом существует осознанное желание снять блокаду с уникальных речных ландшафтов города для вхождения жилых и досуговых функций. Сохранение существующих зданий и их новое смысловое наполнение должны поощряться. Отдельные промышленные здания должны остаться и могут стать символами района, города. Например, мы предлагаем сохранить элеватор.

Бульвар на набережной Камы

У реализуемого проекта Набережной на Каме от Порта Пермь до Речного вокзала появляется новый элемент — участок железной дороги, трансформируемый в составную часть городской системы мобильности.

Культурный форум Перми

В XIX веке это был центр города. Сейчас территория исторического центра выглядят безжизненно: находясь в районе Разгуляя, знание того, что вы находитесь в центре, не соответствует картинке: пустыри, ветхая застройка, гаражи, заброшенные садовые участки, дикие заросли.

Совместная реализация трёх проектов: открытие территории и замена производственных функций на заводе Шпагина, реконструкция застройки на Разгуляе и объединение двухъярусного пространства благоустройством долины реки Егошихи позволит вернуть чувство и функции центральности данной территории. На заводе им. Шпагина в существующих зданиях планируется разместить выставочное пространство Пермской художественной галереи, другие культурные учреждения. В настоящее время разрабатывается программа наполнения заводских зданий новыми резидентами. Капитальный ремонт может занять время, но уже в ближайшее время пермяки и гости города смогут прогуливаться от Разгуляя через долину Егошихи и территорию завода к Речному вокзалу.

Лучшие решения возникают, когда существуют варианты. Сейчас рассматривается два варианта размещения новой сцены Пермского театра оперы и балета. Первый — в квартале № 5, в районе улиц Окулова и Осинская. Второй — на территории сквера площади Татищева. Здание новой сцены Пермского оперного может послужить катализатором развития территории Разгуляя. Долина реки Егошихи должна сохранить свой исторический вид — такой, каким его запечатлел фотограф Сергей Прокудин-Горский.

***

Читайте также: